Неприятное окружение
Что делать, когда вокруг одни идиоты? Понять, что все простое на самом деле очень сложно, объясняет Андрей Подшибякин.
Каждый из нас в определенной жизненной ситуации ловил себя на мысли, что окружен идиотами (хочется надеяться, что не каждый выражал эту мысль вслух). В самом деле: телевидение и особенно кино снимают какие-то косорукие придурки, больше заботящиеся об интересах меньшинств, чем об интересных для большинства историях. В профессиональном спорте все вдруг разучились пинать мяч, держать клюшку и даже возить шваброй по льду перед скользящим камнем.
Все новые песни тупые, что и неудивительно: их поют либо одинаковые дети с татуировками на щеках, либо одинаковые томные девушки неопределенного возраста. О том, что творят курьеры сервисов доставки еды, лучше даже не начинать — рассказам об их дурацких проделках посвящена, кажется, половина современных соцсетей. Соцсети, кстати, тоже населены идиотами, только и умеющими, что кривляться перед камерой и копировать друг у друга несвежие шутки.
Постоянный читатель уже наверняка почуял подвох и ждет драматического поворота в формате «на самом деле все не так», но здесь стоит обратить внимание на другое: наша фрустрация почти эксклюзивно направлена на индустрию развлечений и онлайн-коммерцию в том или ином ее проявлении. Это неудивительно: зрелища давно вырвались из отведенных им цивилизацией форматов (стадионы, кинотеатры, даже телевизоры) и захватили все вокруг себя, а хлеб давно уже удобнее и быстрее заказать в интернете, чем вставать, одеваться и переться в магазин. За последний год с его локдаунами, карантинными ограничениями и общей неопределенностью роль всего перечисленного только выросла — физические магазины вдруг перешли в категорию неоправданного риска для здоровья и жизни, а развлечения стали единственным способом не сойти с ума. Даже те из нас, кто до начала 2020 года ни разу не пользовался курьерской доставкой и стриминговым сервисом, как миленькие начали глотать сериалы по сезону за вечер и скороговоркой выдавать курьеру детальные пошаговые инструкции доступа в подъезд.
Постоянно пользуясь соответствующими сервисами (и мало чем кроме них), мы привыкли, что безграничное количество развлекательных форматов доступно в любое время, в любом месте и почти бесплатно. Про всю кухню мира, поисками которой еще недавно нужно было специально озаботиться, вообще молчим — при наличии соответствующего желания и возможностей можно годами жить, не съев дважды одного и того же блюда.
Помимо экономических и социальных эта ситуация имеет как минимум одно важное психологическое последствие: нам свойственно думать, что все, что мы получаем без особых усилий и затрат, создается тоже без особых усилий и затрат. При этом на рациональном уровне многие из нас понимают ошибочность этого впечатления, но поделать с собой ничего не могут: наша убежденность в том, что пинать мячик, готовить и развозить еду и уж тем более быть инфлюенсером в интернете может любой дурак, крепнет.