Две твердыни
Дымы отечества с патриотичной продукцией из Ульяновска
Всегда удивлялся: почему Patriot, а не, скажем, «Патриотъ». БУдто это американский зенитный ракетный комплекс, а не до слез русская по сути своей машина? Но не стоит придираться к словам. В конце концов «патриками» у нас называют и патриаршие пруды, где тусуется космополитичная в большинстве своем богатая молодежь, и те самые знаменитые вездеходы из Ульяновска.
День был у музея выходной, и потому на большой парковке возле крепости не было ни единой машины, и только наш УАЗ Patriot шлифовал задними колесами лед. Пришлось остановиться, повернуть вправо до упора шайбу на центральном тоннеле и подержать, чтобы включился не только полный привод, но и пониженная передача. Только после этого внедорожник кое-как дополз до места, где ему была назначена фотосессия. Двое охранников, только что расчистивших этот каток, наблюдали за автородео, опершись на лопаты. Наверное, точно так же какие-нибудь псы-рыцари могли смотреть, опершись на копья, как перед ними гарцует на жеребце русский витязь. Еще по дороге к Копорью от Санкт-Петербурга мы слушали подкаст про крепость. Да-да, в медиасистеме автомобиля есть Bluetooth – как написали бы сто лет назад в советской газете: «Электричество дотянулось до самых дальних уголков нашей необъятной страны!» Так вот, как сообщил один из экскурсоводов Копорского музея, сначала тут был замок Ливонского ордена, и только потом, когда наши врагов прогнали, на этом месте была возведена каменная крепость.
Пробоина Шереметева
Собственно, ее не могло здесь не быть. Редкий для этих мест скальный выход на поверхность с относительно плоской верхушкой значительной площади. С одной стороны выкопан ров, с другой оборонительная преграда естественная: высоченный крутой склон в овраг, по дну которого течет речка. Если верить летописям, была она когда-то судоходной и по ней можно было выйти в Финский залив, до которого отсюда 12 километров.
За рекой огромное поле, на котором угадываются следы расчищенной дороги, по которой, однако, давно никто не ездил. Patriot, вооруженный высоким клиренсом и полным приводом, уверенно пробивает новую колею. С этого поля в начале XVIII века, во время Северной войны, войска Шереметева обстреливали крепость, в которой засели шведы. Пушки били в одно место, стена рухнула. Эту прореху заделывать не стали, она так и называется: «Пробоина Шереметева». Такое впечатление, что за последние несколько столетий здесь вообще только рушили. Благодаря чему место подкупает именно своей первозданностью. Средневековье, приправленное нашей бесхозяйственностью, сохраняет чувство подлинности. Правда, лет десять назад кто-то здесь куда-то полез, случился обвал камней, и крепость на какое-то время закрыли для посещения. Теперь она снова работает, вид, конечно, уже не тот, что на старых фото, – в первую очередь из-за нелепых шатров, которыми накрыли две башни при воротах. Хотя, может быть, они временные. Точно так же как временно на Patriot прописалась автоматическая коробка. Ведь производили ее в Страсбурге, на территории НАТО. Теперь настала пора санкций, и выпуск внедорожников с АКПП Ульяновский автозавод прекратил еще в конце прошлого года. Будем ждать нового партнера из дружественной страны или собственной разработки.
При чем тут ЖБОТ
Если вы поедете от Копорья в сторону Финского залива, то, скорее всего, не обнаружите ничего, что «ласкало бы взгляд». Хорошее полотно на автотрассе, но абсолютно разбитые второстепенные дороги. Ямы на них не сразу заметишь, потому что асфальт покрыт сверху глиняно-снежным месивом, натасканным колесами самосвалов из многочисленных карьеров. Даже удивительно, что наш УАЗ Patriot, принимая эти грязевые ванны, умудрился сохранить чистоту кузова. Таким же «непачкающимся» был когда-то Mitsubishi Pajero. Вероятно, тому способствуют глубокие колесные арки.