Как действует музыка
Рождение гармонии из конфликта обстоятельств и творчества
Для кого эта книга?
Узнать, «Как действует музыка» будет интересно всем ценителям этого искусства. Даже если вы не являетесь профессиональным музыкантом, скорее всего, вы любите наслаждаться любимыми композициями. И вполне вероятно, что вы используете музыку в работе – например, в презентациях, даже не будучи связаны с искусством. И почти наверняка вы часто подбираете музыку под настроение или, наоборот, пытаетесь настроиться на нужный лад – например, на тренировку – с помощью определенного плейлиста. О том, как и почему музыка действует на вас определенным образом, вы и узнаете из нашего обзора.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Как действует музыка» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Узнайте у истинного мастера о том, как действует музыка.
Многие рок-звезды написали книги о своей карьере, но никто из них прежде не заявлял, что расскажет «Как действует музыка».
Тем не менее, речь пойдет именно об этом. Вы сможете заглянуть за кулисы мира музыки и узнать о нем многое: от написания песен до создания звукозаписей, начиная с эпохи неандертальцев и до времен новейших хитов.
Вы узнаете:
- почему шум дороги влияет на пение птиц и как окружающая обстановка воздействует на музыку, которую мы пишем;
- почему одни клубы становятся популярными музыкальными площадками, а другие прозябают в безвестности;
- о силе социального воздействия музыки и о том, как она может способствовать снижению уровня преступности и помочь молодым людям вырваться из лап нищеты.
Именно окружение человека, а не только наши эмоции и профессиональные навыки, определяет тот вид музыки, который человек создает.
Подумайте о музыкальном произведении, которое трогает ваше сердце. Согласны ли вы с утверждением, что эта музыка исходит «из глубины души» музыканта?
Если ваш ответ «да», знайте, в своем мнении вы не одиноки: большинство людей считают, что музыку рождает определенная внутренняя эмоция. Подумайте, насколько легко представить картину, когда композитор, на которого внезапно снизошло вдохновение, лихорадочно строчит полностью готовое музыкальное сочинение.
Кроме того, мы обычно считаем, что качество написанной музыки полностью зависит от способностей ее создателя. Например, большинство людей думает, что западная средневековая музыка была гармонически «проста», поскольку на тот момент композиторы еще не овладели способностью создания композиций с более сложной гармонией.
Но эти предположения неверны. Фактически, все происходит наоборот: мы создаем ту музыку, которая подходит к контексту, в котором мы живем.
Например, длинные ноты и медленно раскрывающиеся мелодии прекрасно подходят для звучания в каменных стенах готических кафедральных соборов, потому что в этой обстановке звуки будут резонировать в течение длительного времени. Средневековая музыка, которую исполняли в кафедральных соборах, должна была быть гармонически «простой», поскольку смена высоты тона привела бы к диссонансу, перекрыванию нот и наложению звуков друг на друга.
Кроме того, с возникновением новых технологий, появились и новые способы пения. Например, появление микрофона означало, что певцам больше не нужно было обладать сильными легкими для передачи звучания своего голоса. Это привело к тому, что такие певцы, как Фрэнк Синатра и Бинг Кросби радикально изменили свою вокальную динамику, и стали первопроходцами в искусстве пения «под микрофон».
Но феномен адаптации музыки к историческому контексту встречается не только у людей. Исследования показывают, что пение различных животных эволюционировало, чтобы соответствовать условиям окружающей среды. Например, в Сан-Франциско птицы постепенно повышали высоту звука своего пения, чтобы его не заглушал усилившийся шум от проезжающих автомобилей. Кроме того, за последние несколько десятилетий киты изменили звучание своего призывного клича, чтобы перекрыть возросший уровень шума, издаваемого морскими судами.
Открытие технологии звукозаписи изменило способ создания и прослушивания музыки.
В 1878 году была создана первая музыкальная запись, что дало музыке возможность оторваться от живого контекста, то есть от исполнения в режиме реального времени. Это существенным образом отразилось на способе создания и восприятия музыки.
После того, как звукозапись получила повсеместное распространение, изменились способы пения и игры на музыкальных инструментах. Например, ансамблям пришлось исполнять музыку с более точным соблюдением темпа, поскольку неустойчивый темп создавал ощущение небрежности в отсутствие такого «отвлекающего фактора» как визуальная составляющая исполнения. В конечном итоге, музыкантам пришлось научиться играть под свой внутренний метроном.
Кроме того, обычным делом стало использование техники вибрато. Вибрато означает неточное по высоте воспроизведение звука – этой техникой часто пользуются певцы, а также музыканты, играющие на струнных инструментах. Вибрато скрывает точную высоту звука исполнения, поэтому в певческом искусстве эту технику изначально считали «мошенничеством».
Но поскольку при звукозаписи ощущались малейшие неточности в высоте звука, техника вибрато пригодилась для маскировки ошибок. И теперь мы настолько привыкли к вибрато, что воспринимаем его как должное. Более того, если бы классические струнные сочинения или оперы исполнялись без использования техники вибрато, мы, вероятно, сочли бы это странным.
Технология звукозаписи также изменила способ, при помощи которого мы воспринимаем музыку на слух.
Американский композитор Джон Филип Суза выступал против звукозаписи, поскольку боялся, что эта технология заменит живых людей, создающих музыку, и, в конечном счете, понизит экспрессивность музыки и сведет ее до уровня математической системы «вращающихся объектов», состоящей, к примеру, из мегафонов, колесиков и дисков.
В некоторой степени его страхи оправдались: когда мы пытаемся вспомнить, как звучит какое-то музыкальное произведение, мы вспоминаем звучание определенной записанной версии. При этом живое исполнение музыкального произведения теперь рассматривается нами как интерпретация этой версии.
Однако философ и музыкальный критик двадцатого века Теодор Адорно придерживался несколько более оптимистичного взгляда на то, что произойдет в случае исключения визуального компонента из восприятия музыкального произведения: он утверждал, что в таком случае музыку можно будет оценивать наоборот более объективно.
Процесс сочинения и акустическое качество музыки изменились с появлением цифровых технологий.
Изобретение цифровой технологии звукозаписи стало непредвиденным побочным результатом исследований в области телефонной связи, которой проводила компания «Лаборатории Белла». В 1962 году исследователи догадались, как можно оцифровывать звуковые волны, разбивая их на «фрагменты», которые можно было преобразовывать в единицы и нули. Это открытие оказало огромное влияние на качество звучания и процесс сочинения музыки.
Когда осуществляется запись «на цифру», аудиосигнал делится на конечное число фрагментов. Мы воспринимаем эти фрагменты как непрерывный звуковой спектр, несмотря на то, что звук состоит из отдельно взятых ступеней.