Алена Яковлева уже более тридцати пяти лет служит в Театре сатиры

Караван историйЗнаменитости

Алена Яковлева: "Театр - это мой дом!"

Без Театра сатиры уже не могу, я его люблю и понимаю. Уйти из него - все равно что родной дом бросить. Я горжусь, что уже более тридцати пяти лет служу в этом театре, переиграла на его сцене множество ролей. И треть из этих лет - в звании народной артистки...

Ирина Зайчик

Фото: Елизавета Карпушкина/Архив «Каравана историй»

Многие, я уверена, считали, что все мне в жизни досталось на блюдечке с голубой каемочкой. Но это совсем не так. Меня, безусловно, ассоциировали с отцом, известным на всю страну артистом Юрием Яковлевым. Но я никогда не пыталась с ним конкурировать или, упаси бог, доказывать, что я лучше. Я просто всегда хотела заниматься этой профессией. К тому же привыкла в жизни добиваться всего сама. И никогда не пользовалась отцовской фамилией в своих интересах.

Алена Яковлева с отцом Юрием Яковлевым, 2008 год. Фото: Persona Stars

Когда за моей спиной шептались: «Смотри, вон дочка Яковлева!», мне всегда было неловко. И немного неудобно перед моим замечательным отчимом, который меня очень любил и, наверное, даже слегка ревновал. Он меня растил, его можно было понять.

С восьми лет меня воспитывал мамин третий муж, Николай Иванов. Коля приехал из Магадана в Москву. Он сам всего добился, был невероятно работоспособным, сделал феноменальную карьеру, став журналистом-международником. Многие годы он работал за границей. Стал одним из первых в стране рекламистом, возглавлял в «Известиях» отдел рекламы, который сотрудничал с издательством Burda.

Будучи человеком честным и очень порядочным, вместе с мамой он меня довольно строго воспитывал. Хотя я бы сказала, что порой папа Коля был чуть мягче, чем мама. Я называла его ласково Малышонок.

Коля был очень харизматичным мужчиной с невероятным чувством юмора. Недавно я нашла его письма мне, маленькой девочке. Он писал про нашу собаку, про бабушку. В конце рисовал обязательно смешные картинки.

Мама ни слова плохого никогда не говорила об отце, но так сложилось, что я выросла без папиного внимания. Отчима послали работать за границу. И я с родителями долго, пять лет, жила в Германии. Связь с родным отцом практически прервалась. Когда я уехала, мне было 12 лет. До этого папа заезжал к нам нечасто, наверное потому, что у него была вначале одна семья, потом другая. А самое главное, очень много работы. Но у меня хранится фотография, на которой папа кормит меня из бутылочки.

C мамой Кирой Андреевной и отцом Юрием Васильевичем Яковлевым, 1961 год. Фото: из архива А. Яковлевой

Несмотря на наши редкие свидания, я не была обижена на него и не росла с комплексами сироты.

Отчим был мне настоящим другом и советчиком, именно он приучил меня к труду. Моя работоспособность — это, кстати, от него. Благодаря ему я никогда не росла «девочкой-мажоркой», всегда к чему-то стремилась...

Я долго не могла выбрать, кем быть. Не могу сказать, что с пеленок мечтала стать актрисой. В глубоком детстве хотела, как мама, пойти в медицинский, потом мечтала стать следователем. В Германии, где жила с родителями, наконец определилась: хочу стать актрисой. Читала сама себе стихи любимого поэта Сергея Есенина и записывала их на магнитофон. Но мама считала, что я наивный ребенок и совершенно не приспособлена к жизни, тем более закулисной.

Об этом скорее мечтала бабушка, мамина мама. Она всегда была убеждена, что я буду играть на сцене. Из-за нее я в артистки и пошла.

Бабушка Елена Михайловна Чернышова, в честь которой меня и назвали, родилась в семье дворянки и купца с цыганскими корнями. Бабушка училась в ГИТИСе вместе с Еленой Гоголевой и Николаем Рыжовым. Из-за маленького роста ей суждено было играть роли травести. Но она, естественно, мечтала быть на сцене героиней! И ей посоветовали уехать на периферию, Там, в местных театрах Улан-Удэ, Томска, Омска, она переиграла всех героинь.

В Красково, где мы жили на даче, бабушка как-то устроила любительский концерт. Я играла любознательную Бесси из Марка Твена. Это был мой первый сценический опыт. А еще она тайком от родителей таскала меня на «Мосфильм» на кастинги в фильмы «Ох уж эта Настя!» и «Приключения желтого чемоданчика». И хоть я и не прошла отбор, она не унывала.

Бабушка считала, что прекраснее театра ничего на свете нет, в том числе и для меня. И вот ее мечта сбылась! Когда много лет спустя я сыграла первую роль на сцене в спектакле Андрея Миронова «Тени», бабушке было уже под девяносто. В антракте администратор подошел ко мне и попросил унять Елену Михайловну. Бабушка ходила по фойе и показывала зрителям мои детские фотографии, в том числе где я стою на голове, перебираю гречку, сижу на горшке...

C бабушкой Еленой Михайловной, 60-е годы. Фото: из архива А. Яковлевой

Когда я окончила школу, встал вопрос о выборе профессии. На семейном совете мама с отчимом решили: факультет журналистики, поскольку я всегда была чистым гуманитарием. Во мне уже тогда внутри зрело ощущение трагедии, что моя актерская карьера не состоится. И только «Справочник для поступающих в МГУ» примирил меня с действительностью. Успокоило то, что в справочнике было сказано: в МГУ есть Студенческий театр. И я сразу же, 7 сентября, туда и записалась.

Театр был легендарным, тогда им руководил Роман Виктюк, на его спектакли ходила вся Москва. В студенческих постановках Виктюка участвовал Ефим Шифрин. Артист эстрады и кино, писатель, юморист играл в знаменитом спектакле «Ночь после выпуска». Однажды мы где-то столкнулись с Шифриным, он улыбнулся и сказал:

— Ой, Аленка, хорошо помню тебя. Ты была худенькая, скромная и с огромными глазами.

— Ну да, сейчас я толстая, наглая и с ма-а-а-ленькими глазками, — парировала я.

К тому же прямо на журфаке режиссер Артур Зариковский создал театральный коллектив. Я с удовольствием стала репетировать в его спектакле по Шукшину «До третьих петухов». Артур говорил о будущих гастролях, о том, что нам даже заплатят деньги. Но отчим, узнав об этом, ужаснулся: «Ты с ума сошла! Это же халтура! О тебе напишут в сатирическом журнале «Крокодил».

После третьего курса окончательно объявила дома, что пойду в театральный. Я ничего с собой не могла поделать — меня тянуло на сцену. Первый раз в жизни я проявила характер и настояла на своем. Мама не стала поднимать скандал, она приняла мое решение. О том, чтобы просить папу о протекции, не могло быть и речи. И тут как-то случайно мама столкнулась в кулинарии с Владимиром Георгиевичем Шлезингером, заведующим кафедрой актерского мастерства в Щукинском училище.

— Володя, Алена сошла с ума, хочет идти в артистки.

— Пусть придет, я ее послушаю.

Мама доверяла его мнению, были случаи, когда кому-то из актерских детей он говорил, что не стоит идти в театральный.

Я пришла к Владимиру Георгиевичу в «Щуку». Зажатая, вся в комплексах, страшно близорукая. Тихим голосом прочитала ему отрывок из «Мастера и Маргариты». Владимир Георгиевич меня перебил:

— Простите, а громче можете?

Я ответила, замявшись:

— Да мне как-то неудобно... — cтрогое воспитание все-таки дало свои плоды.

Когда вышла из аудитории, вдруг увидела доску с объявлениями. Я подошла и стала читать расписание занятий, приблизив лицо впритык. Шлезингер, спускаясь по лестнице и увидев эту картину, громко сказал: «Господи, да она еще и слепая!»

Но тем не менее он пообещал, что покажет меня педагогу Татьяне Кирилловне Коптевой, которая набирала актерский курс. Татьяна Кирилловна меня посмотрела, послушала и сказала: «Если придут тринадцать Ермоловых, я вас не возьму!» Слава богу, «Ермоловых» пришло двенадцать, я оказалась тринадцатой.

Но чтобы поступить в «Щуку», мне пришлось просить своего приятеля-аспиранта выкрасть мой аттестат из МГУ. Кстати, когда в анкете написала «Отец — народный артист Юрий Яковлев», вся приемная комиссия удивилась: «А у Юрия Васильевича дочь есть?» Конечно, при поступлении сыграла роль громкая фамилия отца. Но когда началась учеба, всем педагогам было наплевать на фамилию: не проявишь себя — выгонят после первой же сессии.

Одним словом, я сдала экзамены в Щукинское училище и оказалась в двух вузах. И что дальше делать?

Я могла бы и бросить университет, но мне было очень жалко — как-никак три года проучилась. Я столько сил и времени потратила на учебу, что решила окончить журфак.

И потом, у нас там были фантастические педагоги. Училась я на «газетном» отделении с изучением испанского языка. Во время московской Олимпиады работала переводчиком. А легендарная «картошка» в селе Бородино! После первого курса нас послали на картошку. Я единственная, наверное, продержалась там до конца, хотя и москвичка, и представительница, можно сказать, золотой молодежи. С пяти утра и до вечера я в ватнике, подвязанном сеткой вместо пояса, в сапогах, в немыслимом платке стояла на сортировке. Иногда попадались вместе с картошкой дохлые мышки, куски снарядов, оставшиеся от Бородинского сражения. Однажды попалась даже каска. И при этом «держала марку»: красила голубые тени, берегла маникюр, пряча руки в грубые перчатки. Некоторые девчонки нашего курса старались от этой тяжелой работы отлынивать: кто-то пристроился на кухню, кто-то мыл туалеты. А меня, как стахановку, наградили двумя днями отпуска. Многие студенты меня тогда даже уважать стали, что не сбежала...

Одним словом, я училась в двух вузах год, умудряясь получать две стипендии, и никто об этом не подозревал! Потом мне кто-то сказал: «Тебя посадят за нарушение финансовой дисциплины!» Я во всем призналась в МГУ, и меня перевели на заочное отделение. А свою стипендию, которую получала, отдала беременной студентке, нуждающейся в деньгах.

Знания, полученные в МГУ, мне очень пригодились в театральном училище. В «Щуку» меня хоть и приняли, но сказали: «Голос невнятный, хромают некоторые буквы. Если не справитесь в течение года, получите два». А это отчисление! Мне постоянно говорили педагоги: «тухлый голос», «ничего не слышно», я много и упорно занималась. И добилась успеха! В конце первого курса у меня была пятерка по сценической речи. Сейчас 1200 зрителей, которые сидят в зале Театра сатиры, слышат меня прекрасно, во всех уголках ...

У нас был замечательный курс. Со мной учились будущие звезды театра и кино: Максим Суханов, Саша Самойленко, Даша Михайлова, Коля Стоцкий и моя любимая подруга Таня Яковенко. Мы все буквально сутками пропадали в «Щуке»: готовили этюды, играли в отрывках. Во время дежурного обхода прятались в спортзале под матами, потом вылезали и опять репетировали до глубокой ночи.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лариса Голубкина: Лариса Голубкина:

Я ощущала внутреннюю окрыленность и не собиралась ее терять

Коллекция. Караван историй
The Guardian: белый шум может стать следующим большим трендом в музыкальной индустрии The Guardian: белый шум может стать следующим большим трендом в музыкальной индустрии

Инфлюенсеры рекламируют белый шум как эффективный способ сосредоточиться

Inc.
Елена Яковлева: Елена Яковлева:

Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историй
Это определённо лучшие способы очистки дивана без использования покупных средств! Это определённо лучшие способы очистки дивана без использования покупных средств!

Как почистить ваш диван без последствий, чтобы он выглядел наилучшим образом

ТехИнсайдер
Борис Невзоров. Позднее счастье и незабытая трагедия Борис Невзоров. Позднее счастье и незабытая трагедия

У него действительно была очень сложная личная жизнь

Коллекция. Караван историй
Киберэтика: как общаться в Интернете, чтобы не стать жертвой Киберэтика: как общаться в Интернете, чтобы не стать жертвой

Как не стать жертвой интернет-троллей и что делать, если это произошло

Maxim
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
5 необычных устройств, о существовании которых многие даже не знают 5 необычных устройств, о существовании которых многие даже не знают

Электронная ушная палочка и ведро, которое само запаковывает пакет с мусором...

CHIP
Лукерья Ильяшенко: Лукерья Ильяшенко:

Лукерья Ильяшенко — о любимых ролях, стремлении к свободе и необычном имени

Караван историй
Как инвестировать в современное искусство — от классического до NFT Как инвестировать в современное искусство — от классического до NFT

Делимся знаниями, без которых в мире коллекционирования не обойтись

РБК
Богемный шик Богемный шик

Создаем интерьер в стиле бохо

Лиза
Без головной боли и похмелья: 5 идей безалкогольных напитков на Новый год Без головной боли и похмелья: 5 идей безалкогольных напитков на Новый год

Безалкогольные варианты коктейлей для тех, кто предпочитает забыть о похмелье

ТехИнсайдер
Последняя хозяйка усадьбы Горки Последняя хозяйка усадьбы Горки

Зинаида Григорьевна Морозова выложила огромную сумму за усадьбу Горки

Караван историй
4 вредные привычки, которые, как подтверждают исследования, медленно разрушают здоровье 4 вредные привычки, которые, как подтверждают исследования, медленно разрушают здоровье

Привычки, которые могут стать смертельными, если их не контролировать

Inc.
Ольга Лерман: «Берегите родных вашему сердцу и душе людей. А все остальное можно пережить» Ольга Лерман: «Берегите родных вашему сердцу и душе людей. А все остальное можно пережить»

Было странно сидеть без работы и участвовать в основном в массовых сценах

Коллекция. Караван историй
Сапог Советского Союза: краткая история кирзачей Сапог Советского Союза: краткая история кирзачей

По умению с носить сапоги и за накручивать портянки нашему народу не было равных

Maxim
Кризис и безработица: что делать, если вас уволили, — почитайте советы психологов Кризис и безработица: что делать, если вас уволили, — почитайте советы психологов

Как обрести устойчивость и найти себя в новых рабочих обстоятельствах?

Psychologies
ДНК вымерших: как кости неандертальцев принесли биологу Нобелевскую премию ДНК вымерших: как кости неандертальцев принесли биологу Нобелевскую премию

Методы Сванте Паабо помогли основать целую науку о ДНК вымерших людей и животных

Forbes
Берлинская стена / антифашистский вал Берлинская стена / антифашистский вал

Казалось, что Берлинская стена будет стоять вечно

Дилетант
Щелчок по носу: как мы растем через кризисы Щелчок по носу: как мы растем через кризисы

О точках роста в кризисных ситуациях рассказывает коуч Оксана Набок

Psychologies
Либидо, память тела и внутренние установки Либидо, память тела и внутренние установки

Как психика делает секс болезненным

Добрые советы
5 модных ошибок, которые старят женщин после 40 лет: мнение стилиста 5 модных ошибок, которые старят женщин после 40 лет: мнение стилиста

Ты можешь думать, что твои вещи великолепны и прекрасно дополняют друг друга

VOICE
Квадры решают все Квадры решают все

Квадроцикл — это не только неприхотливый вездеход для вылазок на рыбалку

Men Today
Сексуальная, гендерная, контрацептивная: 3 революции феминистского движения Сексуальная, гендерная, контрацептивная: 3 революции феминистского движения

Сексуальная, гендерная и контрацептивная революции: причем тут феминистки?

Psychologies
Как радоваться жизни несмотря на удары судьбы: простое упражнение Как радоваться жизни несмотря на удары судьбы: простое упражнение

Делимся упражнением, которое поможет вернуть радость жизни

Psychologies
Неприметный шедевр Неприметный шедевр

Именно к этому полотну посетители Лувра чаще всего поворачиваются спиной

Дилетант
Основательница шоурума русских дизайнеров — о свободных нишах Основательница шоурума русских дизайнеров — о свободных нишах

Татьяна Гуревич поделилась взглядом изнутри на в отечественную индустрию моды

РБК
Ты ему не мать, но и он не прицеп: как построить отношения с его ребенком от первого брака Ты ему не мать, но и он не прицеп: как построить отношения с его ребенком от первого брака

Что, если ребенок партнера воспринимает тебя в штыки, даже не давая тебе шанса?

VOICE
Что на самом деле означает переживать кризис среднего возраста и как его преодолеть Что на самом деле означает переживать кризис среднего возраста и как его преодолеть

Чувство потерянности, бесцельности и опустошения?

ТехИнсайдер
После падения стены После падения стены

Ключевой разговор насчет объединения Германии состоялся в июле 1990 года

Дилетант
Открыть в приложении