Как зарабатывать больше: 5 лайфхаков и 3 задания
Не так просто найти человека, которого не волнует вопрос «Где взять больше денег?». Психолог Марина Гогуева в книге-практикуме «Дайте денег, работу не предлагать» (Бомбора, 2024) отвечает на этот вопрос и делится практическими рекомендациями. Публикуем одну из глав.
Главные препятствия
Возможно, после формулировки финансовой цели у вас возник запрос: как зарабатывать больше? Часто его сопровождают три свиньи. Нет, не три кита, а именно три свиньи, которых вам в голову подложили.
Давайте их изгонять.
1. «Как привлечь деньги? Как стать денежным магнитом?»
Никак. Пожалуйста, направьте свое время и ум на то, чтобы разработать стратегию заработка, а не искать денежную чакру в созвездии копыта. Зарабатывать — это управлять процессом. Привлекать, магнитить — рассчитывать на случай и удачу. Расскажу анекдот: большой зал, мастер-класс на тему «Как быстро стать миллионером». Участники заняли места, выходит спикер:
— Сколько вы заплатили за этот мастер-класс?
— Тысячу рублей.
— А сколько мест в зале?
— Тысяча.
— Мастер-класс окончен. До свидания!
2. «Я уперся в стеклянный потолок».
Такое впечатление возникает, когда человек пытается прийти к цели нового уровня старыми способами. Много активности — мало результата. Тогда кажется, что сколько ни старайся, не можешь сдвинуться с мертвой точки, застрял в тупике. Или заработал больше, но неожиданно потратился, и по финансам остался на прежнем уровне — стеклянный потолок.
Однако это снова приложение старых инструментов к новому уровню. Из раза в раз человек не учитывает, что в новых обстоятельствах распределение денег меняется. Например, нужно больше затрат на персонал или увеличивается нагрузка на оборудование, оно быстрее изнашивается и чаще требует ремонта. Конечно, это не так мистически драматично, как стеклянный потолок. Как говорится, без обид.
3. «Я работаю в найме, здесь доход не увеличить!»
Здесь возможны два подхода. Первый — попробовать. Поговорить с руководителем и прямо спросить, что бы вы могли делать для увеличения зарплаты? Может, не будет решения здесь и сейчас (хотя многие предприниматели мечтают об инициативных сотрудниках и готовы предложить быстрые варианты), но вы получите ориентиры на будущее: развить определенный навык, перейти в другой отдел, принять участие в проекте.
Второй подход — продолжать настаивать на том, что в найме невозможно управлять своим доходом. Если вам такое подходит, то мотивировать вас к переменам не стану. По крайней мере, бесплатно.
Бизнес на коленке
Если вы часто читаете бизнес-литературу и посещаете мотивационные тренинги, то наверняка сталкивались с таким эффектом: после очередной порции вдохновляющего контента появляется намерение измениться, разорвать соцсети, захватить рынок, громко заявить о себе. Но потом на пути встает то одно, то другое, и до разрыва не доходит. Почему так происходит?
Потому что новая волна внешней мотивации встречается с давними подводными камнями — нашими психологическими особенностями. Такие валуны призывом «Встань и иди!» не сдвинуть. Общий взгляд на деньги вы уже пересмотрели, пока читали книгу и выполняли практические упражнения. Теперь давайте обсудим бизнес и то, как вы зарабатываете деньги. Начнем с того, воспринимаете ли вы свое дело бизнесом?
Возможно, вы репетитор по английскому для подростков и думаете: «Ну какой же это бизнес? Не семечки на остановке продаю, и на том спасибо». Или у вас свое производство и торговые точки в разных городах: «Такое принято называть бизнесом, но я чувствую себя „мамкиным стартапером“ — KPI на глаз считаем, ничего не автоматизировано, вечный аврал».
«А я вообще в найме! Для меня что-нибудь будет? Дальше читать? Не всем же быть бизнесменами!» Спокойно, друзья, на борту есть психолог, и всех вылечат.
Предлагаю авантюру: давайте договоримся, что все профессионально-финансовые отношения мы будем называть бизнесом, а себя считать бизнесменом или бизнесвумен, как вам милее. Репетитор вы или владелец отеля, продаете торты собственного изготовления или работаете руководителем в найме — это бизнес. Ведь даже когда вы в найме, вы по договору продаете свои навыки, экспертность и профессионализм.
Задание 1.
Ответьте письменно: если я считаю себя бизнесменом, а свою работу — бизнесом, что меняется в моих представлениях о:
- себе;
- работе;
- доходе;
- цели;
- перспективах роста.
Треугольник Карпмана в бизнесе
Теперь давайте займемся перспективами роста вашего бизнеса и, конечно, прибыли. Большинство людей не могут применить новые стратегии, потому что упираются в одну из ролей треугольника Карпмана — Жертва, Тиран или Спасатель, который мы с вами уже разбирали. Приведу вам примеры, а вы попробуйте узнать в них себя и определите свою доминирующую роль.
Жертва:
- Мой продукт хуже, чем у других.
- Что обо мне подумают?
- А вдруг я пожалею?
- Надо всем понравиться.
- Может, не высовываться?
- Будут критиковать, хейтить.