Гарик Сукачёв: «Что бы я ни создал, всегда критика была со знаком минус»

Караван историйРепортаж

Гарик Сукачёв: «Я одновременно и оптимист, и пессимист»

«Что бы я ни создал — пластинку, фильм, спектакль, — всегда критика была со знаком минус».

Беседовала Нелли Скогорева

Фото: Сашау/Предоставлено пресс-службой Гарика Сукачёва

Игорь Иванович, вы, без условно, легенда русского рока. А вокруг легенды всегда витают слухи...

— Слухи — это обратная сторона таланта и успеха. Все мы читаем какие-то слухи. Все любят подглядывать в замочную скважину за соседями, что они там делают на кухне. (Смеется.) Многие думают, что полжизни был алкоголиком и вообще ударялся во все тяжкие. Это очень забавно наблюдать, особенно в моем возрасте. Но людям нужны слухи, нужна неправда, иногда она даже бодрит тебя самого. Когда чья-то жена кричит: «Да ты посмотри на себя!» — муж может ей спокойно ответить: «Ладно я, ты на Сукачёва посмотри!» (Смеется.) И это для него оправдание. И я не против такого. Это восстанавливает равновесие в мире. Более того, для возникновения этих слухов я приложил много усилий. В какой-то момент они были мне необходимы, а все и поверили!

— То есть было время, когда слухи про себя вы сами и создавали?

— Огромное количество людей, занимающихся современным искусством, провоцируют. Я в том числе. Чтобы вы меня запомнили на какое-то время, я должен сделать несколько телодвижений. А если я сделаю яркие телодвижения, которые вызовут у вас оторопь и даже чувство отторжения, то вы меня уже очень долго не забудете, а может быть, и никогда. Вопрос, как именно вы ко мне относитесь — хорошо или плохо, — вообще не стоит! Это как продюсеру все равно, понравилось вам его кино или нет. Ему важно, купили вы билет или нет, а ушли ли вы через 20 минут или досидели до конца, его это вообще никак не интересует. Так этот мир существует.

Фото: С. Скрыль/Предоставлено пресс-службой Гарика Сукачёва

Я всю жизнь это знал. Слишком много было вокруг примеров. Кроме того, я занимаюсь не чем-нибудь, а рок-н-роллом. А это веселое и провокационное дело. Ты восстаешь против общества в той или иной сфере. Ничего нового я не изобретаю. Так все устроено — ребята и девчонки, которые идут к успеху, бунтуют, начиная с одежды, с проколотых ушей, выкрашенных в черный или зеленый цвет ногтей, нестриженых волос. Так было во все времена. Мода изменяется и первично существует как провокация. Потом это становится трендом, все начинают так ходить, с такими прическами. А начинается с альтернативы, с отвержения. Это касается и искусства, и науки, и всех аспектов человеческой деятельности. Только молодежь создает что-то новое, отвергая предыдущее. И это абсолютная базаровщина, это нигилизм. Но давайте вспомним Базарова. Чем закончилась жизнь человека, который отвергал все, который восставал не только против морали своих родителей, но и против морали общества и отвергал вообще человеколюбие? Он умер оттого, что спасал жизнь другому человеку.

— Что вы делали конкретно, чтобы люди вас запомнили, — бросали телевизоры из окон, крушили гитары на сцене?

— Это все было. Но началось с того, что я оставил свою фамилию. Это фамилия моего отца. Первые 16 лет моей жизни она была крайне неудобна для меня. При получении паспорта я хотел сменить ее, взяв мамину. Но в это время уже появились первые слабые группы, в которых я участвовал или сам сколотил. Пришло понимание, что буду этим заниматься. И что фамилия может мне в этом помочь. Она мгновенно запоминающаяся, редкая. Чтобы мальчики и девочки меня запомнили, я оставил ее. И хотя уже плохо помню себя в 16 лет, но муки были большие — взять мамину фамилию или оставить эту. Хотя мотивация была именно такая.

— А откуда появилось имя Гарик?

— Я уже не помню, я ли к этому приложил руку или нет. (Смеется.) Меня в детстве никто так не называл, называли по имени. Кто-то написал это имя на первых плакатах. Это были еще даже не плакаты, а объявления, написанные от руки, перед андерграундными концертами в доперестроечный период. Может быть, это кто-то написал, а я этим воспользовался или я сам себя так назвал — за давностью лет не помню. Это как если вы сейчас спросите, как ты познакомился со своим лучшим другом. А черт его знает, такое ощущение, что мы всю жизнь вместе. Такая же история. Слишком много впечатлений.

Фото предоставлено пресс-службой Гарика Сукачёва

— Слухи бывают и со знаком «плюс». Говорят, вы очень трогательный и нежный папа...

— Это как раз не слух, а чистая правда. Я вообще люблю детей, а своих — тем более.

— Игорь Иванович, вы своих детей тоже заставляли учиться музыке, как ваш папа — вас?

— Они музыкой не занимались. Мои дети взрослые уже. Сыну скоро будет 40 лет, дочери — 21 год. Сын — кинорежиссер. Мы редко видимся, давно живем не вместе. Когда Саша учился еще, у нас было много тем для разговоров, например мы больше говорили о творчестве, а сейчас нет. У нас, конечно, бывают профессиональные разговоры, касающиеся каких-то фильмов, которые хочется обсудить, но не более того. У каждого своя судьба, свой путь. Дочка с нами живет, учится в университете, пока не замужем.

А мой папа — да, он заставлял меня учиться музыке. Я окончил музыкальную школу. По баяну курс был пять лет, а я учился семь. Потому что отец хотел, чтобы поступил в музыкальное училище. Я не хотел, и баян мне совершенно не нужен был, особенно в том подростковом возрасте. Все играли тогда на гитаре, и я научился в 12 лет на ней играть. И делал это с удовольствием с утра до ночи. Мне нравилось. Сейчас, кстати, все чаще и чаще играю на баяне. Жизнь сделала свой круг — закольцевалась в этом смысле. Спасибо папе.

— Еще слух: говорят, вы любите роскошь...

— Что вы имеете в виду? Какую из роскошей?

— У вас, например, есть своя яхта...

— Яхта есть. Сзади вас стоит кубок, врученный мне за победу в регате. Я не занимаюсь регатами, но иногда в них участвую. Тут важно, что считать роскошью. Является ли яхта роскошью? Наверное, да. Но кто-то хочет купить себе квартиру, а кто-то — яхту. Я из вторых. Родился и вырос на реке, жил около воды, прямо на берегу Химкинского водохранилища. Поэтому для меня вода очень близкая среда, я ее обожаю. Моя жизнь проходит в море последние 25 лет, и яхту я не считаю роскошью, это просто часть моей жизни. Для меня это увлечение. Все это время я занимаюсь дайвингом вместе с женой, хотя вообще-то это опасное для жизни занятие. И даже моя дочь Настя умеет нырять с аквалангом и ходит под парусами, потому что с семи лет посещала парусную школу ЦСКА. Конечно, это было скорее увлечение мое и жены. Но то, что мои дети умеют это делать, совсем неплохо. Отсюда и лодка.

Гарик Сукачёв и Михаил Ефремов
во время пресс-показа спектакля
«Анархия» по пьесе Майка Пэкера
«Дисфункциональные», театр
«Современник», 2012 год. 

Еще у меня есть мотоцикл Harley-Davidson — тоже роскошь с чьей-то точки зрения. Я падал с него, пять ребер и ноги поломаны, но все равно продолжаю ездить. Есть поговорка: «Если парашют не раскрылся, значит, этот спорт не для вас». (Смеется.) Кстати, к парашютному спорту, например, я холоден, хотя прыгал два раза в своей жизни. Кроме ужаса, ничего не испытал. В первый раз прыгнул ради любопытства, а второй — сдуру. Это был чистый авантюризм. Потом жалеешь, но деваться уже некуда — рядом с тобой люди... А жить очень хочется.

Кто-то строит квартиры, дачи, а я строю лодки. Я их строю больше двадцати лет. Первая моя лодка связана с моей дочерью, я строил для нее, и следующую, и последнюю тоже. Не знаю, останется это для нее как память, когда меня уже не станет, или нет — одному Богу известно. Для меня это важная вещь, которая касается меня, моей семьи и моих привязанностей.

— В строительстве лодки вам помогло первое образование — техникум железнодорожного транспорта?

— Конечно. Лодка строится как здание. Есть лодки, которые можно купить, а есть те, которые можно построить по своему макету. Сидишь с чертежами, думаешь, как осуществить все, что тебе необходимо. Обсуждаешь это все. История эта небыстрая. Всего у меня в жизни было семь лодок.

— Игорь Иванович, вы же, кстати, еще и здание спроектировали?

— Моя трудовая деятельность началась в НИИ, продолжилась на Московской железной дороге. Пассажиропоток в то время сильно возрос, и в стране открылась программа по строительству и реконструкции станций. Почти то же, что сейчас делает Сергей Собянин — строятся новые станции метро. До 1980 года электрички были длиннее, и они были восьмивагонные, а после 1980 года стали 12-вагонными. Я принимал участие в осуществлении этого проекта. Мой начальник, Андрей Иванович Серов, жил в Опалихе, а я жил в Тушине. Он решил взять себе для реконструкции Опалиху, а я попросил его взять себе Тушино. Нам дали это направление. Так по моему проекту была построена железнодорожная станция и платформа Тушино. Правда, она уже давно перестроена. Надо сказать, Андрей был прекрасным инженером — в отличие от меня. Он всегда закрывал глаза на то, что я бесконечно сижу на служебном телефоне, и много еще на что. Говорил мне: «Я чувствую, что ты говоришь по-русски, но не понимаю ни слова, о чем ты». (Смеется.) Там было много музыкальных терминов. Он понимал, что мне эта работа не нужна, что я просиживаю штаны, что я другой человек. И позволял не приходить на работу. Единственным требованием было к концу месяца сделать весь намеченный объем работ.

Фото: Сашау/Предоставлено пресс-службой Гарика Сукачёва

Не один я был в таком положении. А сколько домов построил Володя Шахрин! Он окончил техникум и работал прорабом на стройке в Екатеринбурге. Сергей Галанин работал в Метрострое. Мы все ходили на работу до перестройки и все ненавидели эту работу. Вся наша музыка не приветствовалась, мы были в подполье. Перспектив никаких не было. Ты любил эту музыку, она была тебе близка, но никаких денег тебе не платили, ты даже не предполагал, что когда-нибудь за это заплатят. Это к разговору о роскоши. Если тебя приглашал какойто институт, все ехали в общем вагоне, жили в восьмером в одной комнате, тебя подкармливали девчонки-студентки, было сплошное безденежье.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мария Порошина Мария Порошина

«Людмила Ставская взяла меня за руку, а я чувствовала себя как слепой котенок»

Караван историй
50 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории с учетом инфляции 50 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории с учетом инфляции

Самые высокооплачиваемые и успешные спортсменов в истории

Forbes
Ефремовы Ефремовы

Чета Ефремовых: от основателя «Современника» до звёзд сегодняшнего дня

Караван историй
Петербург будущего Петербург будущего

Экскурсия по Северной столице от Льва Лурье и новое поколение гидов-урбанистов

Собака.ru
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Наша профессия — самая зависимая. При внешнем лоске самая бесправная

Караван историй
Лифтинг-прически Лифтинг-прически

Как омолодить овал лица при помощи укладки

Лиза
Больше, чем любовь Больше, чем любовь

Как выстроить надежные и согревающие отношения с близкими?

Psychologies
Венгерская хроника Венгерская хроника

Михай Зичи: хроникёр придворной жизни России XIX в акварели

Дилетант
Женский стендап: Ирина Мягкова и Зоя Яровицына Женский стендап: Ирина Мягкова и Зоя Яровицына

Комики «Женского стендапа» рассказали, каково это — шутить по графику

Glamour
C понедельника начну C понедельника начну

Новая работа – это здорово, но и немного страшно. Как сделать все хорошо?

VOICE
«Спонсоров важно вовлекать в процесс» «Спонсоров важно вовлекать в процесс»

Татьяна Кочарян о спонсорских доходах и работе со зрителями баскетбола

Ведомости
Стартапам перепало Стартапам перепало

Российский рынок венчурных инвестиций начал восстанавливаться

Деньги
Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века» Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Эссе из сборника «О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Правила жизни
ВЭБ определил стратегию ВЭБ определил стратегию

Группа ВЭБ ориентируется на нацпроекты

Эксперт
От «Больницы Питт» до «Терапии»: 8 лучших новых медицинских сериалов От «Больницы Питт» до «Терапии»: 8 лучших новых медицинских сериалов

Медицинские драмы переживают новую волну популярности! А вот их подборка

Forbes
Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!» Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!»

«Люблю повторять слова, что актерство — это ходьба по канату»

Караван историй
Выстрел в финале пьесы Выстрел в финале пьесы

Кадровый дефицит в милиции: что говорят архивы и уголовные дела

Дилетант
Конкуренты Конкуренты

Какими они были, конкуренты герцога Нормандского?

Дилетант
Квазивалютный бизнес Квазивалютный бизнес

Что такое квазивалютные кредиты в китайских юанях и как они работают

Ведомости
Петр Ануров: Это волнующе и рискованно Петр Ануров: Это волнующе и рискованно

Как продюсер Петр Ануров выбирает проекты и собирает звёздные составы

Ведомости
США в долгах по шею, но пока не тонут США в долгах по шею, но пока не тонут

На фоне крестового похода Трампа вопрос госдолга США приобретает особую остроту

Монокль
Куда приводят мечты инженеров Куда приводят мечты инженеров

Маршрут выходного дня по Калужской области

Weekend
Цифровой сценарист: как ИИ создает иллюзию свободы выбора Цифровой сценарист: как ИИ создает иллюзию свободы выбора

Как научиться распознавать технологические манипуляции

Forbes
Банки вкладывают в инклюзию Банки вкладывают в инклюзию

В Т-банке появилась поддержка только с глухими и слабослышащими сотрудниками

Ведомости
Как тебя зовут? Как тебя зовут?

Что такое число имени и как оно влияет на судьбу

Лиза
Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова

Владимир Набоков понимал все проблемы, стоящие перед литературой ХХ века

РБК
Как люди хоронят дружбу и отношения в переписках Как люди хоронят дружбу и отношения в переписках

Как цифровой мир лишает нас друг друга

Men Today
Заемщики поубавили аппетит Заемщики поубавили аппетит

Почему у граждан снижаются запросы на размер кредитов наличными?

Ведомости
Как Мехран Насери из Ирана жил в аэропорту Парижа в течение 18 лет: история из фильма Как Мехран Насери из Ирана жил в аэропорту Парижа в течение 18 лет: история из фильма

История Мехрана Насери — иранца, который так и не смог покинуть зону ожидания

ТехИнсайдер
Трудная жизнь нефтерубля Трудная жизнь нефтерубля

Если хочешь экономического мира, готовься к экономической войне

Деньги
Открыть в приложении