Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

МонокльИстория

«Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании, победившие разруху, разложение общества и терроризм

Евгений Норин*

Первая чеченская война, декабрь 1994 года. Российский солдат читает листовку, распространяемую пресс-службой Джохара Дудаева. Фото: Морковкин Анатолии/Фотохроника ТАСС

Через войны в Чечне и контртеррористические операции (КТО) на Северном Кавказе прошло до 600 тыс. солдат и офицеров федеральных сил. Это была крайне неоднородная масса людей. Очень серьезно различались интенсивность их вовлеченности в конфликт, возраст, путь, которым они пришли на войну. Человек, попавший молодым солдатом срочной службы на новогодний штурм Грозного, и «тяжелый» оперативник ФСБ, выезжающий «на адрес» штурмовать квартиру где-нибудь в Махачкале в середине «нулевых», обладали совершенно разным опытом и с точки зрения психологии, и с точки зрения непосредственно боевых действий.

* Писатель, историк.

Можно сказать, что они прошли через разные войны. Однако в известном смысле война никогда не меняется. Многие бойцы, испытавшие полевые тяготы, огневой контакт, риск гибели, приобрели тяжелые физические травмы. И почти все, в той или иной степени, — травмы душевные.

В отличие от ветеранов Великой Отечественной войны люди, сражавшиеся на Кавказе, часто сталкивались с опасливым и отчужденным отношением общества. Не говоря о том, что многие ветераны 1990-х и 2000-х побывали в горячих точках, которые для обывателя вообще мало что значили: от Приднестровья и Югославии до Абхазии и Таджикистана. Представление о том, что солдат выполняет важную для страны функцию, стало появляться, пожалуй, только ко второй войне в Чечне. До этого отношение к таким ветеранам сводилось к формуле «имя твое неважно, подвиг твой неизвестен (и не нужен)».

Срочники

Как бы разнообразны ни были солдаты, оказавшиеся на полях сражений 1990-х, в первую очередь в Чечне, они зримо распадаются на несколько больших групп. Первая — это «герои поневоле». В нее входили, разумеется, в первую очередь солдаты срочной службы. Здесь оказаться в строю мог практически кто угодно — чаще всего, конечно, речь шла о детях из не самых богатых и благополучных семей. Однако в 1990-е годы в России богатых и благополучных семей в принципе было мало.

Чеченская война началась и развивалась на фоне чрезвычайно сложных и часто скверных процессов внутри общества и страны. Падение СССР и строительство нового государства на руинах — самый очевидный факт, который приходится учитывать. Однако им дело не исчерпывалось.

Демографический переход с его высокой рождаемостью завершился. На войну в Чечне отправилось очень немногочисленное поколение.

В России склонны применять к войнам шаблоны времен Великой Отечественной. Однако портрет солдата на Кавказе был совершенно иным. Это человек из города, имеющий одного брата или сестру или не имеющий их вовсе. Без учета демографических и социальных факторов некоторые обстоятельства — прежде всего финал первой войны — просто невозможно понять.

Ведь отсюда крайняя чувствительность российского общества 1990-х годов к людским потерям — в первую очередь среди солдат срочной службы. Широко известный Комитет солдатских матерей, массовые протесты родных против участия их близких в боевых действиях — в основе всего этого лежал во многом демографический фактор.

Другое обстоятельство, которое стоит держать в голове, — массовая деидеологизация. СССР был жестко идеологизированным государством, но его падение вызвало не просто мгновенное разрушение советской идеологии, но и массовое неприятие идеологии вообще.

При таких вводных неудивительно, что война в Чечне была максимально непопулярной. Однако примечательно, что, несмотря на это, период максимальной деморализации, когда сдаться в плен мог целый взвод, а солдата могла захватить даже невооруженная, но заряженная толпа, продлился очень недолго. Уже к весне 1995 года (в некоторых частях уже с зимы 1994/95) можно было говорить о спаянности отдельных воинских коллективов. Ко второй войне уровень боевого духа существенно вырос.

Во многом это произошло по принципу от противного. Общепатриотическая мотивация сохранялась, но уже в ходе первой войны к ней добавилась ненависть к противнику. Боевики быстро начали демонстрировать крайнюю жестокость по отношению к пленным и гражданскому населению, которая возрастала все больше и больше. Издевательства и казни, часто мучительные, даже изощренные, сами по себе резко уменьшали число желающих сдаться в плен.

Первая чеченская война, февраль 1995 года. Военнослужащий инженерных войск. Фото: Хамельянин Геннадии/Фотохроника ТАСС

Дикие террористические акты дорисовали образ врага до того уровня уродства, когда против неприятеля стойко сражается основная масса людей. Можно легко допустить, что произойди, к примеру, бой 6-й роты псковского десанта в декабре 1994-го, солдаты, оказавшись в безвыходной ситуации, могли бы сложить оружие. Но в 2000 году такие же призывники подрывали себя гранатами, чтобы не попасть в плен.

Как в прежние века, военное товарищество играло колоссальную роль в сплочении подразделений и мотивации солдат. Фраза «За ребят, за Серегу — на выпуске рядом стояли», сказанная старшим лейтенантом Игорем Григорашенко в телерепортаже с первой войны, выражает не только его личные чувства, но и позицию огромного числа солдат в разные эпохи — и чеченская война не стала исключением.

Кроме того, многое зависело от части, в которой оказался конкретный призывник. Если он с самого начала попадал под руководство компетентных офицеров в слаженный воинский коллектив, то имел все шансы стать хорошим бойцом, которого командиры и сослуживцы поддерживали и не позволяли сойти с ума от ужасов войны.

Хотя призывники стали «героями поневоле», большинство из них стойко переживало ужасы боевых действий и сохраняло способность выполнять боевые задачи. Часто даже с запасом. Так, одна из трагедий и одновременно один из великих подвигов срочников относится к штурму Грозного 2000 года. В этот период множество из его потенциальных участников должны были уволиться в запас и уехать. Офицеры не могли заставить солдат, выслуживших срок, идти в бой, и были вынуждены уговаривать их.

В итоге значительная часть этих двадцатилетних старослужащих осталась — понимая, что сменят их гораздо менее опытные люди. Они остались и взяли Грозный. Большинство убитых и раненых в штурмовавших город бригадах внутренних войск — это люди, которые уже должны были быть дома. Такова цена этой победы.

Контрактники

«Контрабасы» не встречались в Советской армии и появились уже в первую чеченскую войну. Именно в 1994–1996 годах сформировался массовый общественный запрос на укомплектование Вооруженных сил контрактниками. Гибель юношей 18–20 лет в Чечне погружала общество в тяжелую депрессию, а военные профессионалы выглядели куда лучшими кандидатами на роль спасителей Отечества.

В межвоенный период дело шло ни шатко ни валко: привлечение контрактников упиралось в вопрос нехватки денег. Однако в 1999 году переход на контрактную службу хотя бы воюющих частей со скрипом сдвинулся. По официальным данным, на середину 2003 года 45% военнослужащих Минобороны Объединенной группировки в Чечне составляли контрактники.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Путь от бастарда до монарха Путь от бастарда до монарха

Как бастарду Вильгельму I удалось превратить свою мечту о короне в реальность?

Дилетант
Найти подругу на фитнесе: как женщины объединяются и социализируются благодаря спорту Найти подругу на фитнесе: как женщины объединяются и социализируются благодаря спорту

Как и почему вокруг занятий спортом формируются сообщества

Forbes
«Небывалое, страшное духовное подполье» «Небывалое, страшное духовное подполье»

Дневники Ольга Берггольц: блокада, репрессии и сила слова

Дилетант
Язык и окружающая среда: почему у одних народов больше слов для обозначения любви, а у других – для снега Язык и окружающая среда: почему у одних народов больше слов для обозначения любви, а у других – для снега

Как окружающая среда влияет на словарный запас?

ТехИнсайдер
«Сейчас период повышения внутренней эффективности» «Сейчас период повышения внутренней эффективности»

Дмитрий Фосман — о перспективах развития экспорта и работе по привлечению кадров

Агроинвестор
Во имя автомобиля Во имя автомобиля

Автокомпании выпускают не только машины: от тракторов до часов и детских колясок

Men Today
Робопчелу научили садиться по-комарьи Робопчелу научили садиться по-комарьи

Инженеры разработали шасси для миниатюрного орнитоптера RoboBee

N+1
Если все тряпки закончились: 5 предметов домашнего обихода, которыми можно вытирать пыль Если все тряпки закончились: 5 предметов домашнего обихода, которыми можно вытирать пыль

Чем, кроме тряпки, можно эффективно удалить пыль с любой поверхности

ТехИнсайдер
«Галилея археологов» «Галилея археологов»

Археологи давно борются с искушением перекопать поглубже всю Святую Землю

Знание – сила
Меркантилизм, абсолютизм и танатология глобализации Меркантилизм, абсолютизм и танатология глобализации

Трамп открыл чемпионат мира по торговым тарифам

Деньги
Мир, дружба, Мир, дружба,

Актеры Кирилл Кяро и Даниил Страхов — о дружбе, работе и “Гипнозисеˮ

Men Today
Мама, ты меня не понимаешь! Мама, ты меня не понимаешь!

Как направить дочь по верному пути и при этом сохранить с ней контакт?

Лиза
Я, мы, робот: как андроиды проникли в наши дома и головы Я, мы, робот: как андроиды проникли в наши дома и головы

О том, как роботы медленно, но верно становятся частью нашей жизни

Forbes
Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа» Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа»

«Я долго не могла переступить порог моего любимого МХАТа после его раздела»

Коллекция. Караван историй
Кругосветка за 72 дня и критика тюремной системы: о чем писали первые журналистки Кругосветка за 72 дня и критика тюремной системы: о чем писали первые журналистки

Шесть женщин, изменивших журналистику

Forbes
Читай Читай

5 захватывающих графических романов

VOICE
Чудо-молекулы Чудо-молекулы

Зачем нашей коже нужны ниацинамид и эктоин

Лиза
Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели

Какими качествами должны обладать эффективные лидеры и сотрудники

Inc.
Смена сторон Смена сторон

Почему теннисисты меняют спортивное гражданство и выступают за другие страны

Ведомости
Бренд народного происхождения Бренд народного происхождения

Как в России развиваются художественные промыслы

Эксперт
Территория детства Территория детства

7 особенностей дизайна, которые точно понравятся твоему ребенку

Лиза
В средневековом европейском борделе похоронили трехмесячного мальчика В средневековом европейском борделе похоронили трехмесячного мальчика

Ученые описали захоронение младенца в средневековом борделе Бельгии

N+1
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов

Почему фемвертайзинг становится трендом

Forbes
Премьеры отменяются Премьеры отменяются

Темпы выхода новых проектов девелоперов замедляются

Деньги
Диктатура и женские форумы: как жительницы Латинской Америки боролись за свои права Диктатура и женские форумы: как жительницы Латинской Америки боролись за свои права

Как латиноамериканки прошлого боролись за гендерное равенство

Forbes
Деликатная классика Деликатная классика

Сдержанный и интеллигентный интерьер в духе петербургской классики

SALON-Interior
Сарацинка, воительница, христианка Сарацинка, воительница, христианка

В эпоху джахилийи у разных племен бедуинов положение женщин различалось

Знание – сила
Открыть в приложении