Глянец среди войн и революций: о чем писали женские журналы в середине ХХ века
Как выглядели женские медиа на пороге Второй мировой войны и чем отличалась повестка глянца в разных странах? Разбираемся, с помощью каких инструментов СМИ формировали картину желаемой действительности у женщин при социализме и при капитализме и какую роль во всем этом играли пэчворк и рукава-фонарики
Не мадемуазель, а товарищ!
В первую половину 1930-х Советский Союз находился в международной изоляции. Многие страны годами не признавали легитимность нового правительства: до 1923 года от партнерства воздерживались Великобритания и Франция (крупнейшие экономики после Первой мировой войны), а США признали советское правительство только в 1933 году.
Изоляция усложняла и без того тяжелое экономическое положение СССР. Правительство столкнулось с трудной задачей: как, с одной стороны, «продавать» репутацию прогрессивной страны Западу и, с другой — ощущение dolce vita советским гражданам, многие из которых еще помнили царские времена и, пусть тихо на кухнях, все же выражали недовольство большевистским правительством.
Советские идеологи понимали, что агрессивно-восторженных материалов в прессе недостаточно для стабильного существования системы. Важно было «вылепить» нового человека: с принципами, ценностями и вкусами, соответствующими вызовам времени. И поскольку женщина после революции стала равным мужчине партнером, пропаганда нацелилась и на женские медиа.
В женских изданиях 1920-1930-х годов начинается полное переосмысление женской роли. Уходит мода на хрупких декадентских красавиц — советская женщина показывается активной, спортивной, деятельной и ответственной. Быт хотя и остается на ней, но уже не является ее единственной обязанностью. Поэтому все больше журналов публикуют статьи на тему приобщения мужей к домашним обязанностям, а также использования достижений народного хозяйства для освобождения от бытовой рутины. Одной из острейших тем в дискуссиях является «харчевание в артельных столовых», организация прачечных, детских садов и других вспомогательных организаций.
В эти годы впервые поднимается вопрос оплаты или компенсации женского домашнего труда. Как говорила Надежда Крупская: «Умственное развитие задерживается мелочными заботами, горшками, квашнями, погаными ведрами и прочей мерзостью. Отринув все это, женщины быстро подвинулись бы вперед, почувствовали бы себя совершенно свободными и счастливыми».
Крупская не просто жена вождя — она своим примером показывает советским женщинам важность эмансипации, становится ролевой моделью для вчерашних кухарок и гувернанток. Вместе с Инессой Арманд и Александрой Коллонтай они издают женский журнал «Коммунистка», который рассказывает об успехах и задачах революции, правовых аспектах жизни, феминизме и переходе от женщины-хозяйки к женщине-гражданину. Журнал закрывают в 1930 году, когда Сталин заявляет о том, что «женский вопрос» в СССР решен.
Не пережил 1930-е и популярный «Женский журнал». Он выходил с 1926 года и позиционировался как «домашне-хозяйственный и модный». Основной контента были советы по улучшению быта, воспитанию детей, уходу за собой. Предполагалось, что освобожденная советская женщина успевает везде и при этом умудряется отлично выглядеть дома.
Был раздел «Мода в красках» — единственные цветные страницы в журнале. Фасоны в них хотя и отставали от актуальных европейских тенденций, но воспринимались читательницами с восторгом.
«Женский журнал» изображал женщин за работой и не ограничивался только бытовой нагрузкой — это было одно из немногих медиа, которое показывало женщин в деловой атмосфере. Здесь публиковались истории успеха не только образцовых работниц и крестьянок, но и первых бизнес-леди эпохи НЭПа (1921–1928 годы), карьерные советы и материалы о финансовой грамотности. Культивировался образ self-made woman.
Несмотря на административно-командную экономику с монополией государства во всех сферах, реклама в СМИ все-таки была. Особого пика она достигла при НЭПе. Если посмотреть на объявления, опубликованные в «Женском журнале», кажется, что страна полностью вернулась к дореволюционной жизни.
После сворачивания НЭПа этот контент перестал быть актуальным. Коллективизация и индустриализация 1930-х делали ставку на женщин-работниц, а идеальной сферой реализации видели работу на заводе. Редакторский коллектив попытался перестроиться, и с 1928 года в публикациях журнала стали заметны изменения, однако в 1930 году он все-таки закрылся как недостаточно идейный.
В 1923 году тиражом в 2000 экземпляров вышел журнал «Ателье». Над ним трудился цвет творческой элиты: Анна Ахматова, Вера Мухина, Борис Кустодиев, Ольга Сеничева и бывшая миллионерша и «Поставщица Ея Императорского Величества», гений российской моды Надежда Петровна Ламанова.