Тревожный ботаник. Джесси Айзенберг
Когда в Голливуде стало известно, что на роль одного из самых колоритных злодеев в истории американских комиксов Лекса Лютора утвержден Джесси Айзенберг, многие не поверили. Как этот странный парень, больше известный по картинам "не для всех", справится с ролью в блокбастере?
Он прекрасно помнит день, когда впервые предстал перед режиссером фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Джесси пробовался на совсем другую роль, но на встрече Зак Снайдер вдруг спросил: «Послушай, а как ты отнесешься к предложению сыграть Лекса Лютора?» Айзенберг растерялся и занервничал — он всегда начинает беспокоиться, когда что-то идет не по плану. Но Зака уже захватила неожиданная идея, он с жаром рассказывал о том, как мечтает изменить представление зрителей об этом персонаже. Ведь каким его видят? Лысым коварным мужиком средних лет, который ненавидит Супермена и строит ему всяческие козни. В прошлом Лютора играли известные актеры: в самом первом «Супермене» 1978 года — Джин Хэкмен, в «Возвращении Супермена» 2006-го — Кевин Спейси. И оба справились на отлично. Но что если сделать Лекса куда моложе и не таким однозначным? Пусть например станет молодым миллиардером, управляющим огромной корпорацией, чья очевидная гениальность граничит с безумием. Чтобы носил исключительно джинсы и временами казался невероятно эмоциональным, тонким и даже ранимым.
Снайдер был настолько красноречив, что Джесси поддался на уговоры и согласился на пробы. А когда они прошли успешно, пополнил ряды счастливчиков, которым предстояло перевоплотиться в персонажи комиксов издательства DC Comics — права на экранизацию уже давно принадлежали Warner Bros. — Генри Кавилла (Супермен), Бена Эффлека (Бэтмен), Галь Гадот (Чудо-женщина), Джейсона Момоа (Аквамен), Эзры Миллера (Флэш) и Рэя Фишера (Киборг).
Правда, поначалу фанаты комиксов, а таких в Штатах миллионы, решение продюсеров приняли в штыки. Они буквально рвали и метали. Какой из Айзенберга Лекс Лютор? Сопливый мальчишка, которому даже тридцати нет, разве он потянет такого героя? Масштаб поднятой истерии расстраивал Джесси настолько, что он даже собирался обсудить ситуацию со своим психоаналитиком — актер много лет посещает сеансы терапии. Однако после премьеры «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» злопыхатели приумолкли. Рецензии вышли противоречивые, образ, созданный Джесси, не всем пришелся по душе, но и критики, и зрители с нетерпением ждали выхода продолжения — «Лиги справедливости».
Работа над проектом держалась в строжайшем секрете. Единственное, что просочилось, — Айзенберг приступил к съемкам позднее, чем коллеги, лишь в августе 2016 года, и его роль на этот раз небольшая. Главным воплощением зла в картине стал Степпенвулф — жуткий монстр с планеты Апокалипсис. Съемки практически закончились, когда в семье Зака Снайдера случилось несчастье: покончила с собой его дочь от первого брака. Режиссер отказался заниматься монтажом, решив взять паузу, чтобы больше времени проводить с семьей. Его место занял Джосс Уидон.
Все это внесло некоторое смятение в ряды занятых актеров, особенно переживал Джесси: он искренне привязался к обаятельному Заку, что с ним редко случается — актер плохо сходится с людьми. Журналисты еще больше разжигали и без того нервозную обстановку, напоминая, что в 2008 году релиз фильма «Темный рыцарь» тоже сопровождала трагедия — после окончания съемок умер исполнитель роли Джокера Хит Леджер. Не иначе как злой рок тяготеет над всем, что имеет отношение к Бэтмену и его компании...
Однако первые зрители, которым посчастливилось попасть на предварительный просмотр, остались довольны и сюжетной линией, и спецэффектами, и актерским ансамблем. Правда, кое-кто предрекал, что в финальном варианте «Лиги справедливости» роль Лекса Лютора может оказаться сильно сокращена, а то и вообще вырезана: у Джосса Уидона свое режиссерское видение, оно идет вразрез с первоначальным вариантом Зака Снайдера. Боссы Warner Bros. хранили молчание — пусть, мол, поклонники франшизы помучаются до премьеры, дополнительная интрига не помешает, что же касается Джесси, то он не считал нужным что-либо комментировать. «Я обожаю Лекса Лютора и готов сниматься во всех фильмах с его участием, — заявлял актер, — главное, чтобы моего героя не убили...»
Это твердая позиция Айзенберга: он далек от закадровых страстей, сопровождающих выход любого голливудского фильма. Более того, никогда не смотрит свои экранные работы и принципиально не читает рецензий. Да и как иначе? Джесси публично признал, что страдает обсессивно-компульсивным расстройством (или неврозом навязчивых состояний). Частое мытье рук, стремление к идеальному порядку на столе и постоянное, едва ли не маниакальное желание анализировать происходящее — лишь небольшой перечень симптомов этого недуга. Когда Айзенберга ругают, он сильно расстраивается, а психотерапевты запрещают звездному пациенту любые волнения: стрессы повышают тревожность. Если хвалят, он начинает думать, что все прозвучавшие комплименты сплошная ложь, и это тоже плохо сказывается на психоэмоциональном самочувствии.
За годы работы в кино — а Джесси Адам Айзенберг снимается с восемнадцати лет — у него сложилась репутация странного парня, или, как метко пошутили критики, тревожного ботаника. Несмотря на все дифирамбы, Джесси сравнивают с молодыми Дастином Хоффманом и Вуди Алленом — его публичные высказывания столь нестандартны, что зачастую приводят публику в недоумение, а то и в возмущение. На фестивале Comic Con, где актер впервые представлял фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», произошел большой конфуз. Джесси так устал от фанатов — народу привалила тьма, все орали и свистели, — что взял и ляпнул: мол, чувствует себя как при геноциде. В Интернете поднялась буря, нашлось множество оскорбленных. На следующий день Айзенбергу пришлось приносить публичные извинения: «Это была всего лишь неудачная гипербола».
Один из обозревателей британской газеты The Guardian назвал Джесси «кошмаром интервьюера». Кошмар не кошмар, но Айзенберг умеет заинтриговать. Например на голубом глазу поведал, что в колледже очень страдал, постоянно плакал, поэтому решил сбежать в актеры... Немного привирал, конечно. В возрасте семи лет домашний и застенчивый мальчик действительно иногда плакал в туалете, но потом родители перевели его в другую школу, где Джесси чувствовал себя уже вполне комфортно. Пусть одноклассники считали его смешным и чокнутым, а первые красотки обходили стороной, будущий актер не собирался рвать на себе волосы. И учился всегда на отлично. Отец преподавал в колледже социологию, и сыну приходилось соответствовать. К слову, когда-то Барри Айзенберг подрабатывал таксистом и очень скучал по тому времени, когда ночами колесил по ночному Нью-Йорку в ожидании пассажиров.
У Джесси вообще весьма колоритная семейка. Мама мечтала о карьере хореографа, но не сложилось, и стала клоуном: веселила детей в торговых центрах по воскресеньям. Безусловно, именно от Эми дети унаследовали любовь к театру и кино. Старшая сестра актера Керри сочиняет либретто для мюзиклов, младшая Хэлли с детства снимается в сериалах. Однажды ей повезло поучаствовать в рекламной кампании Pepsi, и благодаря успеху сестры Айзенберг, пусть и ненадолго, стал самым популярным парнем в колледже.
В семь лет он дебютировал на сцене детского театра в роли Оливера Твиста, потом сыграл еще несколько небольших ролей, в том числе в одной из пьес Теннесси Уильямса. Джесси обожал и пыльный запах кулис, и предпремьерную суету за сценой, но куда больше актерской его тогда прельщала писательская стезя. Парню было шестнадцать, когда он рискнул отправить свое сочинение интеллектуалу Вуди Аллену. Рассказ был о... Вуди Аллене, который однажды решил изменить собственное имя. Ответ пришел довольно скоро — на бланке адвокатской конторы, представлявшей интересы режиссера. От молодого писателя потребовали срочно прекратить использовать имя их клиента в неуместном контексте. Джесси, конечно, расстроился, но сочинять не перестал. Его сборник небольших юмористических рассказов «От леща я икаю», который увидел свет в 2015 году, критика приняла благожелательно. Правда, к тому моменту Айзенберг уже стал известным голливудским актером — глупо отрицать, что это обстоятельство здорово сыграло ему на руку.