Товарищи женщины
Политолог, семейный психолог, адвокат и другие современные мыслительницы рассуждают о том, что мешает нам стать еще успешнее, свободнее, счастливее.
Екатерина Шульман
Политолог
Тема: общество
Приход советской власти, индустриализация и урбанизация XX века стали причиной того, что уже сто лет женщины в России практически поголовно работают. В США, например, это стало массовой практикой примерно с 1950‑х. При этом в значительном количестве семей женщины еще и принимают ключевые решения: где семья будет жить, когда делать ремонт, где учатся дети, когда и куда все едут в отпуск. Наблюдатели на выборах неизменно сообщают, что на участок приводит голосующих и говорит, куда ставить галочку, мать семейства.
Очень многое в нашем семейно-бытовом укладе основано на несформулированном, но подразумеваемом низовом матриархате. Среди прочего он предлагает следующее допущение: в какой-то момент мужчина может просто исчезнуть и больше никогда ни в какой форме в жизни семьи не поучаствовать. Исчезнуть можно вполне безнаказанно: общероссийский долг по невыплаченным алиментам, например, составляет около 100 млрд рублей (цифра, сопоставимая с годовым бюджетом региона вроде Волгоградской области). Можно предположить, что проблемы, связанные с конкуренцией между мужчинами и женщинами — то, что часто подразумевают под «борьбой за равенство», — для нас менее актуальны, чем борьба за разумное распределение ответственности.
И в быту, и на законодательном уровне: если у нас примут адекватный закон о домашнем насилии, если наладят механизмы по взысканию алиментов, мужчины будут просто вынуждены взять на себя часть обязанностей и в большей степени нести ответственность за свои поступки. Когда это произойдет и станет привычной практикой, когда все поймут, что это так же неизбежно, как штрафы за неправильную парковку, общество изменится навсегда. И ситуация с женскими правами, нагрузкой на женщин тоже будет выглядеть совсем иначе.