Что нужно изменить в России, чтобы в ней было комфортно жить всем?

Домашний ОчагОбщество

Доступная среда. Кому она нужна?

Спецпроект «ДО»

Приглашенный редактор: Яна Кучина

Никита и много надежд

Яна Кучина, журналистка портала «Такие дела», приглашенный редактор спецпроекта о доступной среде, живет с ДЦП

Обычному человеку кажется, что с доступностью в городе всё неплохо. Особенно в столицах, особенно в последнее время. Вот ведь установили повсюду пандусы, ездит по городу транспорт нового поколения, а в торговых центрах есть туалеты для инвалидов, на указателях всегда по три значка. У человека, которому нужна доступная среда, таких иллюзий нет.

Чтобы быть безопасными, пандусы должны быть пологими и с перилами. Чтобы иметь смысл, они должны вести в здания с лифтами, с достаточно широкими проходами, и без внутренних порогов и ступеней. Все туалеты в городе должны быть доступными, даже уличные, даже в кафе. Вспомните, пожалуйста, как давно вы видели доступный туалет где-то, кроме крупных торговых центров?

Все переходы в городе должны быть оборудованы либо пандусами, либо лифтами, либо иметь наземный вариант.

Лифт и туалет для инвалидов не должны быть заперты. Проверьте, чаще всего, чтобы ими воспользоваться, нужно позвонить диспетчеру.

Офисы, кафе, театры – это тоже общественные пространства, не только школы и больницы должны стать доступными.

А теперь представьте карту города в котором живете, и обведите здания, которые полностью доступны. А теперь попробуйте проложить маршрут от одного здания к другому, чтобы на нем не было ступеней, подземных переходов без пандусов и ходил только доступный транспорт. Если на этом маршруте есть метро, вы сможете им воспользоваться только через два часа, когда служба сопровождения обработает вашу заявку.

Если вам стало неуютно жить в собственном городе, вы всё оценили правильно. И несмотря на то, что ситуация действительно меняется и в нашей стране развивается инклюзия и строятся доступные музеи, коворкинги и аквапарки, слишком часто о доступной среде забывают.

Вот в Нагатинской пойме открыли «Остров мечты» – замок с аттракционами для всей семьи. Туда поехали Никита и его семья. Никите шесть лет, он приемный ребенок (это неважно) и он не ходит без поддержки (это оказалось важно). Никита мечтал прокатиться на зеленом джипе, увидел его в рекламе парка. Здоровые дети любят машины. А мальчишки, которые не могут ходить и бегать, обожают их с утроенной силой, ведь на колесах они на равных со всеми остальными. Семья купила билет и встала в очередь. Ни на входе, ни на кассе никаких предупреждений не было, но охранник стал говорить, что на аттракцион им нельзя. Если бы Никита ходил – тогда да, а иначе – никак. Причины были непонятны. Это просто машины, в которых дети сидя едут рядом со взрослыми. Ни ходить в ней, ни стоять не нужно. Мама вытащила Никиту из коляски и поставила на ноги рядом с собой, придерживая за майку, чтобы Никита был больше похож на здорового ребенка. Охранник сказал, что Никиту прокатят только в том случае, если он сможет самостоятельно, без маминой поддержки, дойти до машинок. Никита мог ходить сам и сказал, что постарается. Мама поддерживала его за майку. Охранник сказал отпустить, Никита разволновался без маминой руки и упал. На аттракционы его не пустили. Весь следующий день он учился ходить от стенки до стенки в своей комнате, будто бы до аттракциона. Снова и снова.

В интервью на вопрос о доступной среде владелец «Острова мечты» сказал, что во всем мире «инвалидам нельзя садиться на аттракционы» и для них «есть много других развлечений». Это обман, но никто ему не возразил. Парк по-прежнему работает, пользователи Google-карт ставят ему пять звезд. Хочется верить, что наступит день, когда открыть такой парк будет просто невозможно, как невозможно открыть здание без плана эвакуации. Но это случится, только если каждый поставит этому парку ноль целых ноль десятых звезды.

Кажется, что построить доступную среду очень сложно (это верно) и дорого (тоже верно), а нужна она только небольшому количеству людей, так что это вложения не первой необходимости. Но на самом деле сделать из обычного горожанина человека с особыми потребностями очень просто.

Достаточно подарить ему подарок.

Взял человек в руки большой классный чемодан – и вот ему нужны пандусы, раздвижные двери, лифты, низкие пороги. Родился в семье красивый младенец? И любому, кто решил выйти с ним из квартиры, нужны те же условия, что и человеку на инвалидной коляске. Да, и доступный транспорт. Всем остальным мы подарим велосипеды, самокаты, сумки на колесиках, с которыми так удобно ходить на рынок. И вот перед нами не просто горожане, а амбассадоры доступной среды. И, вероятнее всего, именно эти подарки вы непременно получите от жизни, рано или поздно, так или иначе.

12 марта 1990 года в Вашингтоне около 60 людей с инвалидностью оставили свои коляски и костыли, поползли наверх по 83 ступеням Капитолия. Они требовали у Конгресса США принятия закона, который уравнивал был их в правах с остальными американцами. На одной из самых известных фотографий – 8-летняя Дженнифер Килан, которая участвовала в акции в память о своем друге. Через несколько месяцев закон был подписан. Его принятие повлекло за собой колоссальные изменения во взгляде на инклюзию – не только в США, но и во многих других странах.

Рассудим с другой стороны. Представим горожанина, которому не нужна доступная среда. У него нет велосипедов и младенцев, самокатов и санок, он не ездит в путешествия на поездах и никогда в жизни он не сломает ногу и не наберет лишний вес. Но даже у него есть родственники и любимые. А еще он доживет до старости – и все-таки присоединится к нам, мечтающим жить в доступном городе, на равных, в болезни и в здравии.

Сегодня доступная среда стала предметом первой необходимости. Да, прежде мы жили без нее и как-то справлялись. А еще раньше мы жили без WiFi, службы такси, горячей воды и рядом с гетто, но теперь нас на это не уговорить.

Коля и полоса препятствий

Лида Мониава, учредитель благотворительного фонда «Дом с маяком»

Я работаю в Детском хосписе «Дом с маяком». Занимаюсь помощью детям с инвалидностью уже 16 лет. Но только когда я взяла из психоневрологического интерната ребенка в инвалидном кресле к себе домой, я поняла, с какими проблемами реально сталкиваются инвалиды в нашем обществе. Хочу рассказать несколько историй.

Подъезд

Я снимаю однокомнатную квартиру в многоэтажном доме в районе метро «Новослободская». Подъезд выглядит так: 7 ступенек наверх (есть откидной пандус) и только потом лифт. Раньше я думала, что мой подъезд отлично адаптирован для инвалидов – есть пандус! Но, когда я подвезла Колю к этому пандусу, поняла, что сверху это выглядит как американская горка. Пандус с углом 45 градусов, коляска весом 75 кг по нему стремительно улетает вниз. Еще сложнее затолкать коляску снизу наверх. Первое время я не могла это сделать в одиночку, мы стояли около подъезда и ждали, пока мимо пройдет кто-то из соседей-мужчин, чтобы попросить помощи.

Более 10 раз за это лето в нашем подъезде ломался лифт. Ты приходишь домой вечером с ребенком, а лифт не работает. Знакомые говорили, что в таких случаях помогает МЧС. Я звонила в МЧС в ситуации, когда лифт не работал уже 10 часов. МЧС сказали, что нет угрозы для жизни.

Неприспособленный подъезд – самая частая причина, почему люди с инвалидностью заперты дома. Думаю, в каждом доме есть сосед, которого никто никогда не видел, – инвалид-колясочник или старенькая бабушка.

Лифт

Моя подруга переехала в квартиру в центре Москвы и пригласила нас с Колей к в гости. Мы купили подарки, я искупала и нарядила Колю, мы отправились в гости. Долго добирались, зашли в подъезд, я нажала на кнопку лифта, и стало понятно, что в гости мы не попадем. В стандартный пассажирский лифт инвалидное кресло не въезжает по ширине и по глубине. Если в доме нет грузового лифта, значит, человек в кресле туда попасть не сможет. Остались мы с Колей без новоселья, пошли обратно домой.

Переходы

Неудачи с гостями настигают нас часто. Мы живем по одну сторону от Тверской улицы, а моя подруга живет по другую. Много лет до появления Коли я ходила каждое воскресенье в гости, у нас была традиция воскресных завтраков. Появился Коля – и мы пошли на завтрак вместе. Дошли до Пушкинской площади, стали искать переход через дорогу. Оказалось, что на Тверской улице, как и на Арбате, нет наземных переходов, а подземные – недоступны для инвалидов. Можно перейти дорогу в районе мэрии, а дальше только на Белорусской. На протяжении 4 километров центральной московской улицы ни одной возможности для инвалида перейти через дорогу. Больше я к подружке в гости в воскресенье утром не хожу.

10 июля 2019 года самарский художник Арсений vreditel_li поднялся на высоту четвертого этажа заброшенного панельного и сидел в инвалидной коляске, на краю лестницы, ведущей в никуда. В аккаунте в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) он разместил свои фото и напомнил, что в России живет 12,5 млн человек с инвалидностью и лестница для них – непреодолимое препятствие.

И снова переходы

Доступный подземный переход – это где есть пологий (до 15% угол наклона) пандус. Именно пандус, сплошная плоскость под уклоном, а не вертикальные железные рельсы, которые лежат во всех переходах вместо пандусов (на них человек в кресле можно только скатиться вниз, с разгону сломав себе шею). Мы с Колей приехали на метро «Аэропорт» и хотели перейти через Ленинградский проспект. В подземный переход шел пологий пандус, мы спустились. Переход похож на полосу препятствий. Спускаешься, идешь, поднимаешься на пролет выше, идешь, спускаешься на пролет вниз, идешь и оказываешься возле выхода. Но выхода для инвалидов нет. Лестница недоступная, лифт узкий, коляска не заезжает, но даже если бы и заехала – лифт сломан. Говорят, он уже много лет не работает. Пошли мы с Колей печально обратно.

Туалет

Мы с Колей приехали погулять вдоль Москвы-реки в районе Воробьевых гор. Коля пользуется памперсом. Памперс было пора сменить. На улице была осень и довольно холодно. Я стала озираться в поисках туалетов. Общественных туалетов много, но в каждом при входе ступеньки, дверь узкая, в кабинке с коляской не поместиться. Мы обошли 4 общественных туалета, ни в один не смогли попасть.

У Коли промокли штаны. Я придумала зайти в кафе поесть и, главное, ради туалета. Мы пришли в кафе, но и там зайти в туалет не смогли – узкие двери, узкие кабинки.

90% туалетов в кафе и общественных туалетов в Москве недоступны для инвалидов.

Большинство инвалидных туалетов в торговых центрах заперты на ключ. Ключ у охранника или у администратора. Найти его, дозвониться, дождаться – получается редко.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фитнес для здоровья: Как тренироваться правильно? Фитнес для здоровья: Как тренироваться правильно?

Тренировки от случая к случаю пользы не приносят

Домашний Очаг
7 неявных признаков обезвоживания 7 неявных признаков обезвоживания

Признаки, которые на него указывают на обезвоживание

Psychologies
Смайлик Саша Смайлик Саша

СМА (спинальная мышечная атрофия) считалась неизлечимой еще несколько лет назад

Домашний Очаг
Кому это понравится? Кому это понравится?

Андрей Подшибякин о музыкальных вкусах разных поколений

GQ
Ваши ноги: 10 проблем, о которых нужно знать Ваши ноги: 10 проблем, о которых нужно знать

Неудобная обувь и неправильный образ жизни способны разрушить здоровье стоп

Домашний Очаг
Спасаемся от зноя: 5 рецептов холодных супов из Европы Спасаемся от зноя: 5 рецептов холодных супов из Европы

Для приготовления этих холодных супов иногда даже не нужно включать плиту

Вокруг света
Как укрепить личные границы, не теряя связи с близкими и оставляя место для себя Как укрепить личные границы, не теряя связи с близкими и оставляя место для себя

Если вам сложно определить свои личные границы, тогда эта статья для вас

Домашний Очаг
Профессия будущего: взлет интереса к пилотам беспилотных воздушных судов Профессия будущего: взлет интереса к пилотам беспилотных воздушных судов

Чем занимаются пилоты беспилотных воздушных судов?

Популярная механика
Его время Его время

Николас Холт: о стремительном настоящем времени и непредсказуемом прошлом

GQ

В российский прокат вышел «Отряд самоубийц: Миссия навылет»

Esquire
Кофе со сливками Кофе со сливками

Двадцать лет назад в Москве открылась первая «Кофемания»

Tatler
Как использовать NDA в России. Чек-лист для заказчиков и исполнителей Как использовать NDA в России. Чек-лист для заказчиков и исполнителей

Правила оформления соглашений о неразглашении конфиденциальной информации (NDA)

Inc.
Полвека спустя: извлечены ли уроки? Полвека спустя: извлечены ли уроки?

К пятидесятилетию краха Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы

Эксперт
Воноговы Воноговы

Воноговы — главная виндсерфинг-династия Петербурга

Собака.ru
«Гонка за успехом убивает»: как перестать достигать... и начать жить «Гонка за успехом убивает»: как перестать достигать... и начать жить

Как мы все стали достигаторами и почему культ успеха нам вредит

Psychologies
Когерентную динамику молекулы йода измерили с фемтосекундным разрешением Когерентную динамику молекулы йода измерили с фемтосекундным разрешением

Исследованы переходы из валентных состояний в состояния с возбужденным остовом

N+1
Лев Лурье Лев Лурье

Лев Лурье – такая достопримечательность Петербурга

Esquire
Диета Дианы: что любила принцесса и от каких продуктов отказалась навсегда Диета Дианы: что любила принцесса и от каких продуктов отказалась навсегда

Выясняем, что любила принцесса Диана, а от каких продуктов отказалась.

Cosmopolitan
Авиашоу массового уничтожения: катастрофа на базе Рамштайн, 1988 Авиашоу массового уничтожения: катастрофа на базе Рамштайн, 1988

28 августа 1988 года несколько сотен человек накрыло огнем

Maxim
«Ни единого пенни»: Квентин Тарантино дал в детстве клятву никогда не давать матери денег «Ни единого пенни»: Квентин Тарантино дал в детстве клятву никогда не давать матери денег

Американский режиссер пообещал никогда не помогать матери финансово

Forbes
Дутая сенсация: кто и зачем строит дирижабли в XXI веке Дутая сенсация: кто и зачем строит дирижабли в XXI веке

Дирижабли возвращаются!

Maxim
Приведи грудь в форму: можно ли подтянуть бюст упражнениями и как это сделать? Приведи грудь в форму: можно ли подтянуть бюст упражнениями и как это сделать?

Тренер делится своими секретами по сохранению красивой груди

Cosmopolitan
7 самых космических документальных фильмов 7 самых космических документальных фильмов

Правдивое кино о нашей Вселенной, которая до сих пор хранит много тайн и загадок

GQ
Удивительное рядом Удивительное рядом

Старая миланская квартира со сменой декораций и настроений

AD
Слезы, боль, медали: главные героини Олимпиады в Токио Слезы, боль, медали: главные героини Олимпиады в Токио

Самые яркие истории побед и поражений спортсменок на Олимпийских играх-2020

Forbes
Виктор Пелевин: Transhumanism Inc. Отрывок из нового романа Виктор Пелевин: Transhumanism Inc. Отрывок из нового романа

Отрывок из нового романа-квеста Виктора Пелевина: истории о любви и смерти

СНОБ
Спасибо, следующий! Спасибо, следующий!

7 типов мужчин, которые тебе не подходят и почему

Лиза
Мария Куликова: Я ощутила вкус жизни Мария Куликова: Я ощутила вкус жизни

Звезда сериала «Склифосовский» Мария Куликова о любимых мужчинах

Добрые советы
Самый мрачный год в истории Лондона XX века. Глава книги «Страх и Надежда: как Черчилль спас Британию от катастрофы» Самый мрачный год в истории Лондона XX века. Глава книги «Страх и Надежда: как Черчилль спас Британию от катастрофы»

Отрывок из книги «Страх и Надежда: как Черчилль спас Британию от катастрофы»

Esquire
Императивы экономики нового Узбекистана Императивы экономики нового Узбекистана

Узбекистан — крупнейшая экономика Центральной Азии

Эксперт
Открыть в приложении