Как маркетологи и политтехнологи манипулируют нами при помощи алгоритмов

СНОББизнес

Коварный алгоритм. Как искусственный интеллект управляет человеком

Екатерина Мищенко

1_J5xIVjf.jpg
Иллюстрация: Лика Сочкина

Алгоритмы соцсетей и поиска подбирают контент, который нравится пользователям, чтобы они дольше оставались онлайн и приносили прибыль владельцам платформ. Но позволяет ли это управлять людьми? Как маркетологи и политтехнологи манипулируют нами при помощи алгоритмов подбора рекомендованных новостей или товаров и есть ли от них какая-то польза для потребителя? Екатерина Мищенко проанализировала свежие исследования Science, Nature, New Media & Society и опрос НИУ ВШЭ и рассказывает, способна ли перенастройка алгоритмов ленты соцсетей изменить наши убеждения.

Гипотеза: алгоритмы подбора рекомендаций помогают покупать товары дешевле

Результат: алгоритмы подбора рекомендаций заставляют нас совершать необдуманные траты

Согласно результатам недавнего опроса Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 60% российских пользователей интернета часто просматривают рекомендации цифровых сервисов. Тот же опрос показывает, что 61% из часто просматривающих рекомендации покупает товары онлайн значительно дешевле, чем они стоят в офлайн-магазинах. Тогда как среди людей, которые подборки от алгоритмов не получают, таких только 26%. Принципы составления рассылок опираются на страх потребителя пропустить что-то интересное и создают иллюзию большого спроса и ограниченного срока акции. Этот страх называется синдром упущенной выгоды от английского FOMO (fear of missing out — страх что-то упустить). Подобные психологические уловки заставляют пользователей не только стремиться походить на идеально красивых и успешных людей из соцсетей, но и гнаться за скидками или товарами, которые якобы почти закончились. Раньше составлением подборок товаров и рассылок вручную занимались маркетологи и другие специалисты, теперь рекламщики получили мощнейший инструмент для автоматического подбора рекомендаций — от сериалов и товаров до друзей в социальных сетях.

По этой же логике формируются и рекламные слоты товаров от маркетплейсов. Алгоритмы ориентируются на историю поиска пользователя и сайты, которые он просматривал. На основе данных создаются подборки товаров, которые «могут вас заинтересовать». Нередко при переходе по ссылке можно обнаружить, что товар уже закончился или цена не соответствует действительности. Но цель уже достигнута — пользователь находится на сайте, и его можно увлечь дальше в лабиринт покупок.

Как именно устроен этот процесс, выяснили ученые из Принстонского университета, проанализировав 10 тысяч сайтов для продажи товаров в интернете. Они выделили несколько разновидностей манипуляций людьми с помощью FOMO: всплывающие объявления о вымышленных покупателях, которые «невероятно сэкономили, купив этот товар на этом сайте», предложение добавить в корзину сопутствующие товары, всплывающие сообщения о завершении акции и ограниченном количестве товара, намеренное усложнения процесса отмены еще не сформированного заказа. Блогеры, продающие инфопродукты, часто прибегают к давлению на аудиторию через чувство стыда: «Если вы не пойдете на мой курс, ничего страшного, не все готовы выделиться из стада посредственностей». Или, например, кнопки отказа от подписки на рассылку могут подписать «Нет, спасибо, я отказываюсь получать выгодные предложения».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я все еще держусь. О чем пел сэр Элтон Джон Я все еще держусь. О чем пел сэр Элтон Джон

Разбираем главные песни Элтона Джона

СНОБ
Упражнение: как перестать бояться неудачи, потери контроля и справиться с другими универсальными страхами Упражнение: как перестать бояться неудачи, потери контроля и справиться с другими универсальными страхами

Глава из книги «Пересобрать себя» — о том, как восстановиться после травмы

VC.RU
Спасти мир от самого себя Спасти мир от самого себя

Непростая история одного из создателей атомной бомбы

Наука
«Аквариум: геометрия хаоса» — эксклюзивный отрывок на MAXIM «Аквариум: геометрия хаоса» — эксклюзивный отрывок на MAXIM

«Аквариум: геометрия хаоса»: глава «Время колокольчиков»

Maxim
«Формула грез» «Формула грез»

Частое использование социальных сетей негативно влияет на психическое здоровье

N+1
20 причин, по которым другие вас ни в грош не ставят 20 причин, по которым другие вас ни в грош не ставят

Почему окружающие вас не ценят?

Psychologies
«Тихий наем»: почему продвижение по службе не всегда хорошо для сотрудника и компании «Тихий наем»: почему продвижение по службе не всегда хорошо для сотрудника и компании

Руководители не учитывают набор рисков, возникающих вследствие «тихого найма»

Forbes
Пояс Али и футболка Марадоны: топ-6 самых дорогих спортивных артефактов на аукционах Пояс Али и футболка Марадоны: топ-6 самых дорогих спортивных артефактов на аукционах

Какие памятные спортивные вещи и за сколько ушли с молотка

Forbes
«Мне нужно побыть одному»: как найти время для себя, если вы в отношениях «Мне нужно побыть одному»: как найти время для себя, если вы в отношениях

Как не потерять индивидуальность в отношениях и выкроить время для себя

Psychologies
Как бы не крякнуть: почему мясо утки в России дешевеет Как бы не крякнуть: почему мясо утки в России дешевеет

Чего боятся производители утиного мяса и на что надеются

Forbes
Бройлер свинье не конкурент Бройлер свинье не конкурент

Стоимость свинины в мае была ниже средней цены птицы

Агроинвестор
Почему привычная еда выглядит так, как она выглядит, и при чем тут дизайн Почему привычная еда выглядит так, как она выглядит, и при чем тут дизайн

Команда проекта A-House поразмышляла на тему сближения миров еды и дизайна

РБК
Дошли до Волги Дошли до Волги

Как немецкие бюргеры оказались в Поволжье и что вышло из этой авантюры

Вокруг света
Не только зеленые: как кризис заставляет Евросоюз искать новые источники энергии Не только зеленые: как кризис заставляет Евросоюз искать новые источники энергии

От курса на декарбонизацию экономики Евросоюз не отказывается

Forbes
«Побочный эффект: Смерть»: история опиоидной эпидемии в США 90-х «Побочный эффект: Смерть»: история опиоидной эпидемии в США 90-х

Каким получился сериал «Побочный эффект: Смерть»

Forbes
Возбужденный кислород помог провести реакцию циклопропанирования Возбужденный кислород помог провести реакцию циклопропанирования

Химики обнаружили фотохимическую реакцию циклопропанирования

N+1
Киригами-манипулятор поднимет груз в 16000 раз тяжелее себя Киригами-манипулятор поднимет груз в 16000 раз тяжелее себя

Американские инженеры создали простой и недорогой киригами-манипулятор

N+1
На птичьем языке На птичьем языке

В северных турецких горах спрятана небольшая деревенька под названием Кушкёй

Вокруг света
Дмитрий Леонтьев. Когда вернутся немцы Дмитрий Леонтьев. Когда вернутся немцы

Недавно один француз удивил меня скандалом, который разразился в его семье

4x4 Club
Дизайн блюда Дизайн блюда

В молодости я никогда не думал, что стану поваром, который сам придумывает блюда

Bones
Москва и москвички Москва и москвички

«Жизнь по вызову. Док»: якобы исследование столичной секс-индустрии

Weekend
Olehan: «Я не буду выступать до тех пор, пока моя музыка не будет играть повсюду» Olehan: «Я не буду выступать до тех пор, пока моя музыка не будет играть повсюду»

Olehan о том, почему он никогда не будет покупать песни и куда хочет двигаться

ЖАРА Magazine
Рождение псковского корпуса Рождение псковского корпуса

В 1918 году в Пскове и Петрограде находились группы офицеров Императорской армии

Дилетант
Ясный взгляд Ясный взгляд

Избавляемся от мешков и темных кругов: 7 шагов

Лиза
Вежливость, терпение и позитив: чего не хватает россиянам, которые ищут работу в США Вежливость, терпение и позитив: чего не хватает россиянам, которые ищут работу в США

Зачем нужны «разговоры ни о чем» на собеседованиях в США

Forbes
Как сохранить романтику в браке: 4 секрета счастливых пар Как сохранить романтику в браке: 4 секрета счастливых пар

Как пронести любовь и увлеченность друг другом через житейские бури и рутину?

Psychologies
Я же тебе говорила! Я же тебе говорила!

Фразы в воспитании, от которых вреда больше, чем пользы

Лиза
Королева и режиссер: история любви и творчества Глеба Панфилова и Инны Чуриковой Королева и режиссер: история любви и творчества Глеба Панфилова и Инны Чуриковой

Панфилов и Чурикова: они познакомились на съемках и прожили вместе более 50 лет

Forbes
Кадровый голод Кадровый голод

Нехватка персонала — вечная проблема ресторанной индустрии

Bones
2 эффективных способа защитить свои личные границы 2 эффективных способа защитить свои личные границы

Как сохранить уважение друг к другу и при этом не наступать на горло самому cебе

Psychologies
Открыть в приложении