История праздника, который мы любим больше всего

Караван историйИстория

Как праздновали Новый год в царской России и в Советском Союзе?

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: 123RF/Legion-media.com

В наши дни уже невозможно себе представить, что когда-то этого праздника не было, как до времен Петра. Или что когда-то, в 20-е годы, он на целое десятилетие был предан забвению! Или что люди, если повезет, 31 декабря пораньше уходили с работы, а 1 января уже работали, как это было в 40-е. Интересно? Нам тоже интересно проследить историю праздника, который, несомненно, мы любим больше всего.

Петр приказал наряжать елки и пускать фейерверки

Официальной датой начала новогодне-рождественской традиции в России считают 1699 год, когда Петр Первый объявил о новом, юлианском летоисчислении. Теперь праздники Рождества и Нового года шли один за другим — 25 и 31 декабря. До этого Новый год наступал в сентябре. Как обычно, Петр взялся за привитие новой традиции основательно. Предписывалось «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых» перед домами, а также устроить салюты «в знак веселия». И как обычно, новая мода поначалу была непривычна для граждан. Для них существовало Рождество. А традиция запускать фейерверки и украшать елку напоминала о других многочисленных насаждениях, взятых Петром с Запада. Но постепенно привыкли, ведь оказалось, что это весело. В городах стали появляться украшенные елки, дворяне же прежде всего в установленных праздничных традициях равнялись на императорский двор.

Фото: Vostock Photo Archive

В XIX веке Новый год уже прочно вошел в жизнь россиян, хотя и являлся лишь одним из череды традиционных праздников. Начиналась эта череда со Святок — 24 декабря (6 января по новому стилю), в Рождественский сочельник. Рождество отмечали, как и сейчас, 25 декабря (7 января). Первого января приходил Новый год (сейчас мы его отмечаем как старый Новый год (14 января), и 6 января очень важный на Руси праздник — Крещение (19 января). Официально было всего четыре выходных дня, но в реальности народ праздновал почти две недели. Точно так же, как и сейчас, многие уезжали из столиц домой, чтобы провести эти дни с родными. У учащихся было понятие «рождественские каникулы».

В конце XIX века празднование Нового года уже вошло в обычай. Время от Рождества до Нового года сейчас бы напомнило нам наши десять новогодних дней. У людей было праздничное настроение. Горожане активно посещали лавки и магазины в поисках подарков для близких. Особенно многолюдно в эти дни было в «Пассаже» на Невском и Верхних торговых рядах в Москве, в Елисеевском — толпы! Ведь постоянно нужно что-то к праздничному столу. А за празднично накрытый стол с близкими, коллегами и друзьями садились ежедневно. Пользовались популярностью и елочные базары. Вот только наряжали елки тогда еще в основном не игрушками из стекла — они стоили очень дорого. Украшали сладостями, конфетами, яблоками, орехами, а также бумажными гирляндами и картонными поделками. Понятно, что не было и электрических гирлянд, но иногда делали «конвертики» для свечей и ставили их на елку.

Повара-французы задали тон новогоднему столу

Как же проводили праздник в те времена? Во-первых, в отличие от нас никто не праздновал заранее. И люди основательно соскучивались по обильному столу, потому что, как известно, Рождеству предшествовал длинный сорокадневный пост. В сочельник, накануне Рождества, ели постную сладкую пищу: «взварец» из чернослива, изюма и сушеных яблок, пудинг, политый морсом, кисель. Потом обязательно шли на богослужение. На праздничной службе появлялись даже те, кто редко захаживал в храм, семейные люди приходили со всеми домочадцами. А уже после этого начинали как следует угощаться и праздновать. В зажиточных и богатых семьях вечером проходили званые обеды, балы и маскарады.

Дети специально к празднику готовили какие-нибудь выступления, читали стихи, пели песенки. Те, кто помнят, как вставали на стульчик в советском детстве, чтобы прочесть стишок гостям... Так вот — эта традиция зародилась еще в XIX веке. Все дарили друг другу подарки — их приносили не Дед Мороз или святой Николай. Дети сами вручали родителям поделки, а родители детям — книжки, игрушки или конфеты. Насидевшись за праздничным столом, о котором еще поговорим, народ выходил на улицу, гуляли семьями, компаниями. Популярным развлечением было катание на ледяных горках и санях. Обычай запускать фейерверки в больших городах остался с петровских времен. Конечно, это еще не приняло такого размаха, как сейчас, но народ это дело полюбил. Кстати, помимо подарков нужно было обязательно отправить поздравительные открытки. Их отправляли не только родным и близким, но даже тем, кто жил на соседней улице. Самым близким нужно было отдать визиты. А служащим посетить квартиры и дома своих начальников и расписаться в специальном листе в знак того, что они приходили и поздравляли.

Теперь поговорим про праздничный стол. Итак, рождественским событиям предшествовал сорокадневный пост. Конечно, даже тогда не все его соблюдали. Были «строгие» постные дни и не строгие. Но все-таки подавляющее большинство говело, так что к Рождеству они подходили истосковавшимися по вкусным любимым блюдам. Накануне Рождества, в сочельник, следовало вовсе отказаться от пищи, что тоже было нелегко. Особенно когда по дому носятся невероятные запахи с кухни, где уже давно кипит работа. Но все-таки во многих семьях держались, как и положено, ждали «до первой звезды». В 12 часов садились за стол и приступали к принятию постной пищи. Всегда на столе были взвар из сушеных фруктов, ягод и пряностей и сочиво — блюдо из пшеницы с медом и сухофруктами, а также постные блины и пироги. Хозяйка готовила сочень — пирог из тонко раскатанного пресного, то есть бездрожжевого, теста с начинкой. Как правило, у каждой женщины был свой рецепт этого традиционного пирога. Подавали орехи, мед, сухофрукты, напитки из ягод. Хозяйки следили, чтобы одновременно на столе было ровно 12 блюд — по числу апостолов и месяцев в году.

Но зато утром... Сколько было на Руси случаев, когда вся семья потом болела, объевшись за рождественским столом. Нам с нашими оливье и селедкой под шубой и не снились такие угощения. Ведь на кухне, даже у мещан, трудилось несколько кухарок по несколько суток кряду. Жареный поросенок, кулебяка из 12 слоев, мясные пироги, рыба, холодец, запеченные гусь или утка. И все это — вместе! Бесчисленное количество закусок, из которых отдавалась дань и русским традиционным — грибки, огурчики, квашеная капустка. И более существенным — белорыбица, балычок донской, пирожки с наперсток с различными диковинными начинками, разумеется, икра.

В XVIII веке все большую популярность приобретает «заморская» кухня: рядом с привычными поросятами, домашней птицей и дичью, а также черной икрой появились жареное мясо, солонина, буженина, ветчина и разнообразные виды жаркого. Очищенные раковые шейки, соленые перепелки и другие изобретения поваров. Особенно ценилось умение повара приготовить «соуса». Они шли по виду блюд и подавались в отдельном приборе, состоящем из большого подноса и специальных бутылочек, зауженных кверху. Постепенно и сладкий стол стал более разнообразен. В богатых домах уже не подавали груши и мед. Изготавливались десерты. Среди сладостей приобрели особую популярность коврижки и цукаты, появилась знаменитая яблочная пастила. Кроме того, восточные и южные соседи присылали в Российскую империю лимоны и чай, изюм и инжир, арбузы и дыни. Фрукты были дороги, поэтому их наличие на столе говорило о богатстве хозяев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 ключей, чтобы продлить любовь 6 ключей, чтобы продлить любовь

Шесть моделей поведения, которые делают любовные отношения счастливыми

Psychologies
Камиль Ларин: Правила хорошей дружбы Камиль Ларин: Правила хорошей дружбы

История-посиделка от участника «Квартета И»

Maxim
Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам» Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам»

По дороге Нагиев наплел мне, семнадцатилетней дуре, что совершенно свободен

Коллекция. Караван историй
Когда модель превзойдет алгоритмы Когда модель превзойдет алгоритмы

О том, как модели искусственного интеллекта «выходят за флажки»

Монокль
Екатерина Климова: Если хочешь чего-то большего, сделай это сама Екатерина Климова: Если хочешь чего-то большего, сделай это сама

Екатерина Климова – о семейных буднях, женском счастье и, конечно, о красоте

Добрые советы
Мы из будущего Мы из будущего

Кто же такие эти промт-дизайнеры или AI-тренеры?

ТехИнсайдер
Фаина Раневская: «...Я поняла, в чем мое несчастье. Я не актриса, а скорее поэт, доморощенный философ...» Фаина Раневская: «...Я поняла, в чем мое несчастье. Я не актриса, а скорее поэт, доморощенный философ...»

«Эта история началась, когда я получила доступ к архивам Фаины Раневской»

Коллекция. Караван историй
Что есть будем Что есть будем

Чем опасны для ребенка здоровые пищевые привычки: 7 неочевидных факторов

Лиза
Хакоми: тело как улика Хакоми: тело как улика

Иногда нам кажется, что мы живем не своей жизнью. Почему?

Psychologies
От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века

Роль путей сообщения в истории страны требует существенной дооценки

Знание – сила
Кодекс постороннего Кодекс постороннего

Как Альбер Камю обнаружил, что жизнь не имеет смысла — и нашел, зачем стоит жить

Weekend
Впереди — Москва: как устроена столичная система инноваций Впереди — Москва: как устроена столичная система инноваций

Москва начала создавать комплексную систему поддержки инновационного бизнеса

РБК
Боевые измерения Боевые измерения

Строится орбитальная инфракрасная сеть для обнаружения гиперзвуковых целей

Наука
Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет» Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Как будет меняться система образования и что такое концепция life-work learning

РБК
Предприниматели среди нас Предприниматели среди нас

Кто каждый день делает нашу жизнь ярче и проще? И как им это удается?

Men Today
Русско-японская война и манипуляции памятью Русско-японская война и манипуляции памятью

Как война с Японией прочно вошла героический раздел русской истории

Знание – сила
Будущее сейчас Будущее сейчас

Андрей Лихачёв рассказал о том, что делает СберСити уникальным для России и мира

Robb Report
Телесная терапия Телесная терапия

Как с помощью телесной терапии повлиять на эмоции и здоровье

Добрые советы
Дом, который построил страх Дом, который построил страх

Как устроен хоррор от крыши до фундамента

Weekend
Что искали крестоносцы Что искали крестоносцы

Один из сложнейших символов христианской культуры — Святой Грааль

Зеркало Мира
Живопись без правил Живопись без правил

Магомед Кажлаев: абстракция из воздуха

Weekend
Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге

По прогнозам экспертов, через 10 лет в Приморье появятся аналоги аппелласьонов

СНОБ
«В станкостроении науки не существует» «В станкостроении науки не существует»

Прикладной науке, в советском понимании, в современно мире места быть не может

Монокль
7 способов поднять себе настроение утром, которые используют психологи 7 способов поднять себе настроение утром, которые используют психологи

Как задать позитивный настрой с самого утра и не впасть в депрессию

Psychologies
Город в городе Город в городе

Как девелоперы прокачивают полицентричность в любом районе Петербурга

Собака.ru
Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся» Кольская сверхглубокая – мифы и реальность, или «Совы не то, чем они кажутся»

История самой глубокой в мире скважины – «Кольской сверхглубокой»

Зеркало Мира
Федор Елютин: гвоздь программы Федор Елютин: гвоздь программы

История-терпение от человека, который уверен, что умеет видеть мир со стороны

Maxim
Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента» Евгений Колбин: «Мы построили бизнес-процессы вокруг клиента»

Евгений Колбин рассказал о том, как развиваются облака в России

РБК
Джоли Алиен Джоли Алиен

Художница Джоли Алиен — как найти авторский стиль, чего ждать от моды

Grazia
(Не) как у всех (Не) как у всех

Кухня — безупречный образец бесконечных повторений

Grazia
Открыть в приложении