Медиа
Битвы титанов
В Америке и в России в последнее время только и разговоров, что друг о друге. GQ разбирается, кто и как ведет информационные войны.
Русская угроза
Май 2017. Тихий бар в одном из колледжей Кембриджа. Тишину нарушает писк телефона: пришло push-уведомление о том, что миллионы компьютеров взломаны хакерами. Кибератака, получившая название WannaCry, стремительно распространяется по миру. Сидящий рядом со мной коллега из Греции, ученик Стивена Хокинга и, как уверяют друзья, неимоверно талантливый компьютерщик, комментирует: «Это русские». — «Но ты ведь даже не видел кода, которым пользовались хакеры!» — возражаю я. «Не имеет значения, я точно знаю», — усмехается грек. Очередной сезон сериала под названием «Тревога, русские идут!» в самом разгаре. Рациональные доводы уже не работают.
Опасная Россия хорошо продается
Разговор с греком мог бы и забыться, если бы через пару дней я не зашел в книжный магазин в лондонском аэропорту Хитроу. Мой друг попросил привезти ему Wired с Путиным на обложке и статьей о том, как русские опять всех взломали. Тут же на полке стоял и Time c Белым домом, пожираемым красными стенами Кремля. Маркетологи и главные редакторы поймали новую русскую волну и попытались ее оседлать.
Исследователь интернета из Высшей школы экономики Полина Колозариди замечает, что в последнее время в американской культуре образ «хорошего» интернета (новые технологии, прозрачность и равные возможности для всех) затмевается другими. «Рядом с этим, условно говоря, американским интернетом появились еще два: китайский и русский. Китайский — это тоталитарный контроль, а русский — тролли и хакеры на службе Кремля. Эти двое стали примерами того, что происходит с хорошей технологией, когда ее захватывают плохие парни. Получается почти эпическая история, как если бы Прометей принес огонь не только хорошим людям, но и негодяям», — считает Полина.
Раньше всех почувствовал тренд The New Yorker, любимый журнал американских интеллектуалов. В конце октября, за несколько дней до президентских выборов, он вышел с неожиданной обложкой: внизу Путин держал Библию, на которой Трамп приносил присягу. Сверху Библию держал Билл Клинтон, принимая присягу у Хиллари — намек на возможную курьезную семейственность в Белом доме. Уже в феврале, по мере того, как все сильней раскручивался маховик антироссийской медиаистерии, The New Yorker выпустил номер, на обложке которого Путин заменил собой символ журнала — денди, а название было и вовсе написано кириллицей. К главной статье прилагалась не менее впечатляющая иллюстрация: собор Василия Блаженного, нависающий над Белым домом подобно инопланетной летающей тарелке из фильма «День независимости» и стреляющий по нему из лазера. Возглавляющий журнал Дэвид Ремник, бывший корреспондент The Washington Post в России, получил когда‑то Пулитцеровскую премию за книгу о перестройке и разрушении СССР. Он хорошо говорит по-русски и понимает тонкие нюансы российской политики, поэтому никогда не перегибает палку в теме «Путин — Трамп». Но Ремник — редкое исключение.
Алексей Ковалев, российский журналист и медиаэксперт, внимательно наблюдавший за кампанией Трампа, заметил, что за последний год самые бредовые новости о России могли оказаться реальной темой статьи. «У меня даже был «анти-хит‑парад» заголовков, в котором почетное первое место занимает The Daily Beast с таким образцом геополитического анализа: «Дональд Трамп пригласил Путина захватить родной город Мелании». Любая самая дикая алармистская чушь сойдет и в газетной колонке, и в заявлениях политиков, если это про русских. То же самое с плакатами на митингах, на которых Трамп в ушанке с серпом и молотом и какой-нибудь белибердой, написанной кириллицей».