Сергей Гилев
В прошлом журналист, а ныне успешный актер Сергей Гилев, известный по нашумевшим сериалам «Чики» и «Содержанки», исполнил главную роль в фестивальном хите «Нуучча». Сергей рассказал нам, почему якутское кино получается таким правдивым, и честно признался, что раньше считал себя самозванцем.
Как вы думаете, в чем причина успеха «Нууччи»?
В режиссуре и хорошей истории. Фильм снят по мотивам рассказа «Хайлак» Вацлава Серошевского, из которого Вова (режиссер картины Владимир Мункуев. – Примеч. Grazia Special) сделал очень хороший сценарий, а это получается не всегда. Но если у тебя есть такой интересный и необычный материал, наверное, легче работать, чтобы в итоге стать лучшим режиссером в стране.
Сергей, с чем вы связываете невероятную популярность якутского кино?
В первую очередь это история про бизнес. Когда люди вкладывают и хотят заработать, они иначе подходят к производству. Я впервые услышал про якутское кино три года назад, когда работал на «Кинопоиске», тогда мне приходилось рассказывать журналистам и продюсерам, что оно вообще существует. Потом сам начал посматривать фильмы: красиво, интересно, необычно. За время пандемии в Якутии образовалась очередь из 25 картин – столько местных фильмов не сняли ни в одном регионе России. Когда в таком количестве вы производите что-то свое, отличное от всего того, что есть в стране, рано или поздно вас заметят.
Недавно общественники обратились в Министерство культуры Якутии с просьбой запретить прокат фильма. Почему он вызвал такой резонанс?
В прошлом году наш фильм прозвучал чуть громче, чем все остальные якутские картины. В нашей картине русский приходит к другим людям, берет их территорию и наводит свои порядки. Когда речь заходит о том, что мы когда-то были империей, но не все народы в составе России присоединились к ней добровольно, сразу появляются люди, которые начинают возмущаться. Дело не в фильме, а в том, как устроены люди и какая обстановка сложилась сейчас в стране.
Какой главный месседж фильма?
Местные князья управляют народом, который не давал им этой власти. А русские, пришедшие к якутам и решившие жить с ними вместе, были лишь той силой, которая в определенный момент разделила общество. Вова хотел рассказать об этом. Все это показано на примере одной конкретной семьи и каторжного.
У вашего персонажа, когда он попадает в эти обстоятельства, начинают проявляться не самые лучшие качества. Как считаете, это свойство любого человека?
Когда меняется обстановка, все, что есть в людях, ярко всплывает. Если все вокруг кричат: «Ура, мы победили», большинству так и кажется, и они начинают кричать в ответ. А другие, видя двух беззащитных людей, думают: почему бы не воспользоваться ситуацией. Это не зависит от времени. И сейчас выглядит более диким, чем в XIX веке. Когда мы смотрим на то время из нашего комфортного, нам кажется: как страшно жили люди – а они даже об этом и не подозревали.
Вам удалось на съемках познакомиться с местными традициями?
Перед началом съемок шаман кормил огонь оладьями. Мы ехали с ним вместе в машине, это был дед, дружелюбный, но не слишком разговорчивый. Он просто сидел и улыбался. В жизни он такой же, как все: носит куртку, ботинки, кепку, а перед ритуалом надел специальный наряд. Потом нам налили быыппах (напиток типа кумыса на основе коровьего молока. –