Николай Усков – главный редактор GQ, 2004‑2012

GQРепортаж

Есть просто вкус, азарт и трудолюбие

Николай Усков (главный редактор GQ, 2004‑2012)

Рената Литвинова. Октябрь, 2004.

Я почему-то сразу был уверен, что буду делать GQ. Помню хорошо этот день, точнее вечер, а может, и ночь. Я редактировал Men’s Health, в то время, наверное, главный журнал для новых русских яппи. Мы, как тогда было принято, вечно засиживались допоздна. На столе, заваленном разнообразным редакционным хламом, лежал кем-то забытый номер русского GQ c футболистом Шевченко на обложке. Опустошенный придумыванием смешного заголовка для очередной статьи о жиросжигании я углубился в чтение. Тот номер мне совсем не понравился, хотя идея журнала для джентльмена меня увлекла. В стране выросло новое поколение людей. Я сам принадлежал к этому поколению. Мы устали от дискурса и пафоса шестидесятников, доминировавших в российской культуре, политике и медиа, от боготворимой ими водки, их бесформенных костюмов, словно сшитых для плавания брассом, от слова «мужики», от тупоносых ботинок и свитеров в катышках. Даже характерный для бумеров культ секса казался чем-то архаическим.

Самоопределение поколения всегда начинается с языка и одежды. «Джентльмен» — не мужчина или по крайней мере не только мужчина. Культура в джентльмене важнее биологии. А одежда — не способ прикрыть наготу, причем с принятой тогда у мужчин нарочитой небрежностью, а важное заявление, послание или «месседж», как тогда еще не говорили. Чувство собственного достоинства просто не позволяет джентльмену относиться легкомысленно к чему бы то ни было — одежде, манерам, этикету. Вслед за Бродским, шестидесятником, чуждым своему поколению (гений всегда больше поколения), я чувствовал, что этика и эстетика — вещи глубоко взаимосвязанные.

Андрей Шевченко. Сентябрь, 2001.

Тогда, той ночью, больше ничего не случилось. Я просто запомнил буквы GQ. Я даже не знал, что такое Condé Nast. Я вообще мало что знал о современных медиа. Еще недавно моя жизнь протекала между VII и XI веками, которыми я занимался как историк и преподаватель кафедры средних веков МГУ. Даже став главным редактором Men’s Health, я не особенно задумывался о своем будущем. И продолжал читать латинские тексты между редактурой статей про качалку, ликопины и тактику соблазнения. Я хорошо понимал, что эта работа занятна и довольно комфортна — я уже купил трехлетний BMW, — но слишком гротескна для крупного специалиста (в то время единственного в России) по истории средневекового западного христианства.

Я не посылал свое резюме в Condé Nast. Я вообще не собирался делать карьеру в медиа. Но мир тогдашнего глянца был тесен. И однажды, на приеме, кажется, в итальянском посольстве, я оказался за одним столом с Кариной Добротворской, тогда главным редактором журнала AD, легендарного интерьерного бренда Condé Nast. Не знаю, что именно расположило Карину ко мне, моя экстравагантная розовая рубашка под строгой черной двойкой или вопрос историка христианства «Ну и как вам в аду?». Я же был потрясен не только ее лукавыми глазами, быстротой мысли и точностью речи, но больше тем, что она кандидат наук, как и я. Оказывается, кандидаты наук тоже могут жить в аду, подумал я. О чем подумала она, я ее никогда не спрашивал. Прошло совсем немного времени, и генеральный директор Condé Nast, тогда австралийка Робин Холт, пригласила меня на встречу в известное кафе в Камергерском переулке. На мой вопрос, как я ее узнаю, ассистентка ответила: «Это будет самая элегантная дама в кафе».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зачем нужна зима? Зачем нужна зима?

Преодолеть зиму и стать лучше

GQ
Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются? Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются?

Какой гаджет выбрать, если хочется бутерброд с сыром, омлет или сэндвич?

CHIP
Мрачные сказки Мрачные сказки

«Черные гуси» и «Баллада о мальчике по имени Ножниц» Марианны Лаптевой

Esquire
«Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)» «Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)»

Почему в начале XIX века в университетах было мало практических занятий

N+1
2001 год: как это было 2001 год: как это было

Конец независимого телевидения, гремит «Тату», космическая эра идет на дно

GQ
Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных

Как убрать с дачного участка заползшую змею

ТехИнсайдер
15 мыслей Игоря Бутмана 15 мыслей Игоря Бутмана

Игорь Бутман — о возрасте, тишине, кино и Моргенштерне

GQ
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
Евгений Миронов Евгений Миронов

15 мыслей Евгения Миронова

GQ
Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской

Культовые роли Евгении Добровольской, по которым мы будем её помнить

Правила жизни
Best of the Best Best of the Best

Вспоминаем лучших из лучших — номинантов на премию GQ Men of the Year

GQ
Лучшие сериалы про мафию Лучшие сериалы про мафию

Сериалы про мафию: на тот случай, если вы устали пересматривать «Бригаду»

Maxim
Соединить экологию с экономикой Соединить экологию с экономикой

Как принципы ESG могут изменить современное производство

РБК
Ультраобработанные продукты: с детства на крючке Ультраобработанные продукты: с детства на крючке

Как ультраобработанная пища влияет на младенцев

Здоровье
Я – Янковский Я – Янковский

Ивану Янковскому уже пророчат место главного артиста страны

Esquire
Секреты лабораторий Секреты лабораторий

Косметика будущего сможет адаптироваться под индивидуальные запросы каждого

Лиза
Мини-арсенал Мини-арсенал

Точнейшие миниатюрные копии стрелкового оружия, из которых можно и пострелять

Популярная механика
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы» Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы»

Ольга Пивень о достижениях конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Ведомости
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Новый герой Новый герой

Денис Прытков о новой для себя сфере, страсти к рисованию и любви к театру

OK!
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
«Отборочный турнир» жилищного строительства «Отборочный турнир» жилищного строительства

У спорта и рынка жилья в России гораздо больше общего, чем кажется

Ведомости
Жена на доверии Жена на доверии

Покупка недвижимости в гражданском браке: как защитить свои интересы

Лиза
Удивительный трубкозуб Удивительный трубкозуб

Ожившей химерой с прошедших веков трубкозуба, шутя, обзывают

Знание – сила
Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла» Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла»

Я актриса, которая может свою роль срежиссировать сама

Коллекция. Караван историй
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Ад и рай Чехова Ад и рай Чехова

Дом-музей Антона Чехова — как жил и творил великий писатель?

Отдых в России
Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия

Как и когда хирургия стала щадящей?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении