#инструктаж: как оставаться востребованным на рынке труда
Твердость характера больше не в моде: все ищут сотрудников креативных, эмпатичных, обладающих soft skills. На эту тему мы поговорили с HR-специалистами, работающими с HeadHunter.Ru, Сбербанком, «Яндексом» и другими компаниями.
Ирина Святицкая
Руководитель молодежного направления HeadHunter.Ru
Рынок труда тесно связан с развитием технологий и изменениями в таких сферах жизни, как экономика и политика. Если специалист хочет оставаться востребованным, ему нужно учитывать все эти факторы. Сейчас не только начинают появляться новые профессии, связанные с цифровизацией, но и трансформируются старые, меняется функционал работников. Поэтому нужно приобретать новые навыки. И если еще некоторое время назад самыми важными работодатель считал так называемые hard skills (технические навыки), сегодня наблюдается заметная тенденция на увеличение значимости soft skills (гибких навыков). При этом гибкие навыки в целом существенны для многих профессий. Среди них такие, как креативность, умение выстраивать коммуникацию, вести переговоры и думать нестандартно.
Современный сотрудник способен быстро обучаться и адаптироваться к коллективу, новым задачам и постоянно меняющейся внешней среде. Более того, карьерный успех кандидата на рынке труда зависит от умения предвидеть изменения в требованиях к профессии, а также освоения смежных специальностей. Так, для маркетолога важно обладать аналитическими навыками, менеджерскими качествами, знать особенности цифровой среды. Для HR-специалиста большим плюсом будет понимание психологии, аналитики, автоматизации, маркетинга. Внедряемые во многих отраслях инструменты автоматизации и цифровизации рабочих процессов дают толчок к росту популярности таких навыков, как программирование и обработка массивов данных. Эти умения важны, к примеру, для аналитиков, банковских работников, маркетологов. Современным разработчикам необходимо уметь работать в команде, владеть гибким мышлением, а также системным взглядом на задачи. От инженера-технолога будущий работодатель ожидает навыков тестирования, ведения документооборота, знания стандартов и нормативов отрасли.
Юлия Чупина
Старший вице-президент Сбербанка
Для того чтобы всегда оставаться востребованным на рынке труда, необходимо иметь одну ключевую способность — умение меняться вместе с миром, рынком, бизнесом и технологиями. Это так называемое гибкое мышление (growth mindset), когда человек воспринимает позитивно свои просчеты и видит в этом в первую очередь возможность стать лучше и продвинуться вперед. Умение учиться на своих ошибках, воспринимать их как полезный опыт критически важно.