Забудьте о Тэтчер: как стереотипы о жестком лидерстве мешают женщинам в работе
Стереотипы приписывают женщинам мягкость, лидерам — силу, а женщинам-лидерам — умение сочетать все сразу. Те, кому это не удается, чувствуют себя не на своем месте, заметила бизнес-коуч Ирина Куликова. В колонке для Forbes Woman она разбирается, как в попытках «сыграть в Маргарет Тэтчер» руководительницы теряют себя
Я заинтересовалась темой женского лидерства, когда ко мне в коучинг пришла клиентка уровня executive. Ее управленческий стиль сочли авторитарным, и мы начали работать над альтернативой. Все лидерские образы, приходившие клиентке на ум, были исключительно мужскими. То есть совершенно не было женских ролевых моделей, на которые можно было бы опереться, хотя вокруг довольно много разговоров о «женском лидерстве», «мягком лидерстве».
И я решила выяснить, как эту проблему для себя решают другие женщины. Шесть руководительниц дали глубинное интервью, еще 106 заполнили анкету, сделанную на основе этих интервью.
«Настоящие лидеры — жесткие»
Под лидерством бόльшая часть опрошенных понимает способность объединять людей для достижения общих целей и способность взять на себя ответственность. При этом сильно убеждение, что женщины и мужчины делают это по-разному.
С «женскими» качествами связывают прежде всего гибкость, способность адаптироваться к новому, договариваться, а также стрессоустойчивость и эмпатию. «Отрицательными женскими» качествами называют излишнюю эмоциональность и формирование кругов лояльности.
Для «мужского» стиля управления, согласно их ответам, в большей степени характерны ориентация на результат, конкурентоспособность, стратегическое мышление. К отрицательным проявлениями респонденты отнесли авторитаризм и агрессивность.
О том, насколько оправданы эти стереотипы и есть ли у разных моделей поведения биологическая основа, ведутся споры. Агрессивное поведение часто связывают с гормоном тестостероном; дружелюбное — с окситоцином (его концентрация в крови растет у женщин после родов, хотя он присутствует и в мужском организме). Но, например, известный нейроэндокринолог и популяризатор науки Роберт Сапольски в книге «Биология добра и зла» пишет, что тестостерон «заставляет» нас делать то, что в социальном контексте считается сексуально привлекательным — это может быть и агрессия, и щедрость. А исследование Мичиганского университета 2015 года показало, что власть и конкурентная борьба способствуют повышению уровня тестостерона как у мужчин, так и у женщин. Так что связь поведения с уровнем гормонов, характерным для мужского или женского организма, остается предметом споров.