«После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова
Тося в «Карнавальной ночи», тетушка Аксал в «Королевстве кривых зеркал», донна Роза в «Здравствуйте, я ваша тетя!» — эту актрису узнает каждый. Ее судьба удивительна. От всесоюзной популярности и королевской роскоши — до полной нищеты и забвения...
У Носовой почти не было друзей, писатель Глеб Скороходов был одним из немногих, кто знал актрису на протяжении многих лет. Он посвятил ей несколько выпусков своей программы «Киноистории». На основании сценариев к этим передачам мы, с разрешения сестры писателя Инги Анатольевны, публикуем его воспоминания.
«Сейчас если и вспоминают о Носовой, то только в связи с историей, когда она, получив инсульт в своей квартире, пять дней не получала помощи. И об ужасной нищете, в которой актриса провела последние дни... А я помню совсем другую Носову — яркую красавицу, только что приехавшую из Вены, в невиданной шубе из чернобурки, с бриллиантовым колье на шее, за рулем собственной «Волги». Многие ее поклонники считали, что Носова была обделена главными ролями, что ее выдающийся комедийный талант недооценен режиссерами. Но Тамара Макаровна была счастлива в профессии, не плела интриги, не гонялась за ролями, за концертной ставкой, за званиями. Это было не в ее характере.
Детство актрисы могло быть совсем другим, если бы мать Носовой не умерла, когда девочке было всего полтора года. На руках у отца помимо Тамары остались еще двое детей. Поняв, что не сможет их обеспечить и воспитать, он всех троих отдал в детский дом. У симпатичной белокурой малышки были бо´льшие шансы на новую семью, чем у ее брата и сестры. Когда в детдом пришла семья специалистов по авиамоторам, их внимание обратили на Тамару, рассказали ее историю. И девочку удочерили. Узнала Носова о том, что у нее была другая семья, лишь когда повзрослела. Тамара росла в достатке, приемные родители к ней относились как к родной, единственной дочери. Правда, и отец, и мать были довольно требовательными. Оба занимали на заводе руководящие должности и воспитывали дочку в строгости. Тамара должна была во всем быть первой. Когда малышке исполнилось пять лет, отец привел ее в школу и буквально заставил директора принять в первый класс, хотя Тамара еще была не готова к учебе. На занятия она ходила с куклой, которой повторяла то, что говорила учительница, объясняла задания. Не справившись с нагрузкой, девочка заболела, и только тогда родители отступили. Но дочь их не разочаровала, и когда в положенный срок пошла в школу, стала отличницей, активисткой, председателем совета класса.
А еще Тамара росла красавицей, стройной и гибкой. Ее рано отдали на балет, у девочки было все для этого: сила, упорство, выносливость. Но мешал принципиальный характер. Однажды преподаватель сделала ей строгий выговор за то, что она опоздала на занятия. Тамара вспылила: «Я сюда больше никогда не вернусь!» Так и сделала. Но бросить творчество все равно не смогла. Решила — если не танцевать в балете, то хотя бы выходить на сцену как актриса. Для начала сама организовала драмкружок в школе, ставила спектакли, потом стала готовиться к поступлению в театральный.
У Тамары Макаровны был удивительный характер. Она была очень уверенным в себе, самодостаточным человеком, не интересовалась чужим мнением о своем таланте. Во ВГИК решила поступать, не смутившись, что в тот год был конкурс 80 человек на место. И попала на знаменитый курс, где учились Мордюкова, Тихонов, Гурзо, Савинова. Правда, педагог Борис Бибиков, взявший Носову под свое крыло, внушал, что ее амплуа — комедия. Но Герасимов, снимавший «Молодую гвардию», увидел Тамару в роли подпольщицы Вали. Из-за этого между Бибиковым и Носовой разгорелся конфликт, она и от него чуть не ушла, следуя своей принципиальности. Но Герасимов Тамару успокоил: «Хочешь, можешь играть и драматические роли. Тебе все доступно!»
«Молодая гвардия» дала старт в профессии многим молодым актерам. Тамару тоже начали приглашать в кино. В фильме «Страницы жизни» Носова сыграла медсестру Клаву, а потом получила роль в грандиозной киноэпопее Михаила Чиаурели «Падение Берлина». И это в конце 40-х годов, когда выход каждой картины был событием. В 1950 году она снялась в фильме Юлия Райзмана «Кавалер Золотой звезды», за который некоторые его создатели получили Сталинскую премию. Но этого успеха она не вкусила, так как ее не было в списке награжденных и ее даже не пригласили на прием в Кремль. Тамара Макаровна вышла замуж сразу после окончания института и вместе со своим первым мужем Олегом Малининым, сотрудником МИДа, уехала в Австрию. Актриса рассказывала мне, что у мужа было несколько предложений, он мог выбрать страну, где будет работать. На самом деле выбирала она. Несколько лет они прожили в Вене. Носова стала прекрасной женой дипломата, вращалась в светском обществе, ходила на приемы, учила языки. И чем дальше, тем яснее понимала, что постепенно теряет квалификацию как актриса, упускает много возможностей. Изредка ей все же удавалось сниматься: можно вспомнить, как актриса совершенно блестяще сыграла Марью Антоновну в «Ревизоре». Но муж не хотел и слышать о возвращении жены в профессию, они ссорились. И вскоре Носова покинет Австрию, чтобы выполнить свое предназначение...