История рождения и крушения легенды под названием «Конкорд»

GQHi-Tech

До встречи в клубе 2,02 MAX

Хотя Илон Маск и строит скоростные подземелья для Hyperloop, авиационные инженеры не готовы жать на тормоза. В этом году концерн Boom из Денвера заявил, что к 2026 году выпустит самолеты, опережающие скорость звука. Сообщение было принято.

Текст: Charlie Burton

«Конкорд» в аэропорту Филтон (пригород Бристоля). Там, а также в Тулузе производилась окончательная сборка сверхзвуковых франко-британских самолетов.

Через две минуты после вылета из международного аэропорта Шарль де Голль 25 июня 2000 года левый двигатель самолета «Конкорд», следовавшего в Нью-Йорк, стал полыхать. Через пару мгновений воздушное судно врезалось в гостиницу на севере Парижа, в результате чего погибли все 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четыре человека, находившихся в отеле Hôtelissimo Les Relais Bleus. Это была первая авиакатастрофа за всю 31‑летнюю историю «Конкордов». Жестяной кусок обшивки двигателя другого самолета, валявшийся на взлетной полосе, пробил шину сверхзвукового лайнера компании Air France, после чего фрагмент покрышки повредил бак под номером пять, откуда началась утечка топлива; попав на раскаленные сопла двигателя, керосин воспламенился, и левый двигатель издох; правый стал «задыхаться» от горячих газов и также отключился. Этот инцидент стал началом конца коммерческих сверхзвуковых авиаперевозок. В октябре 2003 года все «Конкорды» были выведены из эксплуатации, являя редкий пример технологического регресса. С тех пор ни один пассажирский самолет так и не смог преодолеть звуковой барьер.

Когда‑то на «Конкорд» делали ставки. Больше напоминающий космический корабль, а не самолет, он мог взлетать на высоту до 16,5 километра (к примеру, предельная высота полета для Boeing 737–800 — 12,5 километра) — так высоко, что пассажиры наблюдали, как изгибается в иллюминаторе земной шар, и лететь со скоростью 2,02 Maxа (около 2154 км/ч), в два раза превышающей скорость звука. Это так быстро, что за время, пока стюардессы наполняли бокал шампанским, «Конкорд» преодолевал 16 километров. Дорога из Лондона до Нью-Йорка на таких самолетах занимала каких‑то три часа.

Футуристическая стойка регистрации пассажиров «Конкордов» в лондонском аэропорту Хитроу. Январь, 1976.

А началось все в 1956 году, когда сэр Морьен Морган из Royal Aircraft Establishment (Королевское авиастроительное учреждение) принялся за работу над сверхзвуковыми транспортными средствами — и все для того, чтобы перегнать Америку в области аэрокосмических инноваций. Аналогичные разработки велись и во Франции, но оба европейских проекта были под угрозой срыва: денег не хватало на разработки, а сил — на препирательства с министерствами относительно шумового загрязнения (так именуется раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека). И тогда страны решили подписать договор: глостерское конструкторское бюро British Aerospace в сотрудничестве с инженерами французской компании Aérospatiale будут работать вместе. К 1963 году под руководством Моргана и француза Робера Верно был готов первый прототип самолета, и «Конкорд» (с французского — «согласие») стал захватывать мечты авиационных дельцов.

Заказы на первые самолеты поступали от компаний со всего мира: от Pan American World Airways до Air India. Но вскоре большинство заказчиков отозвали свои запросы: из‑за шумных и прожорливых двигателей Rolls-Royce и Snecma Olympus самолет не вписывался в воздушные законы стран и потреблял в 2,5 раза больше топлива, чем дозвуковые самолеты. Наконец, в 1976 году, когда «Конкорды» были введены в коммерческую эксплуатацию, 14 лайнеров разделили между собой British Airways и Air France: девять были выкуплены, а еще пять проданы национальным авиакомпаниям правительствами Франции и Британии за символические франк или фунт за штуку. «Конкорды» со всех сторон оказались убыточными: на борту сотня мест, но даже пассажиры первого класса коленями упирались во впереди стоящие кресла; билет на рейс через Атлантику обходился в $5 тысяч, а для

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Константин Циолковский Константин Циолковский

Правила жизни Константина Циолковского

Esquire
Дети аквамарина Дети аквамарина

Продолжение рассказа Игоря Вереснева

Наука и жизнь
Без маски Без маски

Совсем другой Уилл Смит

GQ
Не предавай свои мечты: певица NIKKA и ее путь к успеху! Не предавай свои мечты: певица NIKKA и ее путь к успеху!

Певица NIKKA — о том, как поражение и неудачи становятся началом успеха

Cosmopolitan
Наши высочества Наши высочества

Интервью с высокими и талантливыми актрисами сериала «Дылды»

Maxim
Киллиан Мерфи. Человек в футляре Киллиан Мерфи. Человек в футляре

Прозрачным глазам и точеным скулам этого ирландца посвящена сотня веб-сайтов

Караван историй
Могло быть иначе? Могло быть иначе?

Татьяна Филева — математик, пилот и руководитель авиакомпании

GQ
Мы такими не были. Правда ли, что зумеры за ЗОЖ, — и почему они такие? Мы такими не были. Правда ли, что зумеры за ЗОЖ, — и почему они такие?

Действительно ли молодые люди курят меньше?

Esquire
Люк Бессон Люк Бессон

Правила жизни Люка Бессона

Esquire
Козыри разведчика: как принимать решения по методике британских спецслужб Козыри разведчика: как принимать решения по методике британских спецслужб

Отрывок из книги «Прицельное мышление» о главном навыке разведчика

Forbes
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
Зачем я лайкаю себя? Зачем я лайкаю себя?

Что нам нужно от других? Внимание, уважение, симпатия, сочувствие?

Psychologies
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Как снизить риски энергоперехода для России Как снизить риски энергоперехода для России

Нужна программа по привлечению частных инвестиций в производство зеленой энергии

Forbes
Деньги идут на склад Деньги идут на склад

На что может рассчитывать инвестор в коммерческую недвижимость

Эксперт
Как сэкономить на приёме платежей? Инструкция для бизнеса Как сэкономить на приёме платежей? Инструкция для бизнеса

Рассказываем, чем сервис СБП выгоден бизнесу и как им воспользоваться

Inc.
Вячеслав Чепурченко. Правила игры Вячеслав Чепурченко. Правила игры

Легкие солнечные ветродуи у меня очень хорошо получаются

Коллекция. Караван историй
Ролевая модель из XVI века: как герцогиня Клод де Рец представляла французскую корону Ролевая модель из XVI века: как герцогиня Клод де Рец представляла французскую корону

История герцогини де Рец похожа на лихо закрученный авантюрный роман

Forbes
Рассказ Людмилы Петрушевской «Черное пальто. Страшные случаи» Рассказ Людмилы Петрушевской «Черное пальто. Страшные случаи»

Рассказ «Фонарик» Людмилы Петрушевской

СНОБ
На своей волне: как 26-летний фанат радио возглавил музыкальные проекты VK На своей волне: как 26-летний фанат радио возглавил музыкальные проекты VK

Константин Сидорков рассказал о том, как в 12 лет создал онлайн-радиостанцию

Forbes
«Пошлая Молли», BTS и Моргенштерн: Spotify назвал самых популярных музыкантов года в разных жанрах «Пошлая Молли», BTS и Моргенштерн: Spotify назвал самых популярных музыкантов года в разных жанрах

Самые популярные у россиян исполнители в Spotify

Esquire
«Корабль дураков» Дмитрия Крымова «Корабль дураков» Дмитрия Крымова

О творческом методе Дмитрия Крымова размышляет Алла Боссарт

СНОБ
10 увлекательных документальных фильмов 10 увлекательных документальных фильмов

Подборка нескучного и познавательного кино

СНОБ
15 мыслей Алексея Пивоварова 15 мыслей Алексея Пивоварова

Алексей Пивоваров — о телевидении, пилотировании и цензуре в новых медиа

GQ
Вспомнить все Вспомнить все

В 2021-м светская жизнь стала динамичнее, что не может не радовать

Grazia
Глобальная сеть магнитометров GNOME не обнаружила аксионной темной материи Глобальная сеть магнитометров GNOME не обнаружила аксионной темной материи

Ученые установили ограничения на массу частиц аксионной темной материи

N+1
Искусственный интеллект Искусственный интеллект

Человек начал бояться восстания роботов еще до того, как научился их создавать

Esquire
Астрофизики смоделировали первичную атмосферу Меркурия Астрофизики смоделировали первичную атмосферу Меркурия

У Меркурия была атмосфера, но давным-давно она улетучилась в космос

Популярная механика
Почему так сложно выйти из токсичных отношений Почему так сложно выйти из токсичных отношений

Почему прекратить абьюзивные отношения бывает крайне непросто?

Psychologies
Как стать богатым и счастливым: рецепт от основателя «Вымпелком» Дмитрия Зимина Как стать богатым и счастливым: рецепт от основателя «Вымпелком» Дмитрия Зимина

Как Зимин создавал «Вымпелком»

Forbes
Открыть в приложении