Коллектив скучный, сказки не страшные: почему сериал «Пищеблок» не способен напугать зрителей
19 мая на «Кинопоиск HD» стартовал сериал «Пищеблок» — отечественный хоррор о вампирах в пионерском лагере. Почему новый проект выглядит, как метафора развала Советского Союза, но не способен напугать зрителей, рассуждает кинокритик Кирилл Горячок
Холодным летом 1980 года мальчик Валера Логунов (Петр Натаров) приезжает в пионерский лагерь «Буревестник». Среди мальчишек ходят слухи, что в лагере происходят странные, мистические вещи: без вести пропадают дети, оживают статуи, ползают гигантские пауки, а по лесу бродят беглые заключенные. Однажды ночью Валера сталкивается лицом к лицу с еще одной детской страшилкой: он видит, как мальчик из его корпуса Лева Хлопов (Федор Федосеев) пьет кровь своих спящих товарищей. Вскоре Валера узнает, что в лагере живут вампиры, но, кажется, никто не хочет этого замечать. Единственный, кому он может доверять — вожатый Игорь Корзухин (Даниил Вершинин), но и тот так увлечен красивой девушкой Вероникой (Ангелина Стречина), что не видит, какие жуткие вещи творятся в «Буревестнике».
В разговоре об отечественном хорроре неизбежно всплывает имя режиссера Станислава Подгаевского. До «Пищеблока» он поставил, пожалуй, самые известные российские фильмы ужасов последних лет — «Невеста» и «Пиковая дама: Черный обряд». Ирония в том, что ни один из них нельзя назвать по-настоящему хорошим — Подгаевский старательно скрещивал отечественный фольклор с чисто голливудскими приемами, но его фильмы трудно воспринимать всерьез из-за слабых сценариев, режиссуры и актерской игры.
«Пищеблок» — проект более масштабный, чем предыдущие работы Подгаевского. У сериала есть литературный первоисточник — одноименный роман Алексея Иванова (автора «Географ глобус пропил»). В оригинале есть хорошая экспозиция и атмосфера советского пионерлагеря, в котором оживают детские страхи. Кроме того, «Пищеблок» выходит на сервисе «Кинопоиск HD» и воспринимается в паре с другим вышедшим на нем мистическим сериалом «Топи», к которому тоже приложил руку писатель — Дмитрий Глуховский. Вместе они дополняют друг друга и показывают нашу страну исконным местом обитания нечистой силы, но последнему «Пищеблок» сильно