Как детские травмы формируют синдром отложенной жизни: примеры из практики коуча
«Чуть встану на ноги и начну больше времени уделять своим увлечениям», «вот свою квартиру купим, тогда и будем уют наводить», «как возможность появится, обязательно поговорю о повышении» — знакомы ли вам такие мысли? Если да, то вы, скорее всего, столкнулись с синдромом отложенной жизни, который нередко формируется еще в детстве. Как именно это происходит, объясняет на примере своего клиента executive-коуч.
Ко мне обратился молодой человек по имени Михаил — харизматичный, стильный, в расцвете своей карьеры. Но он был недоволен собой во многих сферах жизни: личной, профессиональной, финансовой, творческой. Сам себя Михаил, пожав плечами, охарактеризовал так: «Не то чтобы я неудачник, но и „удачником“ не назовешь». Недовольство собой он считал оправданным: не реализовался как личность и специалист, хотя были все задатки и шансы: «В 20 лет я представлял свое будущее совершенно другим».
Михаил не списывал причины неудач на погоду, заказчиков, санкции и ретроградный Меркурий. Старался искать их в себе, не уходя в глухое самоедство, но заметил, что прокрастинация нещадно съедает время жизни: «Откладываю важное на потом и жду, что начнется настоящая жизнь. А она, конечно, не начинается». Ко мне Михаила привели чувство вины и неполноценности, они фрустрировали его все больше, пока не стало ясно — нужно или решать проблему, или она полностью обездвижит.
Дело в том, что у Михаила синдром отложенной жизни — он живет «на минималках» от способностей и возможностей: как будто экономит силы для «настоящей» жизни в будущем. Это опасно, ведь время проходит незаметно: годы идут, а человек все еще живет «на черновик». Цикл бесед с Михаилом вывел на пять значимых историй, которые повлияли на формирование такого поведения, — четыре из них произошли в детстве.
История №1. Потерянный робот
«Мы жили небогато, но родители всегда заботились обо мне. В детском садике у многих пацанов есть игрушки-роботы, а у меня — нет. Я завидовал, очень хотел себе такую же и просил родителей о подарке. Они переживали, что я увлекусь „всякими стрелялками“, да и денег на дорогую пластмассу не было. Но мне очень хотелось. Наконец, мне подарили игрушку мечты. Я был так счастлив! На следующий день, вопреки уговорам, взял ее в садик и потерял на прогулке. Мы искали робота всей группой. Я ревел, рвал траву, катался по земле и не хотел уходить. Робота не нашли. Видимо, кто-то втихаря положил его в карман».
Влияние истории
Михаил понимал, что второго робота ему не купят. Он в первый же день потерял то, о чем мечтал, и это сформировало у него мысль: «Рано или поздно я потеряю то, что дорого. Я подвел родителей, виноват, так мне и надо».