Как отец и сын Конаковы задают тренды в нише 3D-печати и производства филамента

МонокльБизнес

Создавать свои тренды в производстве филамента

Отец и сын Конаковы из Самарской области изобрели первый отечественный экструдер по изготовлению пластиковых нитей для 3D-печати. Через год они планируют занять пятую часть рынка популярного расходного материала

Виктория Безуглова

Александр Конаков, заместитель директора «Стар Пласт»

Когда в Поволжском научно-исследовательском институте селекции и семеноводства имени П. Н. Константинова, филиале Самарского научного центра РАН, сломался распределитель семян на селекционной сеялке, сотрудники печально развели руками: без этой запчасти дорогостоящая импортная техника превращается в груду металлолома, а заказать деталь у производителя невозможно из-за санкций. Но решить проблему удалось быстро, причем не выезжая за пределы региона: в поселке Безенчук распределитель семян «напечатали» из высокопрочного пластика на 3D-принтере в компании «Стар Пласт», то есть вырастили объемную фигуру, медленно укладывая филамент слой за слоем. Результат заказчику понравился, ведь деталь не только повторила оригинал по виду, но и получилась надежнее, легче, дешевле.

Директор «Стар Пласт» Юрий Конаков, инженер и программист, привык еще с 1990-х годов цепкой технической мыслью вносить новшества во все виды деятельности, которыми приходилось заниматься, от сборки компьютеров до сельского хозяйства. Возможности 3D-печати открыл для себя лет шесть назад. Тогда же купил первый 3D-принтер, полностью его разобрал, усовершенствовал конструкцию и написал новое программное обеспечение. А потом задумался над созданием экструдера по выпуску филамента — расходного термопластичного материала для принтера в виде нитей, который изготавливается из разного сырья и с разными характеристиками, в зависимости от того, что надо получить на выходе — игрушку, беспилотник или деталь для промышленного оборудования.

На этапе конструирования экструдера к проекту присоединился сын Юрия Александр, они открыли бизнес и за несколько лет не только расширили круг клиентов и компетенций в 3D-моделировании, запустив в работу с десяток усовершенствованных под свои нужды 3D-принтеров, но и освоили промышленный выпуск филамента — на линии, созданной по собственным чертежам.

Недавно отец и сын Конаковы переехали в новое производственное помещение и объявили о намерении многократно нарастить в этом году объем производства филамента, увеличив выручку с 4,5 млн до 200 млн рублей, а свою долю рынка примерно до 20%. То есть они претендуют войти в высшую лигу игроков в развивающейся экосистеме аддитивных технологий, где выпуск расходных материалов занимает одну из ведущих позиций наряду с производством 3D-принтеров, разработкой программного обеспечения, созданием образовательных и научных продуктов, изготовлением ферм для 3D-печати и мобильных комплексов.

О том, как в «Стар Пласт» будут реализовывать свои амбициозные планы, «Моноклю» рассказал заместитель директора компании Александр Конаков.

— Александр Юрьевич, у вас нетипичный бизнес для малого предпринимательства. Почему вы выбрали нишу 3D-печати и производства филамента?

— Это перспективное новое направление, в котором есть где развернуться. В принципе, у любого уважающего себя инженера сегодня должен стоять на столе 3D-принтер — хотя бы один. Ведь у наших предприятий в стране оборудование, как правило, импортное — запчасти ломаются, расходники заканчиваются, все это надо где-то брать, а кругом санкции. Единственное, что спасает в данном случае, — 3D-печать; конечно, если мы говорим про какие-то детали в мелкую серию.

Мы тоже начали с того, что попробовали себя в 3D-печати, а потом уже стали изучать, что происходит с рынком расходных материалов. И поняли, что ниша только формируется в России, еще толком никто не знал, что это и для чего. Тогда и решили создавать свою линию по производству филамента. Информации про организации такого производства не было ни в интернете, ни на ютубе, мы стали искать хоть какие-то источники, примерно поняли, как должна выглядеть линия, и начали ее собирать. Запчасти покупали в магазинах радиотехники — частотные преобразователи, нагревательные элементы, небольшие электротехнические детали, — но большую часть, процентов восемьдесят, заказывали на маркетплейсе «Алиэкспресс». Полтора года строили экструдер и еще год тестировали, улучшали, пока в итоге не получили хороший рабочий вариант. Первые испытания проводили у себя дома, затем арендовали помещение.

— Сколько вложили средств в разработку линии?

— Инвестиции составили порядка одного миллиона восьмисот тысяч рублей.

— Вы так просто рассказываете о том, что на самом деле очень сложно сделать. Откуда у вас такие знания? Какое образование у отца и у вас?

— Мой отец, Юрий Викторович, окончил Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ), после армии работал в конструкторском бюро в Новосибирске, где разрабатывал схемы приборов ночного видения и делал радиостанции. Потом вернулся в родной поселок Безенчук и здесь уже много какими видами бизнеса занимался — открывал ИП по ремонту телевизоров, выращивал сельскохозяйственные культуры, собирал компьютеры. И все время что-то конструировал, усовершенствовал, даже реализовал свою давнюю мечту — собрал автожир, это такая разновидность винтокрылого сверхлегкого летательного аппарата. А я окончил Суворовское военное училище, но по военной линии службу не продолжил в связи с сокращениями в армии в те годы, позже получил высшее образование в ПГУТИ — там же, где и отец. Занимался бизнесом, у меня был свой бар в Самаре, но потом я его закрыл — надоел этот вид деятельности, к тому же мы с отцом уже начали смотреть в сторону 3D-печати.

— Почему вы решили делать свою линию для выпуска филамента — импортное оборудование нельзя было приобрести?

— С того момента, как мы собрали собственную производственную линию, и до настоящего времени, когда мы дополнительно купили две готовые линии в Китае, прошло почти пять лет. Тогда мало что было известно о таком оборудовании, и стоило оно, скорее всего, немалых денег, которых у нас попросту не было, поэтому и пошли своим путем. К примеру, каждая из китайских линий сегодня нам обошлась в четыре с половиной миллиона рублей. Это наши собственные инвестиции, без кредитов, надеемся на их окупаемость в течение полутора лет.

— А по техническим параметрам вы сравнивали свой экструдер с зарубежными аналогами?

— Что касается отличий в оборудовании, главное из них в том, что китайские линии полностью управляются программным обеспечением, они централизованы, и нет такого, чтобы управлять каким-либо отдельным блоком. То есть каждый параметр отвечает за многие другие параметры. Наши линии, в том числе две новые, высокоскоростные, которые мы строим и скоро запустим, технологически проще. В то же время по производительности наши ничем не уступают китайским, даже, возможно, будут выдавать большее количество филамента за счет увеличенного диаметра шнека. Мощность китайской линии — 15–20 килограммов в час, а нашей — 20–25 килограммов в час.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Хочу, чтобы мои станки по всей России продавались» «Хочу, чтобы мои станки по всей России продавались»

Дмитрий Зырянов разрабатывает и строит токарно-фрезерные автоматы с ЧПУ

Эксперт
Невозможность острова Невозможность острова

«Зло не существует»: новый фильм Рюсукэ Хамагути

Weekend
Охота за Эйхманом Охота за Эйхманом

Адольф Эйхман вошёл в историю как «архитектор холокоста»

Дилетант
Несчастливые дни Несчастливые дни

«Гении»: попытка байопика Сэмюэла Беккета

Weekend
Ближний Восток: гудбай, Америка! Ближний Восток: гудбай, Америка!

С какой целью США тратят миллиарды долларов в далеких заморских землях?

Монокль
Когда я выпивала, я становилась классной Когда я выпивала, я становилась классной

Реальные истории для тех, кто хочет оттолкнуться от дна

Новый очаг
Грузия сумела сказать «нет» Западу Грузия сумела сказать «нет» Западу

Какое будущее выбрали для страны нынешние грузинские политические элиты

Монокль
Миры робинзонады Миры робинзонады

Авторы романов-робинзонад отправляли своих героев на уже известные острова

Вокруг света
Удивительные шедевры архитектуры: древнейшие сооружения, мимо которых невозможно пройти Удивительные шедевры архитектуры: древнейшие сооружения, мимо которых невозможно пройти

Здания, которые восхищают не только любителей архитектуры, но и простых туристов

ТехИнсайдер
Червяги покормили детенышей «молоком» из клоаки Червяги покормили детенышей «молоком» из клоаки

Самки кольчатых червяг кормят детенышей богатым липидами и углеводами «молоком»

N+1
Семь правил внутренней гармонии Семь правил внутренней гармонии

Если заботиться о себе, достичь внутренней гармонии не так сложно

Здоровье
Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран

О любимице советских зрителей Надежде Румянцевой — в рассказе ее мужа

Коллекция. Караван историй
6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону 6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону

Как терять вес, получая удовольствие от процесса?

VOICE
Если не автобус, то кот Если не автобус, то кот

APM CAT, который довезет до соседа Тоторо

Автопилот
Проверяем щитовидку. Неочевидные симптомы, которые указывает на ее проблемы Проверяем щитовидку. Неочевидные симптомы, которые указывает на ее проблемы

Щитовидка контролирует работу сердца и влияет на наше самочувствие

Лиза
Игры_с_разумом Игры_с_разумом

Как нейросети меняют гейм-индустрию

ТехИнсайдер
Полный апгрейд Полный апгрейд

Что такое перезагрузка, когда, кому и зачем она нужна

Новый очаг
«Капитаны Апреля» «Капитаны Апреля»

9 сентября 1973 года группа офицеров тайно собралась в окрестностях города Эвора

Дилетант
Иван Кашпуров Иван Кашпуров

Кто, кроме земляков, сейчас помнит этого писателя?

Дилетант
Простые способы сохранить зелень свежей в холодильнике Простые способы сохранить зелень свежей в холодильнике

Эффективные способы продлить свежесть зелени

ТехИнсайдер
Мокрое дело Мокрое дело

Действительно ли детский энурез так страшен и когда нужно срочно к врачу?

Лиза
Свободный доступ Свободный доступ

Что такое инклюзивная среда и почему этот тренд актуален для каждого

РБК
Интерьер как искусство Интерьер как искусство

Интерьер получился парадным, светским, с акцентом на искусство

SALON-Interior
Самые лучшие и горячие кинофильмы про стриптиз Самые лучшие и горячие кинофильмы про стриптиз

Стриптиз в кино: драма, черная комедия, спорный фильм с ДжейЛо

Maxim
Поиск себя, детективы и любовь: 10 удачных экранизаций женских романов Поиск себя, детективы и любовь: 10 удачных экранизаций женских романов

Удачные экранизации романов, написанных женщинами

Forbes
Чтение выходного дня: фрагмент нового романа Яны Вагнер «Тоннель» Чтение выходного дня: фрагмент нового романа Яны Вагнер «Тоннель»

Отрывок из нового психологического триллера Яны Вагнер «Тоннель»

Правила жизни
Не пора ли подумать о протекционизме? Не пора ли подумать о протекционизме?

Протекционизма как системы защиты в России пока нет

Монокль
Парень избил двух девушек из-за цвета волос: почему ненавидят за внешность Парень избил двух девушек из-за цвета волос: почему ненавидят за внешность

Почему чужая внешность становится причиной конфликтов между людьми?

Psychologies
Незаменимы во все времена Незаменимы во все времена

Как трансформировалась профессия водителя такси и какое будущее ждет ее

РБК
Постоянство становится внутренним днем сурка: как любовь превращается в быт Постоянство становится внутренним днем сурка: как любовь превращается в быт

Роман «Другие ноты» — о предательстве, горе, о недосказанности и молчании

Forbes
Открыть в приложении