Как работают инфляционные облигации при гиперинфляции и обесценении рубля
Важнейшая задача управляющего активами — сохранить и приумножить покупательную способность клиентских средств. В профессиональной среде принято сравнивать результаты управления с фондовыми индексами, но для людей, сберегающих на обычные жизненные задачи, такие как покупка недвижимости или образование детей, важнее реальная стоимость сбережений, рассказывает генеральный директор УК «Арикапитал» Алексей Третьяков.
В условиях значительной инфляции и обесценения валюты инструментом сохранения капиталов могут стать так называемые инфляционные облигации; по ним предусмотрено, помимо регулярных купонных выплат, возвращение при погашении номинальной стоимости, увеличенной на прирост индекса потребительских цен. Их отличие от обычных облигаций — более низкая ставка купонного дохода. В России такие облигации появились в 2015 году, но и спустя восемь лет они все еще остаются экзотическим инструментом для большинства инвесторов.
Даже у многих профессиональных управляющих инфляционные ОФЗ вызывают скепсис. Вот самые распространенные аргументы против их покупки.
- Официальная инфляция «ненастоящая», и реальная инфляция намного выше официальной, поэтому инфляционные облигации неспособны сохранить сбережения.
- Официальная инфляция «не отыгрывает» снижение курса рубля, поэтому сбережения можно сохранить только в валютных активах.
Первый выпуск российских инфляционных облигаций был размещен в июле 2015 года и погашен в августе 2023 года. С учетом купонных выплат и индексации номинала итоговая доходность инвестора составила 9,4% годовых в рублях, или 3,6% годовых в долларах США.
Скептики возразят, что с 2015 года можно было заработать и больше, чем 9,4% годовых. Например, доходность индексного портфеля российских акций с учетом дивидендов — 15,5% годовых. Но последние восемь лет оказались удачными для российского инвестора, а сейчас есть риск дальнейшей девальвации и роста инфляции. Как работают инфляционные облигации в более сложных условиях гиперинфляции и обесценения национальной валюты?