Краткая история «Гоголь-центра»
30 июня в «Гоголь-центре» сыграли последний спектакль под руководством Алексея Аграновича — «Я не участвую в войне» по поэзии Юрия Левитанского. «Сноб» вспоминает все, что происходило в театре и вокруг него последние десять лет
2012
В августе Кирилл Серебренников назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени Гоголя. К тому моменту у режиссера за плечами опыт создания фестиваля «Территория», проектов «Платформа» и «Седьмая студия».
Спустя месяц после назначения Серебренников заявляет, что концепция театра изменится: после ремонта он станет городским пространством, где помимо спектаклей будут кинопоказы, лекции, дискуссии и выставки. «Это должно быть такое очень обаятельное, приятное место <...> “Гоголь-центр”, как я его себе мыслю, будет открыт для зрителей с трех часов дня и до ночи», — рассказывает режиссер. Директором «Гоголь-центра» стал Алексей Малобродский.
После интервью Серебренникова актеры Театра имени Гоголя выходят на митинги против его «закрытия» — так они называют изменения, предложенные новым руководством театра. Артисты считают, что смена худрука и директора приведет к «потере великих традиций русской театральной школы».
2013
2 февраля «Гоголь-центр» открывается спектаклем «00:00». В финале на сцену выходит старейшая актриса труппы Майя Ивашкевич — она «дает старт» новой жизни театра; часы, которые проецируются на полотно за спинами актеров, начинают идти.
«Пахнущий краской ремонтный кавардак превратился в очень красивую площадку; ничего похожего на советский “театр-театр”. Избавившись от лишних перегородок и стен, фойе стало огромным, живописно-шероховатым, с обнаженной кирпичной кладкой и псевдограффити», — пишет автор «Сноба» Вадим Рутковский.
В 2013-м Серебренников ставит здесь «Отморозков» по роману Захара Прилепина, овидьевские «Метаморфозы» и шекспировский «Сон в летнюю ночь». В репертуаре театра появляются спектакли других молодых режиссеров: Владимира Панкова и Жени Беркович.
2014
Самой громкой премьерой нового сезона становится «(М)ученик» — «русифицированная версия» пьесы немецкого автора Мариуса фон Майенбурга о мальчике, превратившем библейские тексты в смертельное оружие. В спектакле играют ученики Серебренникова, начинающие актеры Александр Горчилин и Никита Кукушкин и уже известные Виктория Исакова и Юлия Ауг.
2015
У «Гоголь-центра» две больших премьеры: гончаровская «Обыкновенная история» и некрасовское «Кому на Руси жить хорошо».
«Существенная для Гончарова тема — противопоставление полуазиатской, но душевной русской провинции холодному Петербургу («отпрыск России, на мать непохожий, бледный, худой, евроглазый прохожий», пел когда-то Юрий Шевчук) — мутирует у Серебренникова в не лишенное морализаторства обличение города. Тут “Обыкновенная история” рифмуется с "Братом" Алексея Балабанова: “Вот ты говорил, город — сила, а здесь слабые все. — Город — это злая сила, сильный приезжает, становится слабым, город забирает силу — вот и ты пропал”», — пишет Вадим Рутковский про «Обыкновенную историю».