Взаимодействие университетов и социального бизнеса — распространенная практика

Позитивные измененияБизнес

Вузы и социальные предприниматели: зачем они друг другу?

Взаимодействие университетов и социального бизнеса — распространенная практика во всем мире. Программы стажировки, преподавание отдельных дисциплин, наставничество, совместные проекты и исследования — социальные предприниматели могут сотрудничать с вузами в разных форматах. Как выиграть от такого партнерства и к чему надо быть готовым обеим сторонам? Рассмотрим, как «третья миссия» университетов проявляется через взаимодействие с социальными предпринимателями на примере опыта выпускников программ и членов сообщества Impact Hub Moscow.

Истоки сотрудничества и зарубежный опыт

В конце 1990-х годов американский ученый, профессор Грегори Диз представил социальное предпринимательство (СП) как профессию и область для изучения. В 1995-м году в Гарвардском университете США он прочитал первый в мире курс по социальному предпринимательству. С тех пор преподавание СП в зарубежных вузах стало распространенной практикой и число таких учебных заведений постоянно растет: в 2002 году насчитывалось только 10 подобных университетов в США, в 2008 году их стало уже более 100 в 35 странах мира1.

1. Brock, D. D. & Steiner, S. (2009). Social entrepreneurship education: is it achieving the desired aims?. Retrieved from: https://ssrn.com/abstract=1344419. (accessed: 11.08.2023). http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1344419Available at SSRN 1344419.

С того времени количество таких дисциплин в зарубежных вузах постоянно росло, и, как отмечают авторы аналитического отчета «Университеты и социальное предпринимательство»2 , в 2016 году сотрудники британского Плимутского университета провели исследование и опросили представителей 205 вузов из 12 стран3. Ученые выяснили, что 153 из них работали с социальными предпринимателями на момент опроса, а три четверти неработающих собирались начать такое сотрудничество в будущем. Учебные заведения привлекают СП для поддержки своей образовательной программы, например, в качестве участников внеучебных мероприятий, наставников или судей в деловых соревнованиях. Наряду с этим 67% опрошенных сообщили, что социальные предприниматели вовлекаются в преподавание учебных программ.

2. Фонд «Наше будущее» & НИУ ВШЭ. (2021). Университеты и социальное предпринимательство. Формирование партнерства университетов, ЦИСС и других субъектов развития социального предпринимательства: аналитический отчет. Режим доступа: http://nb-forum.ru/uploads/images/ documents/137_a33f3.pdf. (дата доступа: 11.08.2023).

3. The British Council. (2016). Social Enterprise in a Global Context: The Role of Higher Education Institutions. Country Brief: California, USA. Retrieved from: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/usa_california_-_social_enterprise_in_a_ global_context_-_final_report.pdf. (accessed: 11.08.2023).

В России социальное предпринимательство стало более поздним явлением в сравнении с западными странами. Начало развития этой сферы в нашей стране относят к 2000-м годам, когда появились первые инфраструктурные организации, занимающиеся развитием СП, например, Фонд «Наше будущее», который был основан в 2007 году, а в 2018 году начал свою работу Impact Hub Moscow, запустивший вместе с Росбанком специальную обучающую программу для социальных предпринимателей и НКО «Начни иначе».

При этом, по данным фонда «Наше будущее», в 2014 году в России реализовывалось около 50 краткосрочных программ по подготовке социальных предпринимателей, причем большинство из них носило разовый характер4.

4. Портал «Новый бизнес». (2023). Университеты и социальное предпринимательство. Методические рекомендации. Режим доступа: http://nb-forum.ru/library/books/universiteti-i-sotsialnoepredprinimatelstvo-metodicheskie-rekomendatsii. (дата доступа: 11.08.2023).

«Но все-таки взаимодействие вузов и социального бизнеса не ограничивается созданием обучающих программ и курсов, посвященных непосредственно такому предпринимательству. Команды проектов могут встраиваться в уже действующие обучающие модули и становиться приглашенными преподавателями отдельных дисциплин, закрывать потребность университетов и институтов в узкоспециализированных областях и принимать студентов на стажировки, взращивая нужные им самим кадры. Это взаимовыгодное сотрудничество, которое может выражаться по-разному, но выиграют от него все стороны: вузы, СП, студенты и общество в целом, если сразу думать об импакте от такого партнерства», — отмечает программный директор Impact Hub Moscow Валерия Завгородняя.

Рассмотрим, какие практики вместе с вузами реализуют социальные предприниматели — выпускники программ и члены сообщества Impact Hub Moscow.

Стажировка и практика

«Осенью 2019 года мне позвонил директор одного из московских вузов и сказал, что они ищут площадку для практики своих студентов. Директор нашел меня через нашу общую знакомую — она когда-то была моим преподавателем, и, по ее словам, запомнила меня как хорошую, ответственную студентку. Она знала, что у меня свой центр, и предложила ректору обратиться ко мне с предложением о сотрудничестве», — вспоминает Анна Никитина, основательница Центра нейрокоррекции детей и подростков в Подольске.

Партнерство организации с Институтом организационной и клинической психологии в Москве (ИОКП) началось так: раз в неделю студенты вуза приезжали в центр на практические занятия к нейропсихологу и специалисту по АВА-терапии (Applied behavior analysis) — одному из эффективных способов коррекции проявлений аутизма. Во время пандемии COVID-19 занятия перенесли в онлайн, а после завершения карантина стали сочетать оба формата.

«Я помню, как мы спотыкались о какие-то самые элементарные вещи. Например, нужно было выделить время на практику в расписании нашего специалиста, изменив его график работы, а значит и изменив график детей, которые приходят к нему на занятия. Кроме этого, для занятий со студентами надо было отдать наш самый большой кабинет, что означало перестановки и у других специалистов», — рассказывает Анна.

По ее словам, были сложности с набором детей для практических занятий, ведь пусть и под присмотром специалиста, но все-таки занятия проводили студенты. Поэтому первое время сотрудники центра приводили своих детей на эти практикумы. «Сейчас, конечно, таких проблем уже нет, за четыре года все эти процессы отлажены, но начинать что-то с нуля всегда сложно», — говорит она.

У компании «You Social» тоже есть своя программа стажировки. Каждый год организация объявляет открытый набор на летнюю стажировку, которая длится 8 недель и охватывает сразу несколько направлений в сфере устойчивого развития и ESG. Студенты могут отправить заявки в отдел коммуникаций, стратегии, бухгалтерии или консалтинга. В 2023 году сотрудники You Social получили 1415 откликов, и в итоге стажерами стали 12 человек, причем 2 из них — участницы партнерской для You Social программы для людей с инвалидностью «Открой себя», организованной АНО «Время будущего».

«В первую очередь для нас взаимодействие с вузами — это работа над воплощением нашей миссии и возможность погрузить людей в тему устойчивого развития, помочь студентам понять, как это все работает, попробовать себя в этом направлении. Но и, конечно, это вполне себе бизнес-история с точки зрения потенциальных кадров. Мы недавно запустили стажировку, и на нее попала одна девушка, которую мы до этого обучали в своем блоке магистерской программы «Инновационный менеджмент» экономического факультета МГУ. И, наверное, еще не было ни одного набора стажеров, после которого наша команда не пополнилась бы новыми сотрудниками», — говорит комьюнити-менеджер You Social Анастасия Лямцева.

Как отмечает спикер, любая компания хочет привлекать в свою команду экспертов своего дела. Имея близкий контакт с вузами, у предпринимателей есть возможность нарастить экспертизу у молодых специалистов.

Подготовка кадров

Видят хорошие возможности организации стажировок для подготовки будущих специалистов в свою команду и в компании «Простое дело». Организация внедряет системные решения и комплексно подходит к снижению экологического воздействия, но для масштабирования своей деятельности и расширения влияния потенциальным сотрудникам компании нужны компетенции, которых сейчас практически не дают на экологических специальностях большинства вузов.

«В основном университеты выпускают либо инженеров-экологов, либо экологов-природопользователей с общими базовыми знаниями. А для разработки и внедрения системных экологичных решений для бизнеса на основе данных нужны навыки работы с такими данными и со специальным программным обеспечением. Поэтому мы взяли на себя эту образовательную функцию», — рассказывает генеральный директор и сооснователь компании Анастасия Варлыгина. Сейчас у «Простого дела» заключены договоры о проведении стажировок с ИТМО и РУДН, и три стажера работают над реальным проектом заказчика компании.

«Возможность интеграции на разных уровнях среди студентов — это, конечно, очень мощная поддержка больших инициатив, особенно связанных с масштабными изменениями. Вуз — это не только большой бренд, который может какимто образом продвигать инициативы, но еще и мощная структура, которая может управлять «мозгами», и нужно делать это грамотно: давать этим «мозгам» актуальную проверенную информацию и навыки работы с информацией, чтобы в России менялась экономика, быстрее развивались инновационные проекты и расширялось предпринимательское поле», — считает Варлыгина.

Опыт взаимодействия с вузами был и у Impact Hub Moscow в рамках практики учащихся Высшей школы менеджмента СПбГУ. Студенты изучали вопросы, связанные с инструментами оценки социального эффекта, проводили сравнительный анализ и работали над рекомендациями.

Берет к себе студентов на стажировку и Центр социальной помощи «Доброе дело». С 2021 года организация приняла на практику 273 человека, среди которых, например, студенты, изучающие клиническую психологию в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И. П. Павлова. Совместно с кафедрой журналистики Рязанского государственного университета центр провел журналистский конкурс.

«Мы пригласили участницу конкурса к нам в штат, и она проработала с нами полгода, сделала много интересных интервью. Это был хороший и неожиданный опыт. Вместе мы создали множество креативов, усилилось узнавание бренда, притом что вложения были не очень большие. Так что опыт получился достаточно уникальный», — отмечает руководитель «Доброго дела» Ольга Постникова.

Обучение для себя и для других

Кроме участия в единичных мероприятиях в качестве приглашенных экспертов, социальные предприниматели уже становятся полноценными участниками образовательного процесса. Так, сотрудники компании You Social читают отдельный модуль об устойчивом развитии бизнеса в рамках магистерской программы «Инновационный менеджмент» экономического факультета МГУ. «В этом году мы попробовали такой формат и получили отличную обратную связь от студентов и сотрудников университета, поэтому решили даже немного расширить эту практику в следующем году и масштабировать модуль на целую дисциплину сразу для нескольких групп студентов», — рассказывает Анастасия Лямцева.

Основатели «Простого дела» Никита Литвинов и Анастасия Варлыгина имеют опыт разработки и проведения образовательного модуля на английском языке. В 2021 году они провели трехдневный модуль «Sustainable business solutions» для студентов-магистров факультета технологического менеджмента инноваций по направлению «Инновационное предпринимательство» в ИТМО. А Центр нейрокоррекции детей и подростков открыл собственную онлайн-кафедру АВА-терапии на базе Института организационной и клинической психологии. Специалисты центра разработали обучающий курс, институт запустил рекламу и весной этого года состоялся первый набор. «Хотя первый курс успешно завершен, мы уже многое решили изменить и улучшить. Например, чтобы иметь возможность показывать на семинарах больше видеороликов с участием детей, мы запустили акцию: родители могут бесплатно посетить несколько занятий в нашем центре при условии, что мы можем снимать эти занятия на видео и далее использовать их в обучающих курсах», — говорит Анна Никитина.

Еще один подход к взаимодействию с вузами — привлечение преподавателей университетов к обучению сотрудников внутри компании. «У нас настроено взаимодействие с сотрудниками университетов напрямую. Когда нам нужны точечные, экспертные знания, мы приглашаем академических специалистов на локальную консультационную встречу или тренинг. Кроме того, во всех вузах, с которыми мы общаемся, знают, что к нам можно обратиться, если их вдруг надо поддержать в каких-то проектах, потому что у нас достаточно большая собственная база из голосов и мнений, которая тоже может быть им полезна», — отмечает руководитель Центра «Доброе дело» Ольга Постникова.

Кроме этого, социальные предприниматели участвуют в исследованиях вузов. И «Доброе дело», и You Social, например, сотрудничают с Высшей школой экономики в рамках научно-исследовательской деятельности. «Доброе дело» с 2020 года постоянно работает с Центром социологических исследований НИУ ВШЭ, а You Social вместе со студентами проводили исследование для компаний в рамках нефинансовой отчетности и устойчивого развития.

К чему надо быть готовым?

Какой бы формат сотрудничества с вузами предприниматели бы ни выбрали, важно быть готовыми к последовательному выстраиванию отношений с учебным заведением, считает Ольга Постникова. Сначала можно предложить поучаствовать в написании научной статьи или издании сборника, затем уже можно поговорить о проведении бесплатной практики для студентов, потом перейти к оплачиваемой.

«Вообще мне кажется, что при любом формате взаимодействия, либо ты должен хорошо рассказать о себе и пояснить плюсы, которые получит вуз от вашего партнерства, либо у вуза должны быть веские основания, чтобы рассматривать тебя как партнера. Да, сейчас мы встроены в образовательные программы РГМУ, РГУ и рязанского филиала Московского университета имени С. Ю. Витте и получаем за это определенные средства, но, понимаете, это случилось не по щелчку пальцев. Важно доказать университету, что вам можно доверять, показать свою экспертность и качество своих услуг, а сделать это можно только последовательно выстраивая собственную репутацию».

Руководитель Центра нейрокоррекции детей и подростков Анна Никитина советует при этом максимально серьезно подойти к выбору вуза, лично встретиться с директором или его заместителем, понять, общие ли у вас ценности: «Если ваши взгляды совпадают, значит, даже если в процессе работы будут возникать какие-то сложности, вы сможете их преодолеть, потому что общая цель у нас одна, — говорит Анна. — Кроме этого, по возможности, просчитайте все риски на берегу, обговорите финансовые вопросы. Например, мы изначально договорились с директором вуза о «подушевой» оплате работы, то есть о гонораре по числу слушателей. Но количество студентов иногда было совсем небольшим, и наша работа не окупалась. Нам удалось договориться на почасовую оплату уже в процессе обучения, но подобные вопросы, конечно, лучше обсуждать заранее».

В свою очередь «Простое дело» и You Social рекомендуют принимать во внимание бюрократическую сторону взаимодействия с такой большой структурой, как вуз. «Можно воспринимать это как разницу менталитетов академической и предпринимательской среды. Социальные предприниматели все-таки в большинстве своем достаточно гибкие и активные, они быстро отвечают и быстро меняются. Нам повезло, и все вузы, с которыми мы общаемся, очень контактные, хотя, конечно, на согласование договоров уходит приличное время. Но, мне кажется, это неизбежный естественный процесс любых договорных отношений», — рассказывает Анастасия Лямцева из You Social.

Анастасии Варлыгиной тоже не хватает во взаимодействии с университетами и институтами предпринимательского подхода: «Да, вузовское и предпринимательское мышление очень сильно отличается даже в понимании того, как ставится задача и пишется техническое задание, как в принципе люди к задаче подходят. В вузах очень фундаментальный подход, а мы работаем итеративно. И эта разница — одна из неочевидных вещей. Люди внутри этой системы хорошо знают, как собирать важные для них процессуальные артефакты, и порой кажется, что на этой административной части фокуса больше, чем на достижении какого-то результата. Возможно, социальный предприниматель как раз может сделать так, чтобы все участники процесса не уходили в какие-то абстрактные вещи».

Попасть сразу на нужного человека в разветвленной структуре учебного заведения бывает непросто, но социальные предприниматели советуют попробовать налаживать контакт с вузами через локальные инициативы: студентов-активистов, студенческие движения, профсоюзы.

Взаимовыгодное сотрудничество

Все опрошенные эксперты отмечают, что совместная работа СП и вузов — это взаимовыгодная история. Во-первых, привлекая в свои обучающие программы социальный бизнес и отправляя своих студентов на стажировки в СП, учебные заведения приобретают тем самым для себя добавленную стоимость, конкурентное преимущество, потому что абитуриенты с большей вероятностью выберут прогрессивный институт, который следит за трендами, привлекает на свою площадку разнопрофильных экспертов и вовлекается в социальную повестку. Во-вторых, это возможность повысить практическую направленность своих программ за счет кейсов, предлагаемых социальными предпринимателями. И в-третьих, являясь игроком рынка, как и другие, вуз может обратиться к СП за реализацией каких-то услуг, а имея налаженные отношения с социальным бизнесом, выбрать надежного подрядчика будет намного легче.

Социальные предприниматели, в свою очередь, получают возможность решения кадрового вопроса и реализации своей миссии: вовлечения молодого поколения в решение социальных проблем посредством бизнеса. «Мне кажется, знания без практики не так ценны. Классно, когда услышанное знание конвертируется в действие, поэтому важно, чтобы студент ушел от нас с чем-то новым, чтобы знания и идеи остались в его голове семечком, которое прорастет дальше и найдет себе практическое применение», — заключает Анастасия Варлыгина.

Ирина Лактюшина, журналист, координатор программ Impact Hub Moscow

 


Universities and Social Entrepreneurs: A Mutually Beneficial Alliance?

Across the globe, the collaboration between universities and social enterprises isn’t a novelty. Universities and social entrepreneurs have gained the ability to forge partnerships through diverse initiatives like internships, specialized courses, mentorships, and collaborative research. But what makes this relationship tick, and what should both parties expect? Delving into the third mission of universities, we can glean insights from the experiences of graduates and associates of the Impact Hub Moscow community.

Tracing the roots and global perspectives on the partnership

In the late 1990s, American academic Prof. Gregory Dees recognized the potential of social entrepreneurship (SE) both as a profession and as an academic discipline. In 1995, he presented the world’s first course on social entrepreneurship at Harvard University. This pioneering move signaled a growing trend. While only ten American universities offered courses in social entrepreneurship in 2002, by 2008, this figure ballooned to over a hundred institutions across 35 countries.1

 

Since then, the number of such disciplines in foreign universities has only increased, and, as the authors of the “Universities and Social Entrepreneurship”2 analytical report note, in 2016, employees of the University of Plymouth (UK) conducted a study and surveyed representatives of 205 universities from 12 countries.3 Their findings revealed that 153 of these institutions had active collaborations with social entrepreneurs. Additionally, of those yet to establish such ties, three-quarters expressed a keen interest in future collaborations. These universities often leverage social entrepreneurs’ expertise to enrich their educational offerings, inviting them for extracurricular sessions, mentoring stints, or even as judges for entrepreneurial competitions. Notably, 67% of these institutions have integrated social entrepreneurs into their teaching modules.

2. Our Future Foundation & National Research University Higher School of Economics. (2021). Universities and Social Entrepreneurship. Forming Partnerships between Universities, Centers for Social Innovation and Other Actors in the Development of Social Entrepreneurship: an Analytical Report. Retrieved from: http://nb-forum. ru/uploads/images/documents/137_a33f3.pdf. (accessed: 11.08.2023).

3. The British Council. (2016). Social Enterprise in a Global Context: The Role of Higher Education Institutions. Country Brief: California, USA. Retrieved from: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/usa_california_-_social_enterprise_in_a_ global_context_-_final_report.pdf. (accessed: 11.08.2023).

Russia was comparatively late in embracing social entrepreneurship, as opposed to the Western countries. The first infrastructure organizations supporting social entrepreneurship did not appear until the 2000s. A case in point is the Our Future Foundation, established in 2007, followed by the launch of Impact Hub Moscow in 2018. In collaboration with Rosbank, this initiative kickstarted “Start Differently,” a special training program for social entrepreneurs and non-profit organizations.

At the same time, according to the Our Future Foundation data, in 2014 there were roughly 50 short-term programs catering to budding social entrepreneurs in Russia. A majority of these were one-off, isolated initiatives.4

4. New Business Portal. (2023). Universities and Social Entrepreneurship. Methodological Guidelines. Retrieved from: http://nb-forum. ru/library/books/universiteti-i-sotsialnoepredprinimatelstvo-metodicheskie-rekomendatsii. (accessed: 11.08.2023).

“While the collaboration between universities and social enterprises does extend to the formulation of educational programs and courses tailored specifically to this kind of entrepreneurship, it doesn’t end there. Project teams from the social business realm can seamlessly embed themselves into current educational modules, stepping in as guest lecturers for specific disciplines. Moreover, they’re well-positioned to fulfill universities’ needs in niche sectors, simultaneously offering internships to mold the next wave of professionals they themselves require. Such collaboration may manifest in different ways, yet it is consistently advantageous. Universities, social enterprises, students, and the broader society all stand to gain, especially if the potential impact of such alliances is recognized from the onset,” notes Valeria Zavgorodnyaya, the Program Director of Impact Hub Moscow.

So, what collaborative endeavors are social entrepreneurs, alumni, and members of the Impact Hub Moscow community currently pioneering with higher educational institutions?

Internships

“It was autumn 2019 when the director of a prominent Moscow university reached out to us, seeking a suitable venue for their students’ internships. Interestingly, the connection was made through an old mentor of mine, who fondly remembered me as a diligent and responsible student. Aware of my center, she advocated for a partnership,” recollects Anna Nikitina, founder of the Center for Neurocorrection of Children and Adolescents in Podolsk.

This initial outreach was the result of a collaboration with the Institute of Organizational and Clinical Psychology in Moscow (IOCP). The core of the partnership was hands-on training. Every week, university students were practicing, guided by a neuropsychologist and an expert in ABA (Applied Behavior Analysis) therapy — a renowned method for addressing autism symptoms. When the world grappled with the COVID-19 pandemic, the classes transitioned online, and as the quarantine was lifted, a blend of online and offline sessions emerged.

“I remember us stumbling over some very basic things. Allocating dedicated hours for these student sessions meant reshuffling our expert’s commitments and, by extension, the schedules of his young patients. Plus, providing our largest room for these budding professionals meant room assignment changes for other specialists as well,” says Anna.

The early days also posed challenges in gathering children for practical sessions, primarily since these were conducted by the students, albeit under expert supervision. To deal with this issue, the center staff would bring their own children to these practical classes at first. “These obstacles seem like a distant memory today. Four years of practice have fine-tuned our processes, but it’s a testament to the fact that initiating any venture always comes with its unique set of challenges,” Anna concludes.

You Social also boasts its own internship program. Every year, the company kicks off an open application process for an 8-week summer internship, spanning various domains of sustainability and ESG. Students have the option to direct their applications to departments such as Communications, Strategy, Accounting, or Consulting. In 2023, You Social received a staggering 1,415 applications, ultimately selecting 12 talented interns. Notably, two of these came from the Open Yourself initiative, a partner program focusing on individuals with disabilities, managed by the Time of the Future non-profit.

“To us, collaborating with universities is a part of fulfilling our mission. It provides us with a platform to introduce individuals to the topic of sustainability, allowing students to not only grasp its intricacies but also to explore career avenues within it. However, from a pragmatic standpoint, this partnership serves as a move for talent acquisition. One of the participants at a recent internship is a graduate of our dedicated module within the Master’s program in Innovation Management at Moscow State University’s Faculty of Economics. And almost every internship cycle sees our team expanding with fresh, enthusiastic employees,” shares Anastasia Lyamtseva, Community Manager at You Social.

She makes a salient point: Companies are always on the hunt for top-tier talent. Maintaining a close contact with academic institutions allows businesses to shape and harness the prowess of the next generation of professionals.

Preparing tomorrow’s professionals

The Prostoe Delo company sees a promising future in organizing internships, aiming to shape tomorrow’s experts for their team. Although the company applies systemic eco-friendly solutions and a holistic strategy to mitigate environmental effects, scaling their operations necessitates a certain kind of expertise. Unfortunately, this is often absent from the curriculum of many universities specializing in environmental fields.

“Today’s educational institutions primarily train environmental engineers or natural resource management experts who have very general knowledge. However, the crafting and execution of systemic, data-driven and eco-friendly solutions for businesses requires being skilled not just around that data, but also in using specialized software. So, we’ve stepped in to fill this educational niche,” says Anastasia Varlygina, the company’s co-founder and CEO. Presently, Prostoe Delo has joined forces with ITMO and RUDN, providing the ability to work on real-world projects for three interns.

“The ability to interface with students on multiple levels provides a robust foundation for expansive initiatives, particularly those connected with large-scale transitions. A university is more than a renowned brand; it’s an institution shaping minds. It is imperative to aptly channel this intellect, equipping them with validated information and data-handling proficiencies. Only then can we expect a transforming Russian economy, rapid progression of innovative ventures, and an expanded entrepreneurial outreach,” Varlygina believes.

Similarly, Impact Hub Moscow has tapped into academic collaboration, partnering with the Graduate School of Management at St. Petersburg State University. Here, interns delve deep into the intricacies of social impact measurement tools, conduct comparative analysis, and craft pivotal recommendations.

The Dobroe Delo Social Assistance Center also welcomes interns, with 273 individuals benefiting from this program since 2021. A notable inclusion features students from the Pavlov Ryazan State Medical University, specializing in clinical psychology. Further enriching the experience, the center collaborated with the Journalism Department of Ryazan State University, inciting creativity through a journalism contest.

“We welcomed a contestant onto our team, and she was with us for six months, producing a series of captivating interviews. It was both a valuable and somewhat unexpected experience. Together, we crafted a wealth of creative content, bolstering our brand’s visibility, all achieved with minimum investment. The entire endeavor proved to be distinctly unique,” shares Olga Postnikova, the leader of Dobroe Delo.

Learning both for self and for others

Beyond occasional appearances as guest experts at events, social entrepreneurs are increasingly embedding themselves within the fabric of formal education. Case in point: staff from You Social now teach a dedicated module on sustainable business growth within the Master’s program in Innovation Management at Moscow State University’s Faculty of Economics. “This year, we explored this teaching format and received overwhelmingly positive feedback from both students and faculty, so we are looking to expand and offer this module as a standalone discipline for multiple student cohorts next year,” Anastasia Lyamtseva explains.

Meanwhile, Nikita Litvinov and Anastasia Varlygina, the founders of Prostoe Delo, have already ventured into designing and launching an English-language educational module. In 2021, they rolled out a three-day Sustainable Business Solutions module tailored for Master’s students at ITMO’s Faculty of Technology Innovation Management, majoring in Innovative Entrepreneurship. Meanwhile, the Center for Neurocorrection of Children and Adolescents launched its very own online ABA-therapy curriculum in collaboration with the Institute of Organizational and Clinical Psychology. After crafting a comprehensive training module, the institute started an advertising campaign, culminating in their first student intake this spring. “The maiden course was a success, but we have already plotted out several areas for improvement. For instance, to incorporate more child-centric videos in our seminars, we’ve launched a promotion: parents can have their children attend a few sessions at our center at no cost, on the condition that we can record these sessions on video for educational purposes,” Anna Nikitina elaborates.

Another way to foster collaboration with universities is by enlisting university lecturers to train in-house company staff. “We’re set up to interact with university personnel directly. Whenever we require niche, expert insights, we bring on board academic professionals for targeted consultations or training sessions. Moreover, every institution we liaise with is aware that they can seek our assistance for specific projects, given our extensive database of feedback and opinions that might come handy to them as well,” highlights Olga Postnikova, the Director of the Dobroe Delo Center.

Furthermore, social entrepreneurs also take part in academic research. For instance, both Dobroe Delo and You Social have forged alliances with the Higher School of Economics for research endeavors. Dobroe Delo maintains collaboration with the NRU HSE Center for Sociological Research since 2020. Meanwhile, You Social and their student partners have undertaken Studies for businesses, emphasizing non-financial reporting and sustainable growth.

So, what should one brace for?

Regardless of the chosen modus operandi for university collaborations, it is paramount to be ready for progressively nurturing ties with the educational institution of choice, Olga Postnikova believes. Initiating the partnership could entail contributing to a scholarly paper or a compilation, followed by offering unpaid internships for students, and subsequently transitioning to paid opportunities.

“Regardless of the engagement structure, it boils down to two scenarios: either you communicate your narrative well and elucidate the university’s potential gains from the alliance, or the university should have compelling reasons to consider you an ally. Indeed, we’re currently integrated into the academic curricula of Ryazan State Medical University, Ryazan State University, and the Ryazan branch of the Moscow Witte University, deriving certain benefits. However, this achievement didn’t materialize overnight. It’s imperative to validate your trustworthiness to the academic institutions, demonstrate your prowess and service quality, and that can be achieved solely through consistently cultivating one’s reputation.”

Anna Nikitina, Director of the Center for Neurocorrection of Children and Adolescents, underscores the importance of diligently selecting a university. She emphasizes the need for a personal meeting with the institution’s director or deputy to make sure you have shared values. “When there’s an alignment in perspectives, any potential challenges during collaboration can be tackled, since our overarching objective remains the same,” Anna points out. “Additionally, one should always anticipate potential risks beforehand and offer complete clarity on financial matters. For instance, our initial agreement with the university stipulated a fixed per-student fee. However, with fluctuating student numbers, this arrangement wasn’t always financially viable. We later transitioned to an hourly rate during the course. Naturally, it’s advisable to settle such details from the get-go.”

On another note, organizations like Prostoe Delo and You Social highlight the bureaucratic intricacies of dealing with vast entities like universities. “This can be seen as a mentality shift between academic and entrepreneurial realms. Social entrepreneurs, by nature, are flexible, active, responsive, and adaptive. We’ve been fortunate in our interactions: our academic partners have been very easy to approach. But yes, contract negotiations can be time-consuming — an inherent aspect of contractual relationships,” Anastasia Lyamtseva of You Social explains.

Anastasia Varlygina also feels the lack of an entrepreneurial approach in how universities and institutes interact with her organization: “Academic and entrepreneurial thinking do differ strikingly, starting from the way universities frame problems or draft directives. Their approach is very fundamental, while in the entrepreneurial world we adopt an iterative one. This is just one of the less-obvious differences. Within the academic system, people tend to focus on meticulous procedural formalities, often allowing them to overshadow the primary objective. A social entrepreneur might be the key to ensuring that the process doesn’t lose sight of tangible results amidst abstract formalities.”

Navigating the intricate hierarchy of educational establishments can be daunting. However, social entrepreneurs suggest building bridges with universities through grassroots initiatives, such as student activists, student-led movements, and unions.

A partnership for mutual benefit

Every expert interviewed underscores the idea that collaborations between social entrepreneurs and higher education institutions are inherently symbiotic. First, by integrating social businesses into their curricula and sending their students for internships at social enterprises, educational institutions enhance their own value proposition. This strategic move gives them a distinct competitive edge. Prospective students are more inclined towards forward-thinking institutions that not only remain attuned to current trends but also draw in a diverse pool of experts and actively engage in societal issues. Second, these collaborations afford educational institutions the luxury of real-world case studies, lending practicality to their academic programs. And finally, an institution functioning as a market player may also turn to social enterprises as providers of certain services, and prior associations with social entrepreneurs simplify the selection.

Social entrepreneurs, in turn, receive dual benefits: a solution to their staffing challenges and a platform to further their cause, namely engaging the young people in addressing societal challenges through business. “To me, knowledge without practical application holds lesser value. It’s heartening to see knowledge transmuted into action. The goal is to ensure every student walks away with something new, holding seeds of knowledge and ideas that will eventually find tangible manifestations,” Anastasia Varlygina concludes.

Irina Laktyushina, Journalist, program coordinator, Impact Hub Moscow

DOI 10.55140/2782-5817-2023-3-3-33-40

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Импакт-инвестирование как объект исследования | Impact Investing as an Object of Research Импакт-инвестирование как объект исследования | Impact Investing as an Object of Research

Дайджест публикаций первой половины 2023 года

Позитивные изменения
Как детские травмы мешают нам строить счастливые отношения Как детские травмы мешают нам строить счастливые отношения

Какую роль играют детские травмы в отношениях между мужчиной и женщиной

Psychologies
«Черные лебеди» — 2025 «Черные лебеди» — 2025

Главные риски для финансовых рынков в 2025 году

Деньги
«Поиграть в игру «Поиграть в игру

Как изменились привычки покупателей за последние полтора года?

РБК
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
Без лести предан… Без лести предан…

Алексей Аракчеев — удивительный человек, снискавший в России всеобщую неприязнь

Дилетант
Криминальное чтиво: 5 захватывающих книг о преступлениях и расследованиях Криминальное чтиво: 5 захватывающих книг о преступлениях и расследованиях

Книги, которые показывают все разнообразие современного детектива

ТехИнсайдер
Мифы и факты: что открыл Галилео Галилей Мифы и факты: что открыл Галилео Галилей

В чем ошибся Галилей

Вокруг света
Я — сноб: издатель Елена Шубина Я — сноб: издатель Елена Шубина

Редактор и издатель Елена Шубина — в чем залог успеха

СНОБ
Записки отельера: проблемная невеста Записки отельера: проблемная невеста

Gоучительная история, по мотивам которой впору снимать голливудскую комедию

Правила жизни
Безумный ученый против Гитлера: жизнь и борьба Джеффри Пайка Безумный ученый против Гитлера: жизнь и борьба Джеффри Пайка

У англичан абсолютное оружие было. И звали его Джеффри Пайк

Правила жизни
«Свекровь стыдит меня за бесплодие»: как прекратить нападки «Свекровь стыдит меня за бесплодие»: как прекратить нападки

Что делать, если свекровь стыдит невестку за бесплодие или нежелание иметь детей

Psychologies
Фрагмент челюсти возрастом два миллиона лет приписали эректусу Фрагмент челюсти возрастом два миллиона лет приписали эректусу

Ученые исследовали фрагмент нижней челюсти из комплекса стоянок Мелка-Контуре

N+1
Сериал «Бекхэм»: как футболист стал легендой спорта и иконой поп-культуры Сериал «Бекхэм»: как футболист стал легендой спорта и иконой поп-культуры

Почему «Бекхэм» один из лучших документальных сериалов на Netflix

Forbes
От дорам до РПП: как увлечение современной корейской культурой вредит здоровью От дорам до РПП: как увлечение современной корейской культурой вредит здоровью

Что такое корейская волна? Какие стандарты красоты она утверждает?

Psychologies
Переутомление в квадрате: что такое выгорание, как его распознать и победить? Переутомление в квадрате: что такое выгорание, как его распознать и победить?

Как распознать выгорание и отличить от обычной усталости или депрессии?

Правила жизни
Не чешите левую ладонь: 7 самых странных суеверий со всего мира Не чешите левую ладонь: 7 самых странных суеверий со всего мира

О некоторых из этих суеверий вы даже не слышали

Psychologies
Отцовский клуб: Суперсемейки Отцовский клуб: Суперсемейки

О семье с шестью детьми и о соло-папе с 10 подростками

Men Today
Знатному пазырыкцу поставили диффузный идиопатический скелетный гиперостоз Знатному пазырыкцу поставили диффузный идиопатический скелетный гиперостоз

Ученые исследовали останки мужчины, найденные в могильнике Ак-Алаха-1

N+1
Андрей Кириленко — Forbes : «Спортивный характер в бизнесе может помешать» Андрей Кириленко — Forbes : «Спортивный характер в бизнесе может помешать»

Андрей Кириленко: можно ли российскому баскетболу не бояться изоляции

Forbes
Зачем ребенку заниматься спортом Зачем ребенку заниматься спортом

Учитель Артем Григорян о пользе и вреде спорта для детей

СНОБ
5 мифов про безалкогольное пиво 5 мифов про безалкогольное пиво

Порошок, калории и спорт: самые распространенные мифы о безалкогольном пиве

Maxim
Как образование превращается в игру: плюсы и минусы геймификации Как образование превращается в игру: плюсы и минусы геймификации

Почему геймификация может быть полезна в обучении

Psychologies
Лучшие друзья девушек и прагматиков: почему стоит инвестировать в драгоценные камни Лучшие друзья девушек и прагматиков: почему стоит инвестировать в драгоценные камни

Возможности и тенденции альтернативных инвестиций

Forbes
От бунтарок до жертв насилия: как меняется образ девочек-подростков в российском кино От бунтарок до жертв насилия: как меняется образ девочек-подростков в российском кино

Как с архетипом девочек-подростков работает отечественная киноиндустрия

Правила жизни
8 способов снять стресс на рабочем месте 8 способов снять стресс на рабочем месте

Тренер по развитию мозга рассказывает, как снять стресс, находясь на работе

Psychologies
«Вернуть жену Ивану Лапикову помог Олег Ефремов» «Вернуть жену Ивану Лапикову помог Олег Ефремов»

Образы, созданные Иваном Лапиковым в кино стали народными, любимыми

Караван историй
Белое не носить: ученые выяснили, как одежда влияет на спортивные результаты женщин Белое не носить: ученые выяснили, как одежда влияет на спортивные результаты женщин

Как женщины начали менять спортивную моду под себя

Forbes
Классовые разногласия Классовые разногласия

Чем опасны моторы класса Евро-0 и долго ли их еще будут выпускать в России?

РБК
Сезон ягод Сезон ягод

Эти осенние ягоды богаты витаминами и минералами

Лиза
Открыть в приложении