Нина Дворжецкая и Алексей Колган: "Когда мы познакомились, поняли, что дышим одним воздухом"
Знаю, меня осуждали за то, что вышла замуж второй раз. Не кокетничаю: мир разделился ровно пополам, когда сказала, что у меня роман. У кого-то из моих девок лились слезы от счастья, кто-то говорил: "А ты подумай", другие - "А как же Женина память?"
-Нина, Алексей, прошлый год для вас обоих был юбилейным. Интересно, изменилось ли восприятие праздника в связи с тем, что мир стал другим?
Нина: Во главу угла мы всегда ставим чувство юмора, это помогает в любых обстоятельствах. Мой день рождения начался с того, что Алеша, едва проснувшись, сообщил: «Вообще никаких запахов не чувствую, видимо, заболел...» Побродил по квартире, убедился, что обоняние пропало, и сказал, что испортил мне юбилей. Ходил со слезами на глазах из угла в угол и причитал. Мы-то думали, что «широкую Масленицу» закатим, придут в гости внучка, дочка, сын с девушкой. Но нет худа без добра, во всем всегда есть и черное, и белое. Мои бесстрашные студенты-щукинцы устроили веселый «детский праздник». Завалились большой компанией, человек двадцать, заявили, что они все с антителами, не о чем беспокоиться, и мы шикарно отметили мое шестидесятилетие. Никаких серьезных чествований — мы вдвоем с Алешей из взрослых и куча веселых детей.
Алексей: Можно, и я по очереди расскажу про твой юбилей?
Нина: Подожди, сначала я — о твоем пятидесятилетии. Мы не хотели ничего готовить, а поскольку возможности позволяют, заказали еду в хорошем ресторане. И тут же страшно расстроились: навынос там готовят чудовищно. В общем, все выкинули и Алеша встал к плите. Дети обожают его хачапури, рецепт которого изначально был моим.
Алексей: Я не люблю дни рождения уже давно. И в этот раз не хотел гостей, пусть и юбилей. Весь день отвечал на телефонные звонки, а вечером пришли дети, внучка, мама. Мы заперлись у себя в норе, прекрасно посидели и разошлись.
— Алексей, ваша жена родилась первого января, это как-то сказалось на ее характере? Можно ли Нину назвать человеком-праздником?
— Нет, нельзя, она абсолютно домашняя. Мы любим и умеем веселиться, но в камерной обстановке.
Нина: Как это нет? Первоапрельская шутка не может не быть праздником.
Алексей: Путаешься в показаниях, ты родилась первого января.
— А зачалась первого апреля!
— Нина, можно посочувствовать тому, что подарков вы получаете меньше остальных. Наверное, с детства один — и на день рождения, и под елочку?
— Интересное кино! Нет, я всегда декларировала, что Новый год — одно, можно и плитку шоколада вручить, а день рождения — будьте любезны! Но уже много лет день рождения — тяжелая история. Кто-нибудь очень заботливый и внимательный, из тех, кто празднует Новый год до рассвета, может позвонить спозаранку. Раньше было так: часов в восемь утра Костя Кравинский стоял в дверях со словами «Я так тебя люблю, я так тебя поздравляю, скорее наливай и неси тарелку с закуской». Когда мы играли спектакли первого января (сейчас такой практики, слава богу, нет), на проходной меня встречал человек и предлагал донести сумки — с выпивкой, закусками. Все это тащилось немаленькими порциями. Собиралось много жаждущих, кому хотелось поправить здоровье под видом поздравлений меня с днем рождения.
— Годовщины свадьбы отмечаете? В этом году у вас гранатовая свадьба — девятнадцать лет.
Нина: Поздравляем с утра друг друга с праздником, но застолья не устраиваем, потому что либо я работаю, либо Алеша.
Алексей: Неправильно ты говоришь, мы отмечаем! Но всегда вдвоем. Покупаем вкусности, выпиваем водки, которую я сам настаиваю, дети нас поздравляют...
Нина: Алеша совершенно неожиданно в пандемию занял себя новым делом. Поскольку он человек непьющий, от слова совсем, то готовит настойки.
Алексей: Зачем ты обманываешь, я тоже выпиваю.
Нина: Вечером говорит: «Что-то я устал, пожалуй, выпью». Наливает крошечную рюмочку, вот и все. А производит настойки в промышленных масштабах, раздаем друзьям, детям. Он делает их из вишни, смородины, на меду, без сахара. Однажды я туманно поинтересовалась:
— А из жимолости получится?
Он полез в Интернет и сказал:
— Да, иди собирай.
Мы как раз на даче были. Между прочим, жимолость нежная ягода, если чуть перезрела, трудно рвать. Я под проливным дождем как Золушка собирала и кричала: «Алеша, а сколько граммов надо?»
Вот вам следствие пандемии... Он без дела не может. Это мне легко — вышиваю, играю в буквы, чтобы не было склероза, кукол шью.
Алексей: Как только объявили пандемию, решил сделать в квартире студию. Я же человек звучащий (Алексей озвучивает и анимацию, и полнометражные фильмы. — Прим. ред.). И только все обустроил, мне позвонили в панике: «Вы звучите дома? Никого не можем найти!» Так что пятьдесят социальных роликов я озвучил не выходя за порог.
— Как вам кажется, какие самые важные события произошли в совместной жизни?
Алексей: Однажды утром я проснулся с таким чувством... Слово бы найти правильное... Радостным, оттого что так все гладко, и немного грустным, что так все быстротечно. Ощущение, будто все наши совместные годы — лишь одна страница, которую пишем и пишем.
— Психологи говорят о том, что в основе гармоничных семейных отношений — забота, безопасность, доверие, совместные цели. Правы они, как вам кажется?
Нина: Я с психологами не встречалась, не изучала эту тему. Говорухин как-то сказал мне такую фразу: «Важно, чтобы рядом был и собеседник, и сотрапезник». Вот у меня есть. Главной проблемой, когда не стало Женьки, было то, что исчез собеседник. (Первый муж Нины актер Евгений Дворжецкий погиб в 1999 году. — Прим. ред.) А мне он необходим... И вот уже почти двадцать лет у меня собеседник есть — Алеша. Он же и сотрапезник... Это тот человек, с кем можно разделить трапезу, пространство, а не просто пожрать и напиться. Алеша когда-то сделал мне комплимент, который я сначала не поняла: «Ты так красиво ешь».
Я за себя порадовалась, потому что знаю, как едят некрасиво. Наверное, восприняла слова буквально, что ем аккуратно и прилично. Но Алеша, видимо, имел в виду что-то другое.
Алексей: Это не только эстетика. Нина ест так, что мне, сидя напротив, тоже вкусно. В ресторане что-то долго выбираем, а в итоге мне своего совсем не хочется.
— Интересно, какие темы обсуждают собеседники Нина и Алексей?
Алексей: Любые! Кто звонил, что рассказал, какую сплетню — все это мы обсудим.
Нина: Еще у нас есть любимые развлечения. Например сочиняем поэмы. Уже есть несколько, которые, к сожалению, не записали, потому что обычно они рождаются в машине, пока мы куда-то долго едем. Набрасываем строку за строкой и ржем. Однажды сочиняли два с половиной часа.
Алексей: Или играем так. Берем имя собственное — Аврора Крейсер, Мотя Матик (математик), цепляемся за него и придумываем родню к этому слову. Можем полночи просидеть.
Нина: Как-то едем и из машины видим табличку «Мособлгаз». Я спрашиваю Алешу:
— Кто он?
— Наверное, монгол.
И дальше у Мособлгаза появляются родственники, дети, друзья.
О чем говорим? Допустим, у меня выскакивает из головы какое-то имя. Спрашиваю: «Алеш, а как звали артиста из фильма «Ставка больше, чем жизнь»?» И мы общими усилиями вспоминаем, что звали его...
Алексей: Склероз.
— Но «Гугл» же есть!
— В том-то и дело, что «Гугл» не принимает участия. Только если не вспомнили и чтобы успокоиться и уснуть, лезем в Интернет.
— Алексей, по вашему мнению, есть разумное зерно в формуле семейных психологов про заботу, доверие, безопасность и совместные цели?
Алексей: Любовь — это, наверное, химия. Или запах. Обо всем остальном, что вы назвали, я не задумывался. Живу как живу, и Нина тоже не задумывается.
Нина: Если говорить о сухих формулировках, приведу бытовой пример. Например покупаем Алеше какую-то вещь, которая ему страшно нравится. Дальше он говорит: «Ты хорошо за мной ходишь». А людям, которые скажут:
— Ой, какое у тебя пальто! — отвечает:
— За мной Ниночка очень хорошо ходит.
Это забота, конечно. Но только нельзя всерьез. Иначе скучно, страшно, и вот тогда заметишь и невнимание, и измену, и вранье, которого на самом деле, может, и нет. Но будешь истязать себя: «А любит ли он так, как надо мне?» Свихнуться можно, и конец миру в доме. Думаю, мы так оба считаем.
Алексей: Верно, не надо задумываться о формулировках.
— Нина, дочь ваша замужем, воспитывает вашу внучку. Советы разного толка даете?
— Ну, во-первых, Аня уже не замужем. Во-вторых, нам с Алешей обоим кажется, что советы можно давать, но хоть тресни на фашистский знак, никто не слушает. Мы, конечно, пытаемся их давать, у нас же дочь и сын, но родительские советы — просто сотрясение воздуха.
Алексей: Советуем, рекомендуем, но потом, поднимая палец, гнусно произносим: «А ведь я говорил, предупреждал». Но произносим это друг дружке, не детям.
— Какие-то серьезные задачки подкидывала жизнь, когда оба не знали, как поступить? Я имею в виду ваши отношения.
Алексей: Все как-то очень быстро решалось, потому что, если говорить серьезно, в нашем союзе...
Нина: Супружестве еще скажи.
Алексей: Ой нет, ужасно! Так вот, Нина гораздо мудрее меня.
Нина: Потому что я старше.
Алексей: Дело не в этом. Я эмоциональный человек, поэтому мое первое решение чаще неправильное. А Нина подкидывает умную мысль, я ее обдумываю и понимаю, что она права. В итоге иду по тому пути, который она предложила.
Нина: У меня — с точностью до наоборот. Не могу сказать, что Алеша мудрый, но иногда в его эмоциональной реакции, возникшей при моем размышлении, вижу рациональное зерно. Почему он так отреагировал? «Подумай, прислушайся, может, не ты права?» — говорю себе. Иногда решаю, что стоит просто подчиниться решению Алеши.
— И получается, Нина?
— Да... В связи с большим жизненным опытом, и в том числе — первым браком. Девятнадцать лет, которые мы прожили с Женей, не могу скинуть со счетов. Как это ни покажется странным, особенно в нынешнем времени разных гендерных вопросов, считаю, что когда женщина вышла замуж, она должна понимать, что муж — это муж. Он сам имеет большое значение, и его дело тоже очень важное. Ты свое делай — пожалуйста. Никто не отменяет твоих талантов, возможностей, знаний, но муж должен знать, что это он первый! Я не о том, что надо сесть дома и варить борщ. Но в моей жизни это правило существует, и я ему не изменяю.