Все еще рискованно: как, зачем и по каким правилам работать с фрилансерами
За последние два года бизнес стал чаще сотрудничать с фрилансерами. Кто-то обращается к сторонним специалистам из-за перестройки внутренних процессов, кто-то — по причине релокации сотрудников или ради сокращения издержек. Так или иначе, перед руководителям компаний встает закономерный вопрос — как получить от взаимодействия с внештатниками максимальную пользу? О том, что делать, чтобы добиться от исполнителя желаемого результата, не потратив при этом в пустую время и деньги, рассказывает глава PR-отдела сервиса для безопасных сделок с фрилансерами Solar Staff Александр Норовяткин.
Прежде чем искать специалиста «на стороне» и думать о том, как с ним работать, стоит разобраться, действительно ли вам это нужно. Существует несколько сценариев, в которых компании прибегают к помощи фрилансеров, и каждый требует индивидуального похода. Рассмотрим подробнее, какие правила применять в работе с внештатными сотрудниками в каждом из случаев.
Помощь штату
Зачастую компании обращаются к фрилансерам, если есть задача, которую уже выполняют штатные сотрудники, но руководство сомневается в том, что их силами проект удастся закончить в срок.
- Где искать фрилансеров? Когда вы привлекаете людей для подобных задач, искать их следует там же, где вы бы искали квалифицированного специалиста для найма в штат. В первую очередь, помогает «сарафанное радио».
В случае с фрилансером найти человека именно по рекомендации еще важнее — так вы застрахуете себя от рисков (будете уверены в том, что не исчезнет, не украдет клиентов, сделает работу вовремя).
Если рекомендации не помогли, полезными будут фриланс-биржи, а также специализированные сообщества в Telegram и других соцсетях. Как и при обычном найме, следует попросить у потенциального работника портфолио, подтверждающее прошлые заслуги, чтобы посмотреть как он справляется с похожими проектами.
- Как выстраивать работу? Прежде всего нужно определиться, какие задачи отдаются на фриланс, а какие — решаются внутри.
Важно обговорить эти моменты со всеми участниками процесса, чтобы люди в штате понимали, почему фрилансеры делают именно эти вещи, а фрилансер понимал, что от него ожидают. Иначе возможны сбои в коммуникации, которые чреваты двойной работой. Если разные специалисты будут заняты одним и тем же, в итоге снизится эффективность всего коллектива.
Стоит сразу четко расписать, как будут взаимодействовать между собой существующая и проектная команды. Для этого необходимо ответить на несколько вопросов:
Как ставить задачи?
- Как ставить задачи?
- Кто будет менеджерить работу?
- Кто, как и когда будет принимать результаты?
- Как разбираться, если что-то пойдет не так, разрешать конфликты?
- Если у фрилансера появится вопрос к руководителю, как они будут общаться — напрямую или через менеджера?
Также важно выстроить четкие рамки, чтобы внештатники понимали сколько и до какого результата они будут работать на проекте. Если это люди, которых вы хотите взять потом в штат (либо просто планируете сотрудничать с ними регулярно), стоит постепенно интегрировать их внутрь компании — добавлять в чаты, звать на мероприятия и т.д.
Должен ли фрилансер быть доступен все 8 часов рабочего времени, как штатный сотрудник? Зависит от договоренностей, но обычно нет. Гибкость графика и свободу фрилансеры иногда ценят больше денег.