О народной любимице, певице Людмиле Зыкиной рассказывает журналист Олег Перанов

Коллекция. Караван историйРепортаж

Людмила Зыкина: «Обычного женского счастья у меня не получилось»

Олег Перанов

Фото: М. Муразов/РИА Новости

«Это так хорошо, когда тебя любят! И все-таки главное — любить самой. У меня же все страдания были на сцене, а на остальное не оставалось времени. Я старалась, чтобы каждый мой муж был счастлив. Каждый раз надеялась, что уж эта семья — навсегда. Но, наверное, со мной действительно было непросто. Главной-то для меня всегда была сцена!» О народной любимице, певице Людмиле Зыкиной рассказывает журналист Олег Перанов.

Народная артистка СССР ушла из жизни 1 июля 2009 года — через три недели после того как отметила свое 80-летие. И сразу начались споры о наследстве: квартира в знаменитой высотке на Котельнической набережной, уникальные коллекции посуды, картин и костюмов и, самое главное, знаменитые украшения певицы. Как говорили о ней: «В ушах Зыкиной вместо сережек — целые люстры!» Все ее состояние оценивается в миллионы долларов. В скандале оказалась замешанной помощница Зыкиной Татьяна Свинкова, якобы она присвоила себе часть наследства. Объявились двоюродные сестры и племянники Людмилы Георгиевны. Публикации о судебных тяжбах между родственниками и сегодня появляются в прессе. Все это печально. Тем более что я помню, как встречался с Зыкиной за месяц до ее смерти и на мой вопрос, какие родственники у нее сегодня остались, она грустно ответила: «Нет у меня никого. Только Таня, моя помощница, самый близкий мой человек вот уже более 20 лет».

Людмила Зыкина, Хор имени Пятницкого, 50-е годы. Фото: Scopestars/Vostock Photo

Мы приехали к Зыкиной на государственную дачу в Архангельском в конце мая 2009 года. Помню, как вошел в дом и тут же, в прихожей, встретил женщину в инвалидной коляске. Совсем седая, лицо белое, без бровей и ресниц. И только я хотел спросить, где же Людмила Георгиевна, как она хрипло засмеялась: «Вы так удивленно смотрите! Не узнали?!» Только тогда понял — ОНА. Протянул букет ромашек. «Как вы угадали! Мне часто дарят огромными букетами розы. А я больше люблю полевые цветы», — сказала Людмила Георгиевна и начала целовать каждый цветок. Нас пригласили в комнату. Татьяна Александровна Свинкова подвезла актрису к зеркалу. «Олег, меня будут гримировать, а мы можем начать наш разговор», — предложила Зыкина. Увидев у меня свою книгу «Течет моя Волга...», попросила: «Только давайте говорить не по книге. Мне будет интереснее, будто вы обо мне ничего не знаете». Во время беседы седая женщина постепенно превращалась в легендарную артистку. Гример промокнула черной краской ее волосы, приладила сзади большой черный шиньон, наклеила ресницы, нанесла легкий макияж. И вот уже передо мной та самая Людмила Зыкина.

— За эти годы мне сделали несколько операций, — призналась тогда Людмила Георгиевна. — Последнюю — осенью 2007-го. Вставили английский искусственный тазобедренный сустав. Боль, которая жила со мною десятки лет, утихла. После этой операции я начала лучше ходить, ожила просто! И вот представляете, в конце прошлого лета упала, запутавшись в брючине. Сломала руку, повредила спину. Снова осень и зима прошли в болезнях. Не люблю говорить о болячках, но ведь газеты принялись писать, мол, я подключена к аппарату «искусственная почка» и лечат меня где-то в Северной Корее. Много чуши вокруг моего имени наплели. Поэтому хочу, чтобы все знали, где правда, а где нет. А недавно сообщили, что в интернете еще одна новость про меня: «У Людмилы Зыкиной появился молодой любовник — артист Михаил Кизин». Кому надо это придумывать? Михаил — солист нашего ансамбля «Россия», мы дружим, работаем вместе. Вот и все наши отношения. В моей жизни было четыре мужа, которых я и не любила вовсе. А любовников никогда не было. Ни об одном из мужей я не могу сказать плохого слова. Все они были хорошими людьми, у каждого я училась чему-то, в каждом находила поддержку и понимание. Это так хорошо, когда тебя любят! И все-таки главное — любить самой. У меня же все страдания были на сцене, а на остальное не оставалось времени. Я старалась, чтобы каждый мой муж был счастлив. Каждый раз надеялась, что уж эта семья — навсегда. Но, наверное, со мной действительно было непросто. Главной-то для меня всегда была сцена! На первом месте работа, на втором — работа и на третьем тоже. Обычного женского счастья в жизни не получалось. В моем репертуаре есть одна прекрасная песня, в ней такие слова: «Опять одна, но не моя вина, я просто к сцене приговорена!» И я именно там, на сцене, бывала гораздо счастливее, чем некоторые женщины в браке.

Людмила Зыкина со своей «Волгой», 90-е годы. Фото: Г. Ровинский/архив фотобанка

Если и есть сегодня у меня мужчина, которого я всем сердцем люблю, то это мой врач Володя Константинов. Столько лет прожила, а по-настоящему люблю впервые. Это другие отношения, чем у супругов, но тоже любовь — чистая и светлая. Такое чувство потрясающее! Когда Владимира долго нет рядом, я скучаю, переживаю, просто с ума схожу. Он ведь три раза меня буквально из земли вытаскивал!

— Когда я познакомился с Людмилой Георгиевной и обследовал ее, удивился: как она все эти годы терпела жуткую боль, как ходила и выступала?! Кости в тазобедренном суставе были стерты напрочь! Восхищаюсь ее силой воли и терпением, ведь она все это выносила ради людей, чтобы иметь возможность выступать, — прокомментировал наш разговор Владимир Владимирович. Во дворе дачи он разводит огонь в мангале для шашлыка. Константинов разработал для Зыкиной специальную диету: ее организму требовалось больше белков. И приготовление мяса тоже взял на себя.

— Он же гений, у него золотые руки, — улыбалась певица. — Подобных врачей очень мало, и им тоже нужно дать возможность работать, чтобы вылечить побольше людей. Да и мне спокойнее, когда мой любимый врач от меня недалеко. Последние месяцы он всегда со мной рядом. Просыпаюсь, открываю глаза — уже стоит с лекарствами. И от этого здоровой себя чувствую. Тихонечко так пою ему:

Ты — рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете...


В 70-х годах народная молва приписывала в мужья Людмиле Георгиевне Иосифа Кобзона. Дескать, однажды он при всех заявил певице: «Зыкина, хочу от тебя ребенка!» Этого хватило, чтобы на следующий день об их «романе» начали судачить на кухнях. Людмила Георгиевна, вспоминая это, смеялась:

— Когда я отмечала 75-летний юбилей, Иосиф вышел на сцену и, памятуя о той своей давней шутке, объявил: «Зыкина, я по-прежнему хочу от тебя ребенка!» Я говорю: «Иосиф, поезд уже ушел». А он: «Поезд, может, и ушел, но свисток-то остался!» Вот такой он шутник, этот Кобзон!
Заговорили с певицей о детстве.

— Моя мамочка мне ни в чем не отказывала, — вспоминала Людмила Георгиевна. — Я же была одна в семье, вот меня и баловали. Помню, мне было уже четыре года, мы с мамой шли из общественной бани. Своей на нашем участке в подмосковном поселке Черемушки — в середине тридцатых это был район Подмосковья — у нас не было. И вот прошу: «Мама, понеси меня на ручках». — «Ты уже большая девочка, иди сама». — «Ну мам, ну пожалуйста!» Мама вздыхает и берет меня на руки. До шести лет, когда я просила, она меня кормила грудью. Я хотела быть во всем на нее похожей. Как и она, научилась шить и вязать. Ухаживала за нашим хозяйством: огородом, поросятами, курами, гусями. Дом у нас был маленький, поэтому, когда из разных городов собиралась наша родня, я спала в сарае. Мама сама хорошо пела, любовь к народной песне — это у нас семейное. Она с удовольствием слушала наш самодеятельный хор Дома культуры станкостроительного завода имени Орджоникидзе (я там токарем работала в юности) и говорила: «Прямо хор Пятницкого!» Очень гордилась, когда меня в 18 лет приняли в настоящий Хор Пятницкого, а мне всегда хотелось ее радовать.

Мама Людмилы Зыкиной Екатерина Васильевна. Фото: Scopestars/Vostock Photo

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда» Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда»

Всю жизнь папа учил меня говорить правду, не жить во лжи

Коллекция. Караван историй
Тишина в голове: может ли человек какое-то время вообще ни о чем не думать? Тишина в голове: может ли человек какое-то время вообще ни о чем не думать?

Можем ли мы добиться абсолютной ментальной тишины в голове?

ТехИнсайдер
Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Зеленые маршруты Татарстана Зеленые маршруты Татарстана

Где исследовать места, любоваться природой и заряжаться энергией в Татарстане

Лиза
Сохрани в тайне свою женитьбу… Сохрани в тайне свою женитьбу…

Александра Иосифовна умоляла императора подождать с публичностью в новом браке

Дилетант
Домой, в Павловск Домой, в Павловск

Как ищут утраченные произведения искусства из коллекции Павловского дворца

СНОБ
Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло» Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло»

Сати Спивакова — о муже маэстро Спивакове и семейных традициях

Караван историй
Тайны фиванских гробниц Тайны фиванских гробниц

Что изображено на стенах египетских гробниц и как «читать» основные сюжеты

Вокруг света
«Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман «Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман

О детстве, первых шагах в профессии и других событиях из жизни Элины Быстрицкой

Караван историй
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Биомаркеры болезней сердца предсказали риск возникновения рака Биомаркеры болезней сердца предсказали риск возникновения рака

Какие биомаркеры сердечно-сосудистых заболеваний могут ускорять развитие рака

N+1
Драгоценная наука: кто и зачем выращивает в лабораториях бриллианты Драгоценная наука: кто и зачем выращивает в лабораториях бриллианты

В чем заключается уникальность лабораторных бриллиантов?

Forbes
Как понять, что организму не хватает магния: 10 тревожных признаков Как понять, что организму не хватает магния: 10 тревожных признаков

Разбираемся, как понять, что магния стало катастрофически мало

ТехИнсайдер
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
Не просто цветы Не просто цветы

Когда флористика не только профессия — опыт читателей

Здоровье
Творим историю вместе Творим историю вместе

Пять причин, заставляющих разумных женщин действовать безрассудно

VOICE
Как правильно подключить усилитель к магнитоле в машине Как правильно подключить усилитель к магнитоле в машине

Как подключить сабвуфер и усилитель к магнитоле?

РБК
Андрей Могучий Андрей Могучий

Режиссер главного спектакля десятилетия, Андрей Могучий

Собака.ru
Первопроходец в мире бодибилдинга и обладатель статуса «Мистер Вселенная»: история Микки Харгитея Первопроходец в мире бодибилдинга и обладатель статуса «Мистер Вселенная»: история Микки Харгитея

Как венгр Микки Харгитей бросил вызов американскому доминированию в бодибилдинге

ТехИнсайдер
С усилием, но без насилия (над собой) С усилием, но без насилия (над собой)

10 «наивных вопросов» про потенциал человека

Psychologies
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа

Почему очереди за дефицитным товаром вновь стали актуальны?

Inc.
«Россия: страна, которая хочет быть другой. Двадцать пять лет — взгляд изнутри» «Россия: страна, которая хочет быть другой. Двадцать пять лет — взгляд изнутри»

Приватизация и либерализация цен изменила жизнь россиян

N+1
Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
Денис Шевченко Денис Шевченко

Денис Шевченко — фаундер локального минимал-бренда GATE31

Собака.ru
Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты» Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты»

О том, как обнаруживаются экзопланеты и какими они бывают

Наука и техника
Дар моря Дар моря

Креветки в панцире, похожем на черепицу, у рыбы корвины русалочий хвост

Seasons of life
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Криптозавод зовет Криптозавод зовет

Как устроен первый в России инвестфонд для промышленного майнинга

Ведомости
Открыть в приложении