Как праздновали Новый год в царской России и в Советском Союзе?
В наши дни уже невозможно себе представить, что когда-то этого праздника не было, как до времен Петра. Или что когда-то, в 20-е годы, он на целое десятилетие был предан забвению! Или что люди, если повезет, 31 декабря пораньше уходили с работы, а 1 января уже работали, как это было в 40-е. Интересно? Нам тоже интересно проследить историю праздника, который, несомненно, мы любим больше всего.
Петр приказал наряжать елки и пускать фейерверки
Официальной датой начала новогодне-рождественской традиции в России считают 1699 год, когда Петр Первый объявил о новом, юлианском летоисчислении. Теперь праздники Рождества и Нового года шли один за другим — 25 и 31 декабря. До этого Новый год наступал в сентябре. Как обычно, Петр взялся за привитие новой традиции основательно. Предписывалось «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых» перед домами, а также устроить салюты «в знак веселия». И как обычно, новая мода поначалу была непривычна для граждан. Для них существовало Рождество. А традиция запускать фейерверки и украшать елку напоминала о других многочисленных насаждениях, взятых Петром с Запада. Но постепенно привыкли, ведь оказалось, что это весело. В городах стали появляться украшенные елки, дворяне же прежде всего в установленных праздничных традициях равнялись на императорский двор.
В XIX веке Новый год уже прочно вошел в жизнь россиян, хотя и являлся лишь одним из череды традиционных праздников. Начиналась эта череда со Святок — 24 декабря (6 января по новому стилю), в Рождественский сочельник. Рождество отмечали, как и сейчас, 25 декабря (7 января). Первого января приходил Новый год (сейчас мы его отмечаем как старый Новый год (14 января), и 6 января очень важный на Руси праздник — Крещение (19 января). Официально было всего четыре выходных дня, но в реальности народ праздновал почти две недели. Точно так же, как и сейчас, многие уезжали из столиц домой, чтобы провести эти дни с родными. У учащихся было понятие «рождественские каникулы».
В конце XIX века празднование Нового года уже вошло в обычай. Время от Рождества до Нового года сейчас бы напомнило нам наши десять новогодних дней. У людей было праздничное настроение. Горожане активно посещали лавки и магазины в поисках подарков для близких. Особенно многолюдно в эти дни было в «Пассаже» на Невском и Верхних торговых рядах в Москве, в Елисеевском — толпы! Ведь постоянно нужно что-то к праздничному столу. А за празднично накрытый стол с близкими, коллегами и друзьями садились ежедневно. Пользовались популярностью и елочные базары. Вот только наряжали елки тогда еще в основном не игрушками из стекла — они стоили очень дорого. Украшали сладостями, конфетами, яблоками, орехами, а также бумажными гирляндами и картонными поделками. Понятно, что не было и электрических гирлянд, но иногда делали «конвертики» для свечей и ставили их на елку.
Повара-французы задали тон новогоднему столу
Как же проводили праздник в те времена? Во-первых, в отличие от нас никто не праздновал заранее. И люди основательно соскучивались по обильному столу, потому что, как известно, Рождеству предшествовал длинный сорокадневный пост. В сочельник, накануне Рождества, ели постную сладкую пищу: «взварец» из чернослива, изюма и сушеных яблок, пудинг, политый морсом, кисель. Потом обязательно шли на богослужение. На праздничной службе появлялись даже те, кто редко захаживал в храм, семейные люди приходили со всеми домочадцами. А уже после этого начинали как следует угощаться и праздновать. В зажиточных и богатых семьях вечером проходили званые обеды, балы и маскарады.
Дети специально к празднику готовили какие-нибудь выступления, читали стихи, пели песенки. Те, кто помнят, как вставали на стульчик в советском детстве, чтобы прочесть стишок гостям... Так вот — эта традиция зародилась еще в XIX веке. Все дарили друг другу подарки — их приносили не Дед Мороз или святой Николай. Дети сами вручали родителям поделки, а родители детям — книжки, игрушки или конфеты. Насидевшись за праздничным столом, о котором еще поговорим, народ выходил на улицу, гуляли семьями, компаниями. Популярным развлечением было катание на ледяных горках и санях. Обычай запускать фейерверки в больших городах остался с петровских времен. Конечно, это еще не приняло такого размаха, как сейчас, но народ это дело полюбил. Кстати, помимо подарков нужно было обязательно отправить поздравительные открытки. Их отправляли не только родным и близким, но даже тем, кто жил на соседней улице. Самым близким нужно было отдать визиты. А служащим посетить квартиры и дома своих начальников и расписаться в специальном листе в знак того, что они приходили и поздравляли.
Теперь поговорим про праздничный стол. Итак, рождественским событиям предшествовал сорокадневный пост. Конечно, даже тогда не все его соблюдали. Были «строгие» постные дни и не строгие. Но все-таки подавляющее большинство говело, так что к Рождеству они подходили истосковавшимися по вкусным любимым блюдам. Накануне Рождества, в сочельник, следовало вовсе отказаться от пищи, что тоже было нелегко. Особенно когда по дому носятся невероятные запахи с кухни, где уже давно кипит работа. Но все-таки во многих семьях держались, как и положено, ждали «до первой звезды». В 12 часов садились за стол и приступали к принятию постной пищи. Всегда на столе были взвар из сушеных фруктов, ягод и пряностей и сочиво — блюдо из пшеницы с медом и сухофруктами, а также постные блины и пироги. Хозяйка готовила сочень — пирог из тонко раскатанного пресного, то есть бездрожжевого, теста с начинкой. Как правило, у каждой женщины был свой рецепт этого традиционного пирога. Подавали орехи, мед, сухофрукты, напитки из ягод. Хозяйки следили, чтобы одновременно на столе было ровно 12 блюд — по числу апостолов и месяцев в году.
Но зато утром... Сколько было на Руси случаев, когда вся семья потом болела, объевшись за рождественским столом. Нам с нашими оливье и селедкой под шубой и не снились такие угощения. Ведь на кухне, даже у мещан, трудилось несколько кухарок по несколько суток кряду. Жареный поросенок, кулебяка из 12 слоев, мясные пироги, рыба, холодец, запеченные гусь или утка. И все это — вместе! Бесчисленное количество закусок, из которых отдавалась дань и русским традиционным — грибки, огурчики, квашеная капустка. И более существенным — белорыбица, балычок донской, пирожки с наперсток с различными диковинными начинками, разумеется, икра.
В XVIII веке все большую популярность приобретает «заморская» кухня: рядом с привычными поросятами, домашней птицей и дичью, а также черной икрой появились жареное мясо, солонина, буженина, ветчина и разнообразные виды жаркого. Очищенные раковые шейки, соленые перепелки и другие изобретения поваров. Особенно ценилось умение повара приготовить «соуса». Они шли по виду блюд и подавались в отдельном приборе, состоящем из большого подноса и специальных бутылочек, зауженных кверху. Постепенно и сладкий стол стал более разнообразен. В богатых домах уже не подавали груши и мед. Изготавливались десерты. Среди сладостей приобрели особую популярность коврижки и цукаты, появилась знаменитая яблочная пастила. Кроме того, восточные и южные соседи присылали в Российскую империю лимоны и чай, изюм и инжир, арбузы и дыни. Фрукты были дороги, поэтому их наличие на столе говорило о богатстве хозяев.