Вагонотерапия
Писатель Дмитрий Данилов — о терапевтической и творческой пользе путешествий по железной дороге: будь то маленькая прогулка в Углич или большой трип по БАМу.
Уплатформы крошечной станции стоит поезд. Если вы не железнодорожник, то даже не опознаете его как состав. Поезд — это что-то большое и длинное, много вагонов и мощный, внушительный локомотив, а иногда и несколько. Здесь же — небольшой маневровый тепловоз и один пассажирский вагон. Разве это поезд?
Да, это поезд. Он приехал на крошечную станцию среди глухого леса, постоял минуту. Никто не вышел из вагона, никто в него не вошел. Станция — по железнодорожным понятиям это, конечно, просто остановочный пункт — тускло освещена фонарем. На платформе стоит женщина-дежурный с флажком. Больше никого вокруг нет. Поезд дает короткий свисток, тепловоз начинает уютно-добродушно урчать, трогается, и этот трогательный маленький поезд исчезает среди глухого леса, на просторах России.
Некоторое время назад, во многом случайным образом, я обрел странный вкус к поездкам по полузаброшенным — в РЖД это называется «малодеятельным» — железнодорожным линиям в российской глубинке. Началось все с очень печальных обстоятельств. Моя мама слегла одновременно с инсультом и ковидом, навещать ее в ковидном госпитале было невозможно, перспективы были очень нехорошими. Я пребывал в тоске и панике. Решил немного, на один день, развеяться и осуществить свою давнюю мечту — проехать на ретро-поезде «Селигер».
Я вообще с детства люблю железные дороги, и поезд «Селигер» давно привлекал мое внимание. По будням он ходит по маршруту Бологое — Осташков каждый день как обычный маленький, местный поезд — тепловоз и два вагончика. Но по выходным вместо тепловоза поезд ведет самый настоящий паровоз серии Л — огнедышащий, исторгающий пар, свистящий, вздыхающий огромный черный паровоз с огромными красными колесами. И в эти дни состав превращается в своего рода аттракцион — не переставая выполнять свои обычные транспортные функции.
Я давно о нем знал, очень хотел проехать, но все никак не мог собраться. И вот, в самом начале 2022 года, в первых числах января, все-таки решился. Доехал ранним утром на «Сапсане» до Бологого, сел в этот ретро-поезд и отправился по Бологое-Полоцкой железной дороге до Осташкова.