Красота и политика: чему учат современных лидеров Кир Великий и Александр Македонский
Красота всегда была символом власти и, в то же время, — проводником перемен
Давайте посмотрим на самых известных правителей, которые сознательно приумножал красоту и использовали ее, чтобы усилить влияние на других.
Борода и вычеркивание из истории
Хатшепсут (1479–1458 гг. до н. э.)
1927 год до н.э.. Сцена похожа на место жестокого убийства: выколотые глаза, обезглавленные тела, выцарапанные имена.
Перед египтологом Гербертом Юстисом Уинлоком, возглавляющим Метрополитен-музей, лежат осколки разбитого гранита и известняка. Это остатки гробницы фараона по имени Хатшепсут. По этим обломкам трудно представить себе величественные, гордые статуи.
Во время раскопок Уинлоку становится не по себе. Он и его команда понимают, что означает подобное надругательство. Древние египтяне считали фараонов богами. Изуродовать изображение царя, будь то рисунок или статуя, было даже не подлостью ― святотатством. В те времена люди верили, что дух усопшего сначала путешествует по подземному миру и подвергается испытаниям. Лишь доказав свои достоинства, он попадает в загробный мир. Но возможно это, только если земные изображения мертвеца останутся нетронутыми.
Кто мог настолько ненавидеть фараона, чтобы попытаться стереть его из истории, а его духу ― закрыть путь в загробный мир? Скоро Уинлок раскроет этот секрет. Но сначала ему нужно собрать воедино все фрагменты тайны.
Хатшепсут всего лишь хотела носить бороду. Борода символизировала королевскую власть, могущество, божественное начало. Но бороды были только у мужчин.
Пока отец правил Египтом, Хатшепсут внимательно наблюдала за ним: как он себя ведет, какие решения принимает, каким уважением пользуется. Она мечтала пойти по его стопам, но мать говорила, что трон ― не место для девочки.
Единственный ребенок Тутмоса I и его главной жены Яхмос, Хатшепсут должна была походить на мать: красивая, покорная, благоразумная. Чья-то идеальная жена, не более. Хатшепсут это выводило из себя. Женщина не могла даже попытаться достать луну с неба, в то время как мужчина мог обладать вселенной.
Хатшепсут вышла замуж за своего младшего единокровного брата, Тутмоса II, и после смерти отца именно он стал фараоном. Но вскоре царица Хатшепсут оказалась в тени его второй жены, Исет, и, что еще хуже, новорожденного сына Исет, Тутмоса III. Они возвысились, став новой царской семьей, а Хатшепсут с дочерью Нефрура (что означает «Красота Ра») фараон отдалил, отвел им более скромные покои. Пока Исет праздновала свой триумф, Хатшепсут сгорала от зависти, но не к новой царице, а к младенцу-принцу.
Через несколько лет Тутмос II умер, и империя погрузилась в траур. Две смерти, случившиеся за такое короткое время! Египет отчаянно нуждался в правителе и стабильности, но Тутмос III был еще совсем ребенком. Несмотря на это, наследника, омытого миррой, облаченного в царскую синюю одежду и осыпанного золотом, провели в объятиях Исет к трону для церемонии. Но трон был занят.
Перед Исет и Тутмосом предстала Хатшепсут в священной короне хепреш. Глаза золотой кобры, украшающей царский головной убор, сверкали рубиново-красным светом. На Хатшепсут также была кожаная мужская юбка вроде килта, завязанная на талии, а к подбородку она прикрепила бороду из козьей шерсти, длинную и тонкую, как у Осириса, бога загробного мира. Это был высший знак власти.
Египтяне тщательно ухаживали за собой и брились полностью: с головы до ног. Фараоны, земные воплощения богов, носили не только парики, но и накладные бороды ― священный символ высшей власти.
Некоторые бороды делались из козьей шерсти, сплетенной либо в горизонтальный узор, либо в длинную тонкую косу. Их повязывали на шею, приклеивали к подбородку, а иногда закрепляли шнурами, которые можно было завязать за головой и скрыть париком.
Второй тип бород делался из чистой бронзы или золота, с плетеными деталями. Такие бороды привязывали к хепрешу так, чтобы они свисали с царского головного убора.
Прежде Хатшепсут изображалась в женском образе: плавные изгибы, мягкость позы. Теперь, нося фальшивую бороду, она, возможно, подчеркивала свое внутреннее ощущение: не до конца женщина, не совсем мужчина, а нечто посередине.
В последующие годы описания фараона варьировались: использовались как местоимения «она/ее» ― «она первая среди благородных женщин», «дочь Ре» (женское окончание слова) ― так и смешанные формулировки «его величество, она» и просто «его величество». Поэтому дальше мы выберем местоимение «они/их» для обозначения правителя.
Новые памятники запечатлели фараона с точеными мускулами и мужественной осанкой. Лицо Хатшепсут изваяли в виде сфинкса, гибридного существа, которое египтяне считали мужчиной. Правление Хатшепсут ознаменовалось чередой амбициозных свершений: заказом множества произведений искусства и архитектуры, возобновлением торговли с иностранными государствами, укреплением армии и расширением царства.