У нас в театре такого еще не было, это беспрецедентный случай

Коллекция. Караван историйКультура

Анна Большова: "Не понимаю, как я могла так нагло разговаривать с Захаровым. Но в "Ленком" он меня принял!"

Беседовала Инна Фомина

ахаров решил ввести в "Юнону и Авось" сразу двух новых исполнительниц. Я должна была играть второй по счету. Утром в день спектакля был прогон. Идет репетиция, начинается второй акт. Вдруг Марк Анатольевич ее останавливает: "У нас в театре такого еще не было, это беспрецедентный случай. Но мы сейчас попросим Анну Леонидовну пройти с начала второй акт", — вспоминает актриса театра "Ленком Марка Захарова" Анна Большова.

— Анна, вы много снимаетесь в кино, играете в мюзиклах, выступали в ледовом телешоу, победили в конкурсе пародистов «Повтори!» на Первом канале. Но все-таки самая большая часть вашей творческой жизни — это театр «Ленком», в котором вы работаете 24 сезона...

— Боже, уже четверть века! Как время летит. Самое интересное, что в свое время единственным театром, в котором мне хотелось работать после окончания ГИТИСа, был... «Ленком». Но наш курс туда даже не показывался...

Быть актрисой хотела всегда. Хотя мои родители не имели никакого отношения к театру или кино. Папа Леонид Александрович — ученый-физик, академик РАН, много лет руководит Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики, лауреат Госпремии, кавалер ордена Мужества за участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии. Одним словом, приличный человек! Но, видимо, все-таки пересилили гены моей бабушки по материнской линии. Она была примой провинциальных театров, играла трагических героинь — Марию Стюарт, Катерину в «Грозе». Я на сцене ее не видела, потому что она ушла, когда мне было 12 лет. Но сколько себя помню, я была одержима идеей стать актрисой и играть на сцене. Поэтому после седьмого класса поступила в только что открывшийся театральный лицей «Арлекин». А уже через год — в ГИТИС на экспериментальный курс Бориса Гавриловича Голубовского.

На съемках сериала «Остановка по требованию», 2000 год

— Подождите, сколько же вам тогда было лет?

— Пятнадцать! В этом и был эксперимент: на нашем курсе студенты-режиссеры были обычных возрастов, а вот в актерскую группу набрали юношей и девушек 15—16 лет. Поэтому мы все были с незаконченным школьным образованием. Только одна девочка потом параллельно экстерном окончила школу и получила аттестат...

Общеобразовательными предметами нас не мучили. Зато с утра до вечера мы занимались по программе ГИТИСа, включавшей в себя огромное количество специальных дисциплин: мастерство актера, танец, вокал, сценречь, сцендвижение, фехтование. По замыслу мы должны были учиться три года, а затем нас автоматически переводили на четвертый курс ГИТИСа. Но юридическую сторону вопроса никто до конца не продумал. В итоге нашу группу назвали «колледжем режиссерского факультета».

Вот так в 19 лет мы окончили ГИТИС. Кто-то из моих однокурсников пошел еще поучиться: Зоя Кайдановская, Петя Красилов. Но большинство — Паша Трубинер, Костя Ивин, Миша Калиничев, поступив в разные театры, начали работать. При этом наши гитисовские педагоги, к сожалению, а может быть, по счастью, особо не занимались нашими показами, так что мы сами пытались что-то организовать. Я успела показаться в «Сатирикон» к Константину Райкину, когда наш педагог, ныне покойный Владимир Георгиевич Боголепов (он в тот период работал в Театре имени Гоголя), сказал: «Аня, идите к нам и никуда больше не показывайтесь! Сергей Иванович (Яшин, в те годы главный главный режиссер Театра имени Гоголя. — Прим. ред.) ставит «Бесприданницу» и ищет актрису на главную роль». Я подумала: «Господи, конечно, ну кто, как не я, такая талантливая, может сыграть эту роль?!» (Смеется.) Пошла, показала отрывок из дипломного спектакля, и Яшин меня взял.

— И вы в 19 лет сыграли знаменитую роль Ларисы Огудаловой?

— Нет! Яшин дал мне Машу в спектакле «Чужой ребенок», который репетировал Александр Сергеевич Бордуков (когда мы «разыгрались», спектакль имел у зрителей большой успех, там были чудесные декорации, костюмы). А в «Бесприданницу» Сергей Иванович взял совсем другую актрису. Это был первый шок, первая моя встреча с театральной действительностью. Сейчас, задним числом, понимаю, что Яшин был прав. Я никак не вписывалась в его замысел, да и оценивала себя не вполне адекватно. Изнутри мнила себя «блондинкой с голубыми глазами», а в реальности была веснушчатым, кареглазым, рыжеволосым созданием с пухлыми щеками и большими амбициями. Все, что ни делается, — все к лучшему. Театр имени Гоголя стал для меня очень щадящим погружением в театральный мир и в профессию, о которой у меня было очень абстрактное представление. Хотя необходимые для актера некая наглость и уверенность присутствовали. Оказавшись на большой сцене, я, например, сразу обнаружила, что совершенно не умею разговаривать на огромный зал. В итоге три года в Театре имени Гоголя стали для меня очень хорошей школой.

Анна Большова, Ольга Дроздова, Дмитрий Певцов и Андрей Руденский в сериале «Остановка по требованию», 2000 год

— Но эта труппа в те годы была не очень популярной, ее считали «театром на задворках»: путь к нему пролегал через подземный переход под Курским вокзалом...

— Вы не правы, народ в него ходил! Там были (и есть) прекрасные Светлана Михайловна Брагарник, Ольга Николаевна Науменко — знаменитая Галя из «Иронии судьбы, или С легким паром!». Если в труппе не так много медийных, снимающихся в кино актеров, это же не значит, что там плохие артисты, слабые постановки. В Театре имени Гоголя была очень хорошая труппа и очень хорошая атмосфера — может быть, в силу того, что людям нечего было делить...

Я сыграла главную роль в «Чужом ребенке», а потом — тишина, новых ролей не предлагают. Как это часто бывает, ситуация изменилась, когда я срочно подменила заболевшую актрису. Играла в ее костюме. И меня как будто увидели с другой стороны: оказывается, Большова может быть разной, у нее есть талия, фигура, ноги, хорошие волосы. И «пошли роли». Судьбоносной для меня стала Варя в малоизвестной, но очень-очень выигрышной пьесе Аверкиева «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничей Нардын-Нащокина дочери Аннушке». Один мой коллега характеризовал ее так: «Это русский «Фигаро». Спектакль ставил Бордуков, на последних двух неделях репетиций подключился Яшин, а он высочайший профессионал, и получился яркий, безумно красивый спектакль. О «Фроле Скобееве» заговорила театральная Москва. Его не только любила публика, постановку приходили смотреть актеры и режиссеры. Помню, увидела в зале Караченцова, которого обожала и по фильмам, и по телеверсии спектакля «Юнона и Авось». Могла ли тогда подумать, что вскоре буду играть с Николаем Петровичем в этой легендарной постановке!

— Так как вы оказались в «Ленкоме»?

— Как я уже говорила, после ГИТИСа о показе в «Ленком» не было и речи. Но, видимо, судьба! Замдиректора Театра имени Гоголя Александр Сергеевич Мясников дружил с Юрием Аркадьевичем Махаевым — правой рукой Захарова. Однажды на каком-то дне рождения у них зашла речь о том, что «Ленком» ищет молодую артистку на определенные роли. «А у нас есть такая!» — сказал Мясников. Махаев передал это Захарову, и Марк Анатольевич решил меня посмотреть. А Захаров — это же кумир моего детства, я обожала его фильмы. В ГИТИСе мы учились параллельно с его курсом. Когда кафедра приходила на экзамены, было такое счастье видеть за столом и Фоменко, и Хейфеца, и, конечно, Захарова...

То, что иду показываться в «Ленком», знали только самые близкие — держала это в строжайшей тайне. Утром собираюсь в театр, меня всю трясет, думаю: «Господи, я так боюсь». И вдруг папа говорит: «Главное, не бойся бояться». Эта формулировка меня «расслабила»: волнение сохранилось, но появился какой-то зазор, позволяющий более или менее свободно существовать...

Показ проходил в репетиционном зале. Захаров спрашивает:

— Расскажите, кто вы, откуда.

А я:

— Марк Анатольевич, ну как, Анна Большова, колледж Голубовского.

Он с интересом посмотрел на меня:

— То есть я вас вообще-то уже видел?!

— Вообще-то да.

— Но вы покажете что-нибудь?

— Да, конечно. Ну так, условно.

— Ну, давайте условно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Бои семейного значения Бои семейного значения

Вроде бы что может быть естественнее семейной жизни? Ан нет!

Дилетант
Анастасия Стежко. Празднование жизни Анастасия Стежко. Празднование жизни

Со стороны человеку часто нужны не действия, а простое участие и сочувствие

Коллекция. Караван историй
Чужие деньги Трампа: как экс-президент США привлекает спонсоров на свои нужды Чужие деньги Трампа: как экс-президент США привлекает спонсоров на свои нужды

Как миллиардеру стать американским политиком, не расставаясь с деньгами?

Forbes
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
5 редакторов таблиц на замену Excel 5 редакторов таблиц на замену Excel

Какие программы могут заменить привычный всем Excel

CHIP
Илья Авербух и Лиза Арзамасова: Илья Авербух и Лиза Арзамасова:

Мы вообще не понимаем, что такое ссориться

Коллекция. Караван историй
«Я — инфантильный человек»: 3 шага, чтобы повзрослеть «Я — инфантильный человек»: 3 шага, чтобы повзрослеть

Как проявляется инфантилизм и что делать, если вы обнаружили его признаки у себя

Psychologies
Светлана Немоляева: Светлана Немоляева:

Наша судьба была предопределена

Коллекция. Караван историй
После вечеринки. Сколько алкоголь выводится из организма? После вечеринки. Сколько алкоголь выводится из организма?

Сколько нужно ждать трезвости после выпитого

VOICE
Фортуна любит везучих Фортуна любит везучих

Как гарантированно привлечь удачу без глупых суеверий и магии

Maxim
«Я пыталась откреститься от своей нерусскости»: (не)вымышленная история молодой тувинки, переехавшей в Москву «Я пыталась откреститься от своей нерусскости»: (не)вымышленная история молодой тувинки, переехавшей в Москву

Каково это — ощущать себя чужим в родной стране? Отрывок из сборника «Сообщники»

Psychologies
Кое-что о Рене Кое-что о Рене

Совершенно необязательно проживать все в полную силу и взаправду

Караван историй
Маски долой Маски долой

Организаторам MYS стоит вспомнить, что лучшее — враг хорошего

Y Magazine
Рама Тайский: король в законе Рама Тайский: король в законе

Сегодняшний тайский король даст фору Калигуле

Maxim
Схватка в вакууме: как Марс разрывает на части собственный спутник Фобос Схватка в вакууме: как Марс разрывает на части собственный спутник Фобос

Астрономы рассмотрели глубокие шрамы на поверхности космического тела

Вокруг света
Как понять, что вас выживают с работы: 5 признаков Как понять, что вас выживают с работы: 5 признаков

Как заметить неявное принуждение к увольнению?

Psychologies
«Мы требуем справедливости, а не мести»: как Като Микеладзе боролась за равноправие «Мы требуем справедливости, а не мести»: как Като Микеладзе боролась за равноправие

Как Като Микеладзе писала о проблеме насилия и выступала в защиту женщин

Forbes
«Он просто машина»: экс-сотрудники рассказали о культуре в Revolut Сторонского «Он просто машина»: экс-сотрудники рассказали о культуре в Revolut Сторонского

В Revolut царит среда «ожесточенной конкуренции»

Forbes
«Беги»: роман о домашнем насилии и освобождении от него «Беги»: роман о домашнем насилии и освобождении от него

Отрывок из романа о домашнем насилии «Беги» Лидии Давыдовой

Forbes
Люди не знали, над кем смеялись: история самого известного «дурачка» XX века Люди не знали, над кем смеялись: история самого известного «дурачка» XX века

Шлитци Сёртис — артист уличного цирка, страдавший микроцефалией

ТехИнсайдер
«Смысл-то какой отсюда убегать?»: как живет единственный обитатель деревни-призрака в Новосибирской области «Смысл-то какой отсюда убегать?»: как живет единственный обитатель деревни-призрака в Новосибирской области

Леонид не стал покидать насиженное место, даже когда все разъехались

Maxim
Стресс, экзистенциальный кризис и эмоциональное выгорание: как почувствовать себя лучше — 3 совета психологов Стресс, экзистенциальный кризис и эмоциональное выгорание: как почувствовать себя лучше — 3 совета психологов

Не спешите ругать себя за лень — возможно, вам нужна помощь

Psychologies
Квантово-запутанная премия. От невероятного эффекта до технологии Квантово-запутанная премия. От невероятного эффекта до технологии

Установление нарушения неравенств Белла и новаторство в квантовой информатике

Наука и жизнь
Международный мужской день: что важно знать мужчинам, чтобы сохранить силу и здоровье Международный мужской день: что важно знать мужчинам, чтобы сохранить силу и здоровье

Что такое снижение тестостерона и как его можно замедлить?

Psychologies
Погуще, пожалуйста Погуще, пожалуйста

Роскошная шевелюра – результат не только хороших генов, но и правильного ухода

Robb Report
Надежное укрытие Надежное укрытие

Как выбрать правильное качественное одеяло?

Лиза
Во глубину сибирских руд Во глубину сибирских руд

По следам декабристов на каторгу в Сибирь

Вокруг света
Стресс налицо... Стресс налицо...

Переживания неизбежно отражаются на нашем облике

Лиза
Диорама Бежецка Диорама Бежецка

Объёмная картина с видом центральной части Бежецка

Дилетант
Открыть в приложении