Натали Портман не слишком хорошо вписывается в голливудский ландшафт

Караван историйЗнаменитости

Натали Портман. Мисс совершенство

Сорокадвухлетняя Натали Портман, одна из самых талантливых актрис своего поколения, не слишком хорошо вписывается в голливудский ландшафт. У нее предельно высокий уровень интеллекта, она совсем не тщеславна, у нее есть диплом Гарвардского университета и нет никаких скандалов в личной жизни.

Мария Обельченко

Фото: Castel Franck/Abaca/ТАСС

Впервые она поразила всех, не явившись на премьеру первой части трилогии «Звездных войн», где играла главную героиню — королеву Амидалу. Причина? Готовилась к выпускному экзамену в школе. «Пускай это разрушит мою актерскую карьеру. Но лучше я буду умным человеком, чем звездой», — сказала Натали, поступив в Гарвард (и окончив его с дипломом по психологии). Актриса и наградам не придает особого значения — свой «Оскар» за фильм «Черный лебедь» хранит не на каминной полке на виду, а где-то в дальней комнате.

Покорив Голливуд еще в юном возрасте, Натали Портман остается верна себе, а это дорогого стоит...

Натали Херцшлаг (девичью фамилию бабушки Портман в качестве сценического псевдонима она взяла, когда снималась в «Леоне» Люка Бессона, — чтобы не привлекать внимания к семье) родилась в Иерусалиме 9 июня 1981 года. Отец — врач-гинеколог, специалист по бесплодию, мать — домохозяйка. Родители переехали в Америку, где отец продолжал учебу в ординатуре. Мать помогала мужу во всем, пока у него не появилась стабильная врачебная практика в Нью-Джерси. Шелли посвятила свою жизнь единственной дочери, путешествуя с ней с тех пор, как Натали стала сниматься в кино. «Родители всегда присутствовали в моей жизни. Позволяли заниматься тем, к чему я испытывала страсть. И в то же время я чувствовала себя под их защитой. Это счастье, когда ты можешь играть в кино, но твоя жизнь остается стабильной, дома все хорошо, все друг друга любят и уважают. Это было не похоже на детство других детей-звезд. И друзья всегда любили приходить к нам домой. Родители не были строгими, но привили мне самые важные человеческие ценности».

Предки Натали родом из России, Польши, Румынии и Австрии. Родившись в стране, где говорят на иврите, она с детства проявляла лингвистические способности и знает английский, французский, немецкий, японский и арабский. «Знания» и «Учеба», как шутит актриса, могли бы быть ее вторыми именами. Неудивительно, что она отличалась от других детей — серьезная, амбициозная девочка всегда знала, чего хочет, и добивалась результата, пока ровесники играли и веселились: «Я была хорошим ребенком. И, возможно, слишком долго. Полагаю, даже в отрочестве, в пору взросления, я продолжала вежливо отвечать «Да, мэм», «Спасибо, вы очень добры», «Да, извините, спасибо большое». Извиняющаяся, стремящаяся ублажить, понравиться, быть хорошей девочкой — такова была моя натура. И мне пришлось немало потрудиться, чтобы ее изменить».

Когда 10-летнюю Натали в пиццерии заметил агент и предложил поработать в рекламе моделью, она вежливо, но твердо отказалась. Разумеется, родители и не думали настаивать. Но дочь попросила их связаться с агентом, занимающимся поиском детей-актеров, и добилась своего. Уже в 1992 году Натали отобрали — вместе с Бритни Спирс — во второй состав офф-бродвейского мюзикла на роль главной героини. Полгода спустя ее пригласили на кастинг фильма Люка Бессона «Леон». Роль юной Матильды, девочки-сироты, чья дружба с профессиональным убийцей заставляет ее участвовать в отнюдь не детских приключениях, не пришлась по душе родителям Портман. Но они согласились после того, как Бессон принял все их условия — никаких сексуализированных сцен и насилия руками их дочери. Таким образом из первоначального сценария были убраны два убийства, которые должна была совершить героиня Портман. Сама она рассказывала: «Мне очень повезло, что я попала именно к Люку, я ему очень доверяла. Он сумел даже моего папу — а родители, особенно отец, категорически не желали, чтобы я снималась, — как-то успокоить. Но отец все равно внес в контракт условия — сколько раз я могу держать во рту сигарету и сколько раз могу сказать бранное слово. И он ни за что не позволил бы нарушить эти условия. Затягиваться, разумеется, было запрещено, а чтобы отогнать от меня клубы дыма, отец нанял специальных людей, которые стояли сбоку и чем-то махали».

«Сама Натали рассказывала: «Мне очень повезло, что я попала именно к Люку, я ему очень доверяла. Он сумел даже моего папу — а родители, особенно отец, категорически не желали, чтобы я снималась, — как-то успокоить». Натали Портман и Жан Рено в фильме «Леон», 1994 год. Фото: Vostock Photo

Получить первую роль в кино у такого режиссера, как Бессон, и учиться у таких актеров, как Жан Рено и Гэри Олдман, — огромная привилегия. Натали считала их своими учителями, позволившими ей в совершенстве освоить актерское мастерство. И вспоминала съемки как одно сплошное удовольствие. Но когда с огромным успехом «Леон» вышел на экраны, завоевав и зрительские восторги, и высокие оценки критиков (особенно хвалили и восхищались дуэтом Рено и юной актрисы), она очень быстро поняла, что этот фильм был так или иначе окрашен сексуальными полутонами.

А последующая роль в фильме «Красивые девушки» закрепила за Натали неприятное звание «объекта фантазий взрослых мужчин». «Помню, как страшно волнуясь, открыла свое первое письмо от фаната. И что я прочитала? Описание как меня в своих фантазиях насилуют! Обратный отсчет пошел, когда мне исполнилось 18 лет. И понеслось. Даже профессиональные кинокритики не упускали скользкой возможности в рецензиях поговорить о моих «распустившихся как бутоны» грудях».

И тогда, к удивлению Голливуда, Портман стала отказываться от большинства предлагаемых ей ролей, даже если речь шла о самых громких проектах. Не стала сниматься в, «Ледяном шторме» Энга Ли и «Лолите» Эдриана Лайна. «Я помню, как гордо заявила в ответ на предложение Лайна: «Позвольте вам сказать, я знаю, что это за кино. Оно будет низкопробным! — кажется, я все-таки не употребила слово «похабный» — его не нашлось в моем тогдашнем лексиконе. — Я ни за что не соглашусь целоваться со стариком!»

Вместо Лолиты Натали предпочла сыграть Анну Франк в бродвейском спектакле «Дневник Анны Франк». Днем училась, ходила на занятия в школу искусств для одаренных детей, а потом машина забирала ее на репетицию в театр. Вечерами Натали выходила на сцену в этом сложном спектакле. «Я реально повзрослела за эти месяцы. В точности как и моя героиня за те дни, что пряталась от фашистов и писала дневник. Казалось, выплакала все слезы на сцене, играя по 7—8 спектаклей в неделю. Но нет. Любая мелочь способна вывести из душевного равновесия...»

Критики с восторгом отзывались об игре Портман, актрису удостоили номинации на «Тони», самую престижную премию в театральном мире. А она еще писала эссе о своем жизненном опыте и переживаниях, и их с удовольствием публиковали популярные журналы. «Я решила сыграть в этом спектакле, потому что искренне убеждена — людям надо постоянно напоминать о сострадании. У нас так много людей и детей, страдающих от войн, несправедливости, нищеты и голода, и они не получают шанса изменить мир к лучшему. Звучит идеалистично, как клише, я знаю, но ведь таков наш мир и люди должны об этом помнить». Многие родственники актрисы погибли от руки фашистов, умерли в концентрационных лагерях. Для нее было делом чести отдать дань памяти своей семье, своим корням. Уже тогда неординарные поступки Портман в голливудском комьюнити стали называть поступками «типичной Натали».

Так или иначе, но после «Леона» Натали продолжила сниматься у известных режиссеров, пускай и в неглавных ролях. Вуди Аллен пригласил ее в свой фильм-мюзикл «Все говорят, что я люблю тебя» и задал при встрече всего три вопроса: «Сколько тебе лет? Где ты живешь? Свободна ли этой осенью?» Натали попала в блистательный актерский ансамбль, включающий Джулию Робертс, Дрю Бэрримор, Голди Хоун, Эдварда Нортона и, разумеется, самого Вуди Аллена. Она потом ужасно переживала, что недостаточно использовала уникальную возможность импровизировать, которую щедро предоставляет Аллен своим актерам.

В «Схватке» Майкла Манна Натали играла дочь одного из главных героев, склонную к суициду. В роли ее «отца» выступал Аль Пачино, он играл детектива-полицейского, вступившего в смертельную схватку с героем Роберта Де Ниро. «Сразу было понятно, что Натали необыкновенно одарена. У нее было не так много экранного времени, чтобы столь убедительно, без всяких истерик и лишних слов перевоплотиться в серьезно больную девочку. Только обладая очень большим актерским талантом такое возможно», — говорил о ней режиссер «Схватки».

У сказочника Тима Бертона в его фантастической черной комедии «Марс атакует!» ей досталась роль дочери президента (Джек Николсон) и первой леди (Гленн Клоуз). И снова в окружении звездных актеров — Аннет Бенинг, Пирса Броснана, Сары Джессики Паркер, Денни Де Вито.

Не преминул обратить внимание на Портман и Джордж Лукас. Он предложил ей роль королевы в своем трехсерийном приквеле к «Звездным войнам». Натали не смотрела оригинальную эпопею — ей было два года, когда вышел фильм «Возвращение Джедая», — и долго сомневалась, стоит ли подписывать 10-летний контракт, обязывающий ее возвращаться к роли даже в случае, если у нее появятся совсем другие планы и интересы. Но после долгих разговоров с людьми, которым она доверяла, решилась: «Я подумала, что если все-таки не буду продолжать актерскую карьеру, то эти фильмы могут оказаться отличным ее завершением». К чести Лукаса, он сумел организовать съемочный процесс таким образом, чтобы Натали могла завершить учебу и в школе, и в Гарварде, куда она поступила в 2000 году. Он знал, как это важно для нее, и с огромным уважением отнесся к ее желанию получить университетский диплом. Конечно, она до сих пор считает большой удачей выпавшую ей возможность стать частью воображаемого мира, о котором мечтают миллионы. Тогда она шутила, что когда-нибудь надеется «хоть немного поразить своих детей». И съемки в целом, не представляя особой сложности, позволяли почувствовать себя ребенком, чего ей никогда еще не доводилось в своей актерской карьере: «Словно забираешься в коробку из-под холодильника и представляешь себя в космическом корабле».

«Портман долго сомневалась, стоит ли подписывать 10- летний контракт, обязывающий ее возвращаться к роли даже в случае, если у нее появятся совсем другие планы и интересы». Натали Портман, Кенни Бейкер и Хейден Кристенсен в фильме режиссера Джорджа Лукаса «Звездные войны: Эпизод 2 — Атака клонов», 2002 год. Фото: Mary Evans Picture Library/ТАСС

Джордж Лукас не ставил Натали никаких условий и позволял сниматься в других, менее заметных проектах. Он знал, что «Звездные войны» не являются для нее центром вселенной. В фильме «Где угодно, только не здесь» Сьюзен Сарандон согласилась сниматься при одном условии — ее экранную дочь сыграет Портман. Более того, сначала Натали вежливо отказалась от этого предложения: «Дело не в том, что я сама себя цензурирую. Или в том, что для меня проблема сыграть в сексуальной сцене. Вовсе нет. Я просто не хочу этого делать на данном этапе своей жизни, вот и все. И в то же время не считаю нужным просить вас изменить что-то в ущерб своим творческим замыслам». Но к ее удивлению через неделю она получила исправленный сценарий. Сарандон призвала продюсеров уважать пожелание актрисы. «Это было невероятно. Потрясающе. Самое интересное, что сценарий, фильм и эта конкретная сцена от этих изменений ничуть не пострадали. Мне кажется, кинематографистам стоит проявлять большую креативность. Очень часто можно донести до зрителя необходимый месседж, не раздевая актеров, и тем более не эксплуатируя молодость». Сарандон — одна из немногих актрис в Голливуде, кто предпочитает оставаться собой, даже если это идет вразрез с ее интересами, высоко оценила и талант, и характер своей партнерши: «Очень умная девочка, получившая на редкость хорошее воспитание. Она выросла самодостаточной, с чувством уверенности в себе, и поэтому кажется старше своих ровесников. Намного старше. Ее не интересуют те вещи, которые жаждут заполучить молодые люди из благополучных семей. Натали обладает прирожденной грацией и изяществом, что еще сильнее отличает ее от поколения, склонного к удобству и упрощению всего на свете».

Участие в «Звездных войнах» имело для Натали неоднозначные последствия. Эта эпопея со звездным актерским ансамблем — Юэн Макгрегор, Лиам Нисон и юный Хейден Кристенсен — безусловно стала событием в киномире и вошла в тройку самых популярных и коммерчески успешных франшиз за всю историю кинематографа. Натали стала звездой, на нее обрушилась слава и невероятное внимание прессы. Имя Портман стало притчей во языцех во всем мире, особенно среди многочисленных фанатов этих фильмов. Случилось как раз то, чего она больше всего боялась — она стала зависимой от внешнего воздействия, ей было необходимо виртуозно уклоняться от освещения каждого своего шага. Но сама роль королевы не требовала особых актерских навыков. И критики вместе с поклонниками стали сомневаться, не преувеличили ли они талант Портман. Порой и правда было тягостно наблюдать за актрисой как робот повторяющей свои реплики и явно не слишком довольной и собой, и всем происходящим. Парадокс заключался в том, что мало кто из режиссеров после выхода первого же эпизода горел желанием с ней работать, а фанаты актрисы обвиняли Джорджа Лукаса в том, что он разрушил ее карьеру. Вот как сама Портман оценивала эти последствия: «Да, моя карьера на время застопорилась. Хотя, если ты стал частью большого коммерчески успешного проекта, повышается и твоя коммерческая ценность. С этого момента я — тот продукт, который должен позволить выгодно продать кино. Благодаря этому я, возможно, смогу летом сняться в независимом авторском фильме. И благодаря моей коммерческой стоимости на него, возможно, найдут финансирование. В личном же плане успех «Звездных войн», похоже, изменил категорию моих почитателей. Теперь я гораздо больше интересую мальчишек 10—12 лет, чем зрелых мужчин. И честно говоря, меня это больше устраивает».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Планета по имени Инна Планета по имени Инна

Бывают актеры способные, бывают талантливые, а иногда случаются — великие

Караван историй
Неожиданные гастропары к шампанскому — советы виноделов и сомелье Неожиданные гастропары к шампанскому — советы виноделов и сомелье

Редиска и чипсы с крабом: нестандартные закуски к шампанскому

СНОБ
«После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова «После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова

От всесоюзной популярности и королевской роскоши — до полной нищеты и забвения

Караван историй
Описать технический прогресс. Кто придумал теорию для двигателя внутреннего сгорания Описать технический прогресс. Кто придумал теорию для двигателя внутреннего сгорания

Для своего времени ДВС стал настоящим чудом инженерной мысли

СНОБ
Глава 2: Музыка Глава 2: Музыка

– Ты за что задержанных избил? – За дело. Плеер верни

Esquire
«Особняк на колесах»: как устроена жизнь внутри двухэтажного люкс-грузовика «Особняк на колесах»: как устроена жизнь внутри двухэтажного люкс-грузовика

Дом на колесах Elemment Palazzo Superior поразит самого привередливого туриста

ТехИнсайдер
Ирина Мирошниченко: Ирина Мирошниченко:

Я жила в театре. Репетировали утром и вечером, днем — примерки костюмов

Коллекция. Караван историй
Водный мир Водный мир

Черногория, которая каждого наградит развлечениями на любой вкус

Y Magazine
Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам» Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам»

По дороге Нагиев наплел мне, семнадцатилетней дуре, что совершенно свободен

Коллекция. Караван историй
5 верных признаков, что ваш брак обречен 5 верных признаков, что ваш брак обречен

Каждый признак обреченного брака подкреплен исследованием ученых

Maxim
Не только зеленые: как кризис заставляет Евросоюз искать новые источники энергии Не только зеленые: как кризис заставляет Евросоюз искать новые источники энергии

От курса на декарбонизацию экономики Евросоюз не отказывается

Forbes
«Посредники»: японская драма о торговле детьми от режиссера Хирокадзу Корээды «Посредники»: японская драма о торговле детьми от режиссера Хирокадзу Корээды

Как японскому режиссеру удается с улыбкой говорить о социальных проблемах

Forbes
Фильмы для взрослых, тюрьма, развод: где сейчас красавицы из самых крутых клипов 1990-х Фильмы для взрослых, тюрьма, развод: где сейчас красавицы из самых крутых клипов 1990-х

Судьба красоток из популярных музыкальных видео сложилась по-разному

VOICE
За полгода мошенники похитили у россиян более 1,3 млрд руб. через СБП За полгода мошенники похитили у россиян более 1,3 млрд руб. через СБП

За первое полугодие 2023 года мошенники украли у россиян более 1,3 млрд руб

Inc.
Напуганные долларом: кто взвинтил спрос на московские новостройки Напуганные долларом: кто взвинтил спрос на московские новостройки

Продажи в новостройках Москва сильно выросли и в сравнении с прошлым годом

Forbes
«Аквариум: геометрия хаоса» — эксклюзивный отрывок на MAXIM «Аквариум: геометрия хаоса» — эксклюзивный отрывок на MAXIM

«Аквариум: геометрия хаоса»: глава «Время колокольчиков»

Maxim
Российский коньяк: что можно пить без последствий и с удовольствием? Российский коньяк: что можно пить без последствий и с удовольствием?

На какие из российских коньяков стоит обращать внимание при покупке?

Maxim
Как правильно ходить в русскую баню, финскую сауну, турецкий хаммам Как правильно ходить в русскую баню, финскую сауну, турецкий хаммам

Как получить максимальную пользу от посещения бани и сауны?

Maxim
С грядки на стол С грядки на стол

Каждый шеф находит свое решение в вопросе поставки свежих продуктов

Bones
Из Нью-Йорка в Париж за 90 минут: сможет ли стартап Hermeus преодолеть скорость звука Из Нью-Йорка в Париж за 90 минут: сможет ли стартап Hermeus преодолеть скорость звука

Разработка пассажирского самолета, который сможет развивать скорость 5 Махов

Forbes
Не только мужской гормон: на что влияет тестостерон Не только мужской гормон: на что влияет тестостерон

Как поддерживать нужный уровень тестостерона и почему это важно?

Правила жизни
Шик и блеск Шик и блеск

Команда Бориса Уборевича–Боровского создала респектабельный интерьер шоурума

SALON-Interior
Изменение трех генов вызвало партеногенез у дрозофил Изменение трех генов вызвало партеногенез у дрозофил

Ученые впервые вызвали партеногенез геномным редактированием

N+1
По каким правилам проходила трапеза на Руси? По каким правилам проходила трапеза на Руси?

Каждый прием пищи на Руси превращался в ритуал со своими правилами

Культура.РФ
Как построить здоровые отношения после созависимых: 6 конкретных шагов Как построить здоровые отношения после созависимых: 6 конкретных шагов

Как именно строить здоровые отношения? Что делать, в какой последовательности?

Psychologies
«Научиться различать усилие и насилие»: Ольга Примаченко о том, как отыскать баланс работы и отдыха «Научиться различать усилие и насилие»: Ольга Примаченко о том, как отыскать баланс работы и отдыха

Автор книги «К себе нежно» — как не прекращать заботиться о себе

Psychologies
«Мы встречаемся уже год»: «Краса России-2015», ставшая невестой сына Стивена Сигала, раскрыла подробности их романа «Мы встречаемся уже год»: «Краса России-2015», ставшая невестой сына Стивена Сигала, раскрыла подробности их романа

Фотомодель Айрин Данилова рассказала о знакомстве с Домиником Сигалом

VOICE
Всё о выработке и приеме коллагена: большой экспертный гид Всё о выработке и приеме коллагена: большой экспертный гид

Коллаген: обязательный пункт в "бьюти-меню"

VOICE
Городская среда Городская среда

Дубай полностью соответствует канонам арабской сказки

Правила жизни
Женщина в пути: как путешествия стали дорогой к эмпауэрменту Женщина в пути: как путешествия стали дорогой к эмпауэрменту

Как гендерное равенство меняет тревел-индустрию?

Forbes
Открыть в приложении