Как вьетнамский беженец Дэвид Тран стал миллиардером благодаря острому соусу
Через 45 лет после приезда в Лос-Анджелес Дэвид Тран превратил производство соуса шрирача в многомиллиардный бизнес. Согласно данным исследовательской фирмы NPD Group, бутылки с логотипом петуха и узнаваемой зеленой крышкой можно найти почти на каждой десятой кухне США. Шрирача от компании Huy Fong Foods занимает третье место на американском рынке острых соусов с доходом в $1,5 млрд.
В декабре 1978 года Дэвид Тран, которому тогда было 33 года, покинул свой дом во Вьетнаме со 100 унциями золота. Драгоценный металл, стоивший в то время $20 000, или около $90 000 по сегодняшним меркам, был спрятан в банках сгущенного молока, чтобы избежать внимания коммунистических властей Вьетнама. Тран отправился на грузовом судне в Гонконг, где провел восемь месяцев в лагере для беженцев, а затем переехал в Бостон. Через шесть месяцев он окончательно поселился в Лос-Анджелесе.
Приехав в Лос-Анджелес, он продал часть золота и купил здание площадью 2500 кв. футов (232,26 кв. м) в китайском квартале. Он основал свою компанию Huy Fong Foods с целью производить острый соус, который он назвал «шрирача», по рецепту, пришедшему из Таиланда. Свое имя компания Huy Fong Foods получила в честь тайваньской лодки Huey Fong, на которой Тран бежал из коммунистического Вьетнама.
Спустя 40 лет соус шрирача можно увидеть в американском реалити-шоу «Survivor» («Выживший»), на Международной космической станции и на обеденных столах огромного количества людей по всему миру. Согласно данным исследовательской фирмы NPD Group, бутылки с логотипом петуха и узнаваемой зеленой крышкой можно найти почти на каждой десятой кухне США. Шрирача от компании Huy Fong Foods занимает третье место на американском рынке острых соусов с доходом в $1,5 млрд, уступая только «Табаско» компании «Макайленни» (McIlhenny), принадлежащей семье Макайленни с 1868 года, и Frank's RedHot, входящего в состав публичной компании по производству специй McCormick & Co.
По данным исследовательской компании IBISWorld, сегодня стоимость Huy Fong Foods составляет $1 млрд, исходя из прогнозируемого объема продаж в $131 млн в 2020 году. Это делает 77-летнего Трана, которому принадлежит вся компания, единственным в стране миллиардером, производящим острый соус. И хотя некоторые конкуренты Huy Fong Foods были поглощены в последние годы — компания McCormick приобрела мексиканский бренд острого соуса «Cholula» за $800 млн в ноябре 2020 года, — Тран не планирует продавать компанию. Он намерен передать бизнес двум своим детям — 47-летнему Уильяму и 41-летнему Ясси, которые являются сотрудниками компании.
Соус шрирача от Huy Fong Foods приобрел небывалую популярность, при этом компания не потратила ни цента на рекламу и не повышала оптовую цену с начала 1980-х годов. Huy Fong Foods также пережила судебный процесс из-за жалоб на запах на одной из своих фабрик и нехватку чили из-за климатических условий прошлой весной, которая заставила компанию временно остановить производство. Это вызвало резкий рост розничных продаж, так как поклонники шрирачи и рестораны решили запастись соусом.