Метаморфозы спутника
Представления об устройстве нашего спутника, обсуждавшиеся во времена выхода романа-сказки «Незнайка на Луне», ныне кажутся совершенно фантастическими. Но в чем-то Носов не ошибался.
«Незнайка на Луне» – сатирический роман-сказка советского писателя Николая Носова. В рецензиях его часто называют «романом с элементами научной фантастики». С высоты знаний человека начала XXI века термин «научная фантастика» тут кажется излишним. Дело в том, что научная фантастика основывается на вымышленных допущениях в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные – в отличие от сказок и фэнтези, в которых герои сталкиваются с очевидно сверхъестественными существами и процессами. То есть в научной фантастике человек не может ходить по потолку и летать без специальных приспособлений, творить материальные предметы силой мысли и т.д. А тут – полая Луна. Но не торопитесь осуждать Носова! Оказывается, в тот момент, когда он писал свою книгу, возможные крупные полости внутри Луны как раз активно обсуждались, в том числе и в науке, и лишь спустя десятилетия эта «фантастика» стала из научной – совершенно ненаучной. Давайте посмотрим, как изменились представления о мире всего за шесть десятилетий.
Ростом с огурец
Из текстов книг Носова известно, что рост населяющих Землю (и, как потом оказалось, и Луну) коротышек – в среднем около 10 сантиметров. Учитывая нарочитую условность этого мира (для коротышек не существует понятия возраста, родительства и родства, любви, семейных отношений), не стоит всерьез рассуждать о том, могут ли существовать (и быть разумными) антропоморфные существа «размером с небольшой огурец». Однако почему бы и не могут – млекопитающие такого размера нам хорошо известны. А еще мы знаем, что от размера мозга (в данном случае очень небольшого) мыслительные способности напрямую не зависят. Например, мозг слона весит в среднем в 4-5 раз больше, чем мозг человека, и нейронов в нем больше во столько же раз, но это не делает человека в пять раз глупее слона. Здесь скорее важен так называемый «коэффициент энцефализации» – попросту говоря, соотношение массы мозга к массе тела. Судя по классическим рисункам к книгам Носова, этот коэффициент у коротышек равен примерно 15 (как у человеческих младенцев; у взрослых людей он составляет примерно 7-8). Чем больше масса мозга относительно массы тела, тем больше мозговой ткани доступно не для обработки тривиальных задач вроде движения и дыхания, а для решения более сложных познавательных задач. При таком высоком «коэффициенте энцефализации» и размерах тела примерно как у землеройки количество нейронов в мозге живого существа должно достигать как минимум миллиарда. С высокой вероятностью интеллект и обучаемость коротышки будут примерно как у енота, а они ведь довольно сообразительные существа. Правда, еноты все же не строят космические корабли, а коротышки построили, но сделаем скидку на художественное допущение.
Полет на Луну
В книге Носова достаточно подробно описано устройство ракеты, на которой коротышки летали на Луну, и для читателя 60-х годов прошлого века оно было не просто фантастическим, а именно что научно-фантастическим. Ракета коротышек движется на реактивной тяге, создаваемой истекающими из кормовой части раскаленными газами; у нее имеются также маневровый и тормозной двигатели, расположенные в других частях корпуса (бывало, что фантасты даже посерьезнее рангом забывали о таких «мелочах»); есть там и телескоп, и радиолокатор, и отсек химического анализа минералов – пусть книга и была рекомендована для младшего школьного возраста, но к описанию космического корабля писатель отнесся довольно серьезно.
Носов даже упомянул вторую космическую скорость, необходимую для полета от Земли к Луне (11 километров в секунду), корректно описал перегрузки и невесомость. Правда, ему пришлось прибегнуть к чуть наивному ухищрению – изобрести некий лунный минерал, который при соединении с магнитом создает вокруг себя невесомость, и тогда ракету с десятками пассажиров до той самой второй космической скорости становится очень просто разогнать. Писателю было очевидно, что даже у юных читателей возникнут серьезные вопросы о природе этого минерала, и он описал исследование этого минерала вполне в научном духе: его пробовали растворять в воде и спирте, травить серной и азотной кислотами, разложить на составные части посредством нагревания в тигле. Исследующий камень Знайка между делом говорит друзьям, что им неплохо бы «усвоить третий закон механики, который особенно наглядно проявляется в условиях невесомости. Этот закон говорит о том, что всякое действие вызывает равное и противоположно направленное противодействие» (помните, все это читает второклассник!).