Искусство vs искусственный интеллект: как авторам выжить в эпоху Midjourney
Что такое искусственный интеллект для креативного класса людей, угроза его творчеству или очередной вспомогательный инструмент, такой же, как цифровой фотоаппарат? Как меняется жизнь представителей творческих профессий в эпоху общедоступности генеративных нейросетей и что о взаимодействии с ними говорит авторское право? Кирилл Кнауб, основатель сервиса защиты авторских прав «Копидефенд», рассуждает в колонке для Forbes о том, что важно знать об ИИ сегодня, если вы собираетесь строить с ним деловые отношения.
Фактор страха
Появление генеративного искусственного интеллекта (ГИИ), способного без лишних разговоров и в рекордные сроки сочинить связный текст или «родить» оригинальную иллюстрацию по краткому словесному описанию, сильно изменило взгляд на роль человека в процессе создания авторского произведения. Творческий кризис? Страх чистого листа? Прокрастинация? Недостаток фактического материала, практических знаний или, банально, времени? Не беда — решением всех этих проблем могут стать построенные на генеративном ИИ нейросети, такие, как ChatGPT, Dall-E или Midjourney. Выслушав ваше техническое задание, нейросеть создаст план статьи, урока, тренировки. Она напишет элементарный SEO-текст, например, для карточки товара, поможет собрать материал для книги, даст рекомендации по дизайн-проекту, разработает программу, создаст веб-сайт, логотип или даже реалистичную 4D-иллюстрацию подкустовного выползня или марсианского кролика-зануды.
Если серьезно, у этого магического процесса есть и обратная сторона. И страх перед тем, что машинный труд в эпоху ИИ сможет полностью вытеснить живого человека, сегодня становится как никогда актуальным.
Чем опасны нейросети
Если использовать ИИ слишком широко, создание нового контента может выйти из-под контроля, и мы будем получать новые работы без самого автора. Почему это происходит?
Чтобы машинное обучение стало возможным, искусственному интеллекту скармливаются так называемые обучающие данные, РИД (результаты интеллектуальной деятельности) — изображения, тексты, музыка и т.д. В отличие от человеческого разума, ИИ не становится от их поглощения образованнее или умнее. Его задача — сохранить математические паттерны, по которым строятся те или иные произведения. Вот почему искусство, созданное ИИ, в известном смысле всегда вторично. Но оно может стать уникальным и авторским, если компетентный человек активно включен в процесс создания контента, а не полностью делегирует его машине.
Чего не может ИИ
Искусственный интеллект не обладает эмпатией. Он не умеет проявлять любовь, сочувствие, сострадание и взаимодействовать с этими чувствами. Он не может создавать, концептуализировать или стратегически планировать. Не по силам ему и выполнять сложную физическую работу, требующую сноровки или точной зрительно-моторной координации. Таким образом, нейросети не способны выдавать эмоциональные результаты интеллектуальной деятельности. Но в сотрудничестве с человеком могут стать неплохими помощниками при разработке сложных креативных проектов.
Чтобы успешно конкурировать с ИИ, важно не только уметь передавать эмоции через креатив. Нужно уметь стратегически мыслить и быть способным предвидеть новые тренды и веяния в искусстве. Экспертность в узком направлении — еще одно важное качество, которое всегда даст фору человеку по сравнению с ИИ. Интернет знает далеко не все. Например, если вы сейчас зададите нейросети запрос «расскажи об авторском праве на фотографии в России», то она вам выдаст неточную информацию. Просто потому, что во всемирной паутине на эту тему мало актуальных сведений.
Но главное — талантливый автор вообще не должен ставить перед собой задачу конкурировать с нейросетью. Куда важнее найти правильный способ взаимодействия с ней, относясь к ИИ не как к сопернику, а как к инструменту. А еще — уважая права тех, чьи работы были использованы для обучения сети.