История обновления национального павильона России авторства архитектора Щусева

ForbesБизнес

Ярмарка тщеславия: чем русский павильон в садах Джардини уже 100 лет притягивает миллиардеров

Яна Жиляева

Русский павильон в венецианских садах Джардини и через 100 лет после постройки привлекает внимание богатейших предпринимателей России. Фото Marcocappelletti

21 мая в Венеции в садах Джардини должна открыться Венецианская архитектурная биеннале, самая представительная выставка в мире, которую нередко сравнивают с Олимпийскими играми в искусстве и архитектуре. Россия представляет, пожалуй, самый смелый и неординарный проект выставки в обновленном национальном павильоне авторства архитектора Щусева, который полностью оплатил миллиардер Леонид Михельсон.

Россия в борьбе за лидерство в современном искусстве

29 апреля 1914 года. «Санкт-Петербургский курьер» рапортует об открытии павильона России в венецианских садах Джардини: «Построен он архитектором Щусевым в русском стиле XVIII века. Сперва казалось странным перенесение такого стиля на венецианскую почву, хотя она и привыкла к пестроте. Возникало опасение, что наш павильон не будет гармонировать с пейзажем. На самом деле этого нет. Павильон уютно прячется между громадными деревьями, густая зелень которых образует для него вполне подходящие фон и рамку. Архитектурные линии просты, ясны, нет ничего лишнего, а серо-синеватая окраска стен приятна по тону. Когда после него переходишь к павильону других наций, то разница в художественном облике сразу бросается в глаза, ибо наш павильон — это стильная постройка, говорящая об определенной национальности, меж тем как другие — или невыносимо раззолоченные бонбоньерки... или просто кирпичные ящики...»

Россия решилась создать свой павильон, впечатленная размахом венецианской выставки, где национальные экспозиции стран-участниц выглядели как сборные команды на олимпийских состязаниях. На волне успеха выставки 1907 года, организованной Сергеем Дягилевым, где Борис Кустодиев получил золотую медаль (по-прежнему самая высокая награда, завоеванная российским художником на биеннале в Венеции), россияне чувствовали себя фаворитами. Так следом за Бельгией, Германией, Великобританией, Венгрией, Францией, Швецией в садах Джардини появился российский национальный павильон. Он стал первым не временным, а постоянным выставочным пространством России за границей. Открывать его приехала великая княгиня Мария Павловна, глава Академии художеств. Николай II прислал приветственную телеграмму: «Я принимаю живейшее участие в открытии русского павильона». Церемония открытия павильона России 29 апреля 1914 года вошла в историю выставки как «самое важное событие довоенного периода». Впрочем, если бы не участие мецената, промышленника и коллекционера Богдана Ханенко, который оплатил и императорский банкет, и сувениры, и хор певчих из Флоренции, и сам павильон, ничего подобного в садах Джардини не произошло бы.

На заседании Императорской Академии художеств 24 сентября 1912 года, где слушался вопрос о павильоне в Венеции, были озвучены цифры ожидаемых расходов: 21 000–25 000 рублей на строительство, траты на перевозку, страховку работ, устройство выставки, охрану и персонал — 30 000–35 000 рублей. Такими средствами академия не располагала. Большинством голосов (19 против 4) собрание проголосовало против строительства. Но вмешался почетный член академии Богдан Иванович Ханенко. 20 января 1913 года Ханенко писал конференц-секретарю Академии художеств Лобойкову: «Обдумав всесторонне вопрос об обеспечении скорейшей постройки в Венеции желательного для Ее Императорского Высочества Русского павильона и придя к заключению, что детальные соображения и обсуждения (от которых столько гибнет благих начинаний)... оттянули бы... осуществление... я остановился на решении предоставить немедленно в распоряжение Ее Императорского Высочества максимальную сумму, в которую может обойтись постройка павильона». На следующий день Богдан Ханенко пожертвовал 21 000 рублей на сооружение павильона, а 10 000 рублей — «в качестве капитала, проценты с коего употреблять бы на необходимые расходы по охране имеющего быть воздвигнутым здания». То есть меценат не только оплатил строительство, но и учредил эндаумент-фонд для содержания павильона.

24 апреля 1913 года заказ на составление проекта русского павильона был поручен академику-архитектору Алексею Щусеву. Уже 11 мая Щусев представил два эскиза павильона: в неоклассическом стиле русского паркового павильона конца XVIII — начала XIX веков и в неорусском стиле, асимметричный, с разницей в фактуре двух этажей, с высокой пирамидальной крышей, живописным силуэтом, учитывающим особенности участка в садах Джардини, интенсивного зеленого цвета с белыми контрастными деталями. Великая княгиня утвердила эскиз в русском стиле. Щусеву дали два месяца на доработку проекта.

Летом архитектора ждут в Венеции, но «легкомысленный академик», пообещав выехать из Москвы не позже 12 июля, добрался до Италии лишь в конце августа, а 8 сентября уже прибыла в гондоле великая княгиня Мария Павловна на торжественную церемонию закладки русского павильона.

Строительством павильона руководил итальянский инженер-архитектор Фаусто-Финци. Из Москвы Щусев вносил в проект изменения, отказывался от парадного крыльца с одной стороны, увеличивал террасу, обращенную к лагуне, менял цвет фасада с изумрудно-зеленого на серо-синий. Но смета уже утверждена и фундамент заложен. Возмущенный архитектор пишет в Петербург, в академию: «Нельзя пороть такую горячку», и просит дополнительные средства, «иначе получится посредственная вещь, которая окончательно погубит мою репутацию». 16 января 1914 года Щусев пишет комиссару русского павильона Федору Беренштаму: «Ханенку подковать трудно, но если вы ему пообещаете гофмейстера — он даст еще 5000–6000, а то и 30 000. Надо бы и о моем иждивении подумать, распинался я и тратился все-таки». Денег от Ханенко не последовало. Щусев продолжает настаивать: «Очень опасаюсь я, что... павильон выйдет посредственным, из-за 2000–3000, которые для Ханенки — плевок». 31 января продолжает гнуть свою линию: «Бакст, по слухам, дрожит над каждой пуговкой платья, а Финци выбрасывает целые колонны, какой-то кошмар. Провал павильона нельзя допустить ни в коем случае».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шляпки, розы и Симона Байлз: как скачки в Кентукки стали успешным спортивным ивентом Шляпки, розы и Симона Байлз: как скачки в Кентукки стали успешным спортивным ивентом

Как на ипподроме удалось создать яркие традиции и монетизировать их

Forbes
Россияне скупают недвижимость в Турции: зачем и можно ли на этом заработать Россияне скупают недвижимость в Турции: зачем и можно ли на этом заработать

Как покупать жилье в Турции, чтобы заработать?

Forbes
«Выигрывают только выносливые»: как работает финансовая стратегия FIRE «Выигрывают только выносливые»: как работает финансовая стратегия FIRE

Реально ли стать «пенсионером», пока ты еще достаточно молод?

Forbes
Спроси у робота: эра развлечений в области искусственного интеллекта Спроси у робота: эра развлечений в области искусственного интеллекта

Следующей волной внедрения разговорного интеллекта будет сфера развлечения

Популярная механика
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Что заменит СВД: самозарядный карабин СК-16 Что заменит СВД: самозарядный карабин СК-16

«Популярная механика» рассуждает о перспективных стрелковых системах

Популярная механика
VR-кисточка с регулируемой жесткостью позволила погладить виртуального котенка VR-кисточка с регулируемой жесткостью позволила погладить виртуального котенка

Устройство HairTouch, подсоединенное к VR-контроллеру, позволило погладить кота

N+1
Строки, оборванные пулей Строки, оборванные пулей

О судьбе архива поэта рассказывает Любовь Сумм, внучка Павла Когана

Дилетант
5 видов психологического насилия 5 видов психологического насилия

Газлайтинг, неглект — слова, за которыми скрывается боль и разочарование

Добрые советы
Углеродный ноль: как технологии помогают решить проблему выбросов в атмосферу Углеродный ноль: как технологии помогают решить проблему выбросов в атмосферу

Сокращения углеродного следа стало ключевой целью современных корпораций

Forbes
В Иерусалиме нашли половину античного светильника в форме головы. Вторая половина нашлась в Будапеште В Иерусалиме нашли половину античного светильника в форме головы. Вторая половина нашлась в Будапеште

Бронзовая лампа была замурована в фундамент римского дома в Городе Давида

N+1
Был карликом, стал великаном: история загадочного пациента из Австрии Был карликом, стал великаном: история загадочного пациента из Австрии

Необычная история Адама Рейнера не знает аналогов

Cosmopolitan
Научное сообщество признало допустимым эксперименты на человеческих зародышах старше 14 дней Научное сообщество признало допустимым эксперименты на человеческих зародышах старше 14 дней

Этические рекомендации для экспериментов с клетками и зародышами человека

N+1
Европейцы погубили половину популяций змей и ящериц Гваделупы Европейцы погубили половину популяций змей и ящериц Гваделупы

Гваделупским рептилиям навредили завезенные хищники и разрушение среды обитания

N+1
4 книги, которые заставят посмотреть на историю России по-новому 4 книги, которые заставят посмотреть на историю России по-новому

Книги, которые проливают свет на темные пятна в истории России

Популярная механика
Жители стоянки Вучедоль эпохи ранней бронзы пострадали в детстве от поротического гиперостаза Жители стоянки Вучедоль эпохи ранней бронзы пострадали в детстве от поротического гиперостаза

Археологи исследовали черепа людей из Хорватии древностью более 4 тысяч лет

N+1
Вопрос психологу: что такое метод системных расстановок и насколько он эффективен? Вопрос психологу: что такое метод системных расстановок и насколько он эффективен?

Что из себя представляет метод системных расстановок по Берту Хеллингеру

Esquire
Угли — всему голова Угли — всему голова

Наши предки не знали слова «барбекю», но мясо на костре жарили с удовольствием

Bones
Хозяйки кино: женщины-продюсеры, которые меняют российскую киноиндустрию Хозяйки кино: женщины-продюсеры, которые меняют российскую киноиндустрию

Рассказываем о женщинах, которые строят российское кино

Forbes
Тогда и сейчас: как выглядели в юности самые яркие участницы «Фабрики звезд» Тогда и сейчас: как выглядели в юности самые яркие участницы «Фабрики звезд»

Знаменитости, которые прославились благодаря проекту «Фабрика звезд»

Cosmopolitan
«Не пытайся изобразить то, что уже слышал»: композитор Анна Друбич — о работе с Гильермо дель Торо и Валерием Тодоровским «Не пытайся изобразить то, что уже слышал»: композитор Анна Друбич — о работе с Гильермо дель Торо и Валерием Тодоровским

Кинокомпозитор Анна Друбич о позиции женщин в индустрии

Forbes
Завершение Европы Завершение Европы

Элиас Канетти как зеркало исчезнувшего континента

Weekend
Свалка на орбите: почему космический мусор становится все опаснее Свалка на орбите: почему космический мусор становится все опаснее

Появились технологии, которые позволят провести генеральную уборку в космосе

Forbes
Самые кассовые фильмы всех времен и народов: ты точно видела все? Самые кассовые фильмы всех времен и народов: ты точно видела все?

Кассовые хиты, которые заработали миллионы

Cosmopolitan
«Ужасный способ погибнуть»: ученые рассказали о рисках полета людей на Марс «Ужасный способ погибнуть»: ученые рассказали о рисках полета людей на Марс

Отправка людей на Марс может стать самой рискованной миссией в истории

Forbes
Актриса Александра Черкасова-Служитель — об определении «не типаж» Актриса Александра Черкасова-Служитель — об определении «не типаж»

Актриса и модель Александра Черкасова-Служитель

РБК
Огромный курган в Сирии оказался древнейшим военным мемориалом Огромный курган в Сирии оказался древнейшим военным мемориалом

При раскопках Телль Банат обнаружили многослойное захоронение тысяч мужчин

N+1
Первая глава дебютного романа Си Памжань «Сколько золота в этих холмах» Первая глава дебютного романа Си Памжань «Сколько золота в этих холмах»

Дебютный роман американской писательницы китайского происхождения Си Памжань

СНОБ
«Влияние Илона не будет вечным». Виталик Бутерин дал интервью после обвала биткоина «Влияние Илона не будет вечным». Виталик Бутерин дал интервью после обвала биткоина

Создатель криптовалюты Ethereum Виталик Бутерин дал интервью

Inc.
10 вроде бы безобидных вещей, которые опасны 10 вроде бы безобидных вещей, которые опасны

Кошачьи укусы, тихие дети и другие опасные явления

Maxim
Открыть в приложении