Головная боль предпринимателя: как улучшить сайт без ущерба для бизнеса
Конкуренция между IT-продуктами напоминает гонку — каждый стремится поскорее предложить клиенту больше возможностей. Однако внедрение новых функций порой приводит к ошибкам и простоям. Основатель SCRUM-студии «Сибирикс» Владимир Завертайлов рассказывает, как поставить доработки и улучшения сайта на поток без ущерба для бизнеса.
Не допустить «пожара»
Первым делом стоит разобраться с понятиями. Современная техподдержка в IT — это не «служба спасения», которую вызывают, когда все сломалось. Экстренная помощь при неполадках — это базовый минимум, необходимая неизбежность.
Гораздо лучше неисправности предотвращать, а не разбираться с их последствиями. Но для этого специалисты поддержки должны постоянно находиться внутри процесса работы с сайтом, понимать все его внутренние взаимосвязи. Зачем это нужно? Ответ можно найти в притче, которая гуляет в среде разработчиков.
Вы писатель, которому поручили поддержку проекта «Война и мир». Поступает задача — написать главу, как Наташа Ростова гуляла под дождем по парку. Вы пишете: «Шел дождь», сохраняете текст, и… получаете сообщение об ошибке: «Наташа Ростова умерла, продолжение невозможно».
Вы начинаете разбираться и выясняете, что у Пьера Безухова скользкие туфли, он упал, его пистолет ударился о землю и выстрелил в столб, а пуля от столба срикошетила в Наташу. Что делать? Зарядить пистолет холостыми? Поменять туфли?
Вы решаете убрать столб, вносите очередные изменения и получаете сообщение: «Поручик Ржевский умер», потому что в следующей главе он должен был облокотиться о столб, которого по вашей воле уже нет…
Современные сайты — это большие системы со сложной логикой и множеством внутренних (и не всегда очевидных) взаимосвязей. Невозможно просто заказать интернет-магазин, запустить его в работу и подсчитывать прибыль. Даже если на стадии проекта вы предусмотрите все мыслимые возможности, во время его разработки появятся новые технологии, шаблоны поведения, каналы коммуникации, рекламные сервисы, маркетинговые идеи. Кроме того, могут обновиться требования, системы платежей и много чего еще.
Фактически любой сайт устаревает еще до того, как его запустили.
Чтобы выживать, нужны постоянные доработки. При этом ретейлер, получив от разработчика онлайн-магазин, нередко остается с ним один на один — внутренние IT-специалисты обычно могут лишь поддерживать работу сайта, но не конкурентоспособность.
Добавим к этому активно работающий отдел маркетинга, который генерирует множество идей, напрямую влияющих на онлайн-продажи. Это требует внесения изменений на сайт, причем обычно срочных: добавить или убрать акцию, выделить в отдельный блок товары недели, изменить внешний вид карточек товара, поменять фильтры в каталоге, и т. д.
Как показывает практика, крупные интернет-магазины генерируют от 100 до 500 часов доработок в месяц (в зависимости от клиента и сезона). Их часто выполняют «лоскутно» разные команды и разработчики с разной квалификацией — задачу отдают тому, кто быстрее готов взять ее в работу. В результате накапливаются нестыковки и временные заплатки. Рано или поздно изменения достигают критического значения, после которого начинается «пожар».
Вывод очевиден — все доработки следует поставить на поток. Нужно организовать процесс поддержки сайта так, чтобы хаоса не возникало.
Строить новый дом или реставрировать руины?
Хорошо, если все вопросы, связанные с развитием сайта и добавлением новой функциональности, решены еще на стадии обсуждения проекта и у вас изначально есть команда, отвечающая за поддержку. Но часто бывает ровно наоборот. Команды нет, а на сайте уже накопился критический объем разношерстного кода. Что делать?