Наталья Земцова: «Постоянно нахожусь в состоянии натянутой струны»
Что такое счастливый брак? Мне кажется, однозначного ответа на этот вопрос просто не существует. У каждой пары свой рецепт счастья. Кому-то необходимо быть рядом как можно чаще, у других, как у нас с Сергеем, графики редко совпадают: у Uma2rman концерты, а я в этот момент бегу со съемок на съемки, иногда даже домой не успеваю заехать.
Раньше считалось: если хочешь быть в искусстве, должен сниматься только в полном метре. А сериалы — всего лишь зарабатывание денег. Помню, однокурсники в институте, услышав, что я получила роль, кривились: «Ты снимаешься в сериалах? Это же отстой!» Сейчас же качество российских сериалов выросло настолько, что кино ушло на второй план.
— В прошлом году вы, Наташа, приняли участие в самых громких проектах: «Чикатило», «Эпидемия», «Многоэтажка». В 2022 году у вас также много премьер, несмотря на пандемию. Когда успели?
— Большинство перечисленных проектов и снимали в пандемию, кроме первого сезона «Эпидемии». Шел 2017 год — жизнь прекрасна и безопасна. Мы с мамой были на каникулах в Испании, когда меня попросили записать самопробы. Потом уже начались масштабные кастинги, всем, кто попал в этот проект, очень хотелось, чтобы у нас все получилось. Когда в 2019-м заканчивались съемки, ни о какой эпидемии речи, естественно, не шло. Да и сценарий написан по мотивам фантастического романа Яны Вагнер «Вонгозеро», вышедшего в 2011 году. Помню, мы даже шутили между собой: мол, вдруг на самом деле такое случится? И когда сериал вышел, все чувствовали себя странно и тревожно, мы не понимали, как может быть столько совпадений в сценарии с реальной жизнью. Конечно, злые языки твердили, что именно мы накаркали эпидемию. Хотя пока работали, единственный вирус, которым мы все были заражены, — проект «Эпидемия». Когда сняли первую серию, режиссер собрал всю группу на «Мосфильме», чтобы показать результат. Было круто! И только после этого начался долгий подготовительный период. То есть пилот завершили в 2017-м, а все остальные части лишь через год.
Второй сезон снимали уже во время реальной эпидемии. Весь прошлый год я провела в одной долгой экспедиции, кочуя по разным регионам. Начинали работать в Подмосковье. Потом улетели в Псковскую область. Снимали еще в пещерах под Санкт-Петербургом и в Приозерске. Следующей локацией стали карельские леса, там жили в домиках. Начались настоящие приключения. Стартовали в апреле, когда было еще довольно холодно, а у нас съемки в ледяных горных реках. В Карелию уехали в мае, стояла невыносимая жара. А по сюжету время по-прежнему холодное. И вот — «Камера! Мотор!», а мы стоим в полной зимней экипировке возле огня в какой-то избушке, где плюс тридцать градусов и огромные комары. Зато после съемок наслаждались невероятной красотой Карелии, устраивали ужины у костра. Саша Робак как-то организовал нам классную вечеринку. Заказал специальных людей, они приехали с мангалами и приготовили для всей группы потрясающий ужин с местной рыбой и мясом. Вообще, у нас была замечательная команда и все сложности с ней переживались легче.
Второй сезон, премьера которого заявлена на весну в онлайн-кинотеатре Premier, сильно отличается от первого, я бы сказала, что это вообще другое кино, более приключенческое. Конечно, сюжет по-прежнему строится на выживании людей в эпидемию. Наши герои бесконечно куда-то бегут, пытаясь спастись. Будет постоянная смена локаций и персонажей. Если в первом сезоне история в основном закручивалась вокруг нескольких героев, то здесь уже прошло некоторое время и мы живем в постапокалиптической реальности, постоянно встречаясь с новыми персонажами.
Параллельно я была занята в полном метре «День слепого Валентина». «Эпидемию» мы снимаем ночью на болоте, в Пушкинских Горах, а утром я уже мчалась на самолет из Пскова в Москву и выходила на смену «Валентина». Вечером обратно. Конечно, было трудно. Тем более что жанры абсолютно разные: триллер и психологическая драма. Кроме того что не высыпалась, были сложности и с внешним видом. Для «Эпидемии» мне сделали специфическую стрижку — клочками, чтобы создалось впечатление, что героиня потрудилась сама. А для «Валентина» нужна была стильная при чес ка. Спасали трессы для волос.
Недавно вышел еще один проект с моим участием — «Многоэтажка», который мы снимали в пандемию, его уже можно посмотреть на платформе START. Когда я пришла на пробы, режиссера не было из-за очередного всплеска ковида. Только спустя несколько месяцев встретилась с Антоном Масловым. Пробы у меня длились по два с половиной часа, играли несколько сцен с разными партнерами. Антон очень требовательный режиссер и пока не будет уверен в актере на сто процентов — тот роль не получит. У меня впервые в жизни случилась история, когда одну сцену снимали девять часов — конфликт моей героини с братом, которого она заставляет уехать. Я там и плакала, и просила, и кричала, чего только не было! Честно говоря, не думала, что меня на столько хватит. В какой-то момент ты отпускаешь себя, перестаешь контролировать, и выходят очень крутые штуки. Я получила колоссальный опыт актерского тренинга! Это фильм о людях, о том, на что они способны в критической ситуации. По сюжету девочка-подросток пропадает в подъезде панельной многоэтажки: звонит по домофону, отец открывает ей общую дверь, но в квартиру она не поднимается. Отцу приходится, по сути, начать собственное расследование среди соседей. Это фильм о человеческих отношениях, о внимании и безразличии, о силе и гранях возможностей. Моя героиня — не самый положительный персонаж, но я эту роль обожаю. У тех, кто уже посмотрел «Многоэтажку», был отзыв: «Ну ты даешь!»
Знаете, мне кажется, если после просмотра фильма люди задумываются над своей жизнью и пытаются закрыть какие-то гештальты, — это уже победа. Например после премьеры «Многоэтажки» на пресс-конференции девушка из зала рассказала, что она много лет не общалась с папой. Посмотрев фильм, написала ему сообщение. После этих слов неважно, какие нам дадут за этот проект призы, какие отзывы напишут критики. Девушка задумалась об отношениях с отцом — и итогом, надеюсь, станет воссоединение двух близких людей. Разве не это самое главное в работе и актера, и режиссера?
— Наташа, вы не из актерской семьи, почему вдруг выбрали театральный вуз?
— Я планировала стать дизайнером и окончив художественную школу в Омске, ходила на подготовительные курсы. К моменту окончания одиннадцатого класса не знала, чем хочу заниматься и в какой институт поступать. Не помню, как возникла идея, но однажды сидели с мамой, пили чай, и я вдруг заявляю: хочу поехать в Москву и поступать в театральный. Мама, не задумываясь ни на секунду, говорит: «Ладно, давай попробуем». Всегда буду ей благодарна, что так легко согласилась на мою авантюру. А это была именно авантюра, я ведь никогда не занималась актерством, да и в семье у нас нет людей, хоть как-то связанных с театром или кино.
В общем, стихийно, самостоятельно подготовила программу и поехала в Москву. Еще не было доступного Интернета, я просто обзванивала учебные заведения, узнавала, когда прослушивание, и подъезжала к назначенному времени. Как у всех абитуриентов, у меня имелся стандартный список институтов и училищ: «Щука», Школа-студия МХАТ, «Щепка», ВГИК, ГИТИС. Туда я не поступила, хотя в ГИТИСе прошла все три тура и слетела уже на конкурсе. Пришлось возвращаться в Омск, там год проучилась при местном ТЮЗе. На следующий год уже знала, что кроме московских вузов есть еще и питерские. В итоге поступила в СПбГАТИ, на курс Арвида Михайловича Зеланда. Длилась история долго: первое прослушивание состоялось в мае, а о том, что прошла все вступительные испытания, узнала только в августе. Мама, которая поехала со мной на первый тур, дальше сопровождать отказалась — слишком нервно. Когда я наконец сообщила, что поступила, она долго не могла поверить в это.
После зачисления в СПбГАТИ я поселилась в общежитии на улице Доблести, в районе Финского залива. До академии, которая находится в центре, добираться приходилось часа полтора. Но переезжать ближе совсем не хотелось, жизнь в общаге нравилась, тем более что у меня была классная комната. Девочка, с которой мы ее делили, спустя некоторое время переехала к своему парню и практически не появлялась. Ну а я сделала ремонт и до конца обучения жила одна.