Гарик Мартиросян о гонорарах в стендапе, цензуре и диагнозе человечеству
В нашей беседе прояснилось все: есть ли у Гарика зеленый Lamborghini, как связан его переход в стендап с кризисом среднего возраста и почему он до сих пор не прекращает шутить.
Гарик, не многие старожилы помнят то время, когда вас в изобилии показывали по телевидению.
Без моего ведома.
И с вашего ведома тоже. Вы и на ТНТ выступали, и на Первом канале («Прожекторперисхилтон»). Потом слегка, мягко говоря, исчезли. Вы сосредоточились на продюсировании. Теперь вы выступаете с новой стендап-программой. Какой-то в этом чувствуется общий с Михаилом Шацем вектор. Что это за вектор? Нельзя ли его назвать кризисом среднего возраста? Если это не он, что это?
Можно его назвать и кризисом среднего возраста, и кризисом творческого человека, и кризисом юмориста, и кризисом человека, который оказался вдруг не в том времени и не в том месте творческого пути. С Мишей Шацем мы тоже говорили об этом. В большинстве своем решение уйти в сольное творчество в случае с такими людьми, как Миша Шац или я, продиктовано, я так подозреваю, прежде всего тем, что стендап и сольные концерты не подразумевают того объема работы и того количества людей, которым ты должен управлять, руководить, настраивать для того, чтобы просто выйти на сцену и выступить. Ведь Comedy Club или «Прожекторперисхилтон» – это гигантская творческая машина, в которой ты – один маленький винтик. Стендап – это ты, твой юмор в чистом виде. Никаких декораций, лазерного шоу, подтанцовки, видеоэффектов, специальной подготовки, которая готовится месяцами в других программах. Нет коллективов, которые должны мозаично выступать один за другим, где одно выступление зависит от другого. Ты один и все. Ты со временем приходишь к тому, что стендап – просто очень удобная форма для существования.
Фактически это как освободиться от ответственности за других людей?
Представьте: вы зимой должны носить двадцать вещей, а летом вы носите только плавки. Стендап – это лето. Надели плавки – и все, вы готовы к жизни. И в том числе, как вы сказали, я решил освободиться от людей, в том смысле, что я сам взвалил себе на плечи эту ношу. В каком проекте я бы ни участвовал, я почему-то решаю, что я ответственный за все: за все выступления, шутки, песни, аранжировки, свет, звук и так далее. В какой-то момент постепенно я начал понимать: а с чего это я ответственный? У каждого человека своя жизнь. Выходит, например, Демис Карибидис в Comedy Club выступать, пусть он и отвечает за свое выступление. Выходит Паша Воля выступать, вот пусть за свои монологи он и отвечает. В какой-то момент я понял, что ребята с успехом с этой задачей справляются и без меня. И стендап, я еще раз повторюсь, – это наиболее удобная форма существования для юмориста. По крайней мере, для меня в данный период жизни.
Это наиболее удобная форма существования для юмориста, но хороший ли это способ заработка для юмориста? Я не был на стендапах ваших, к сожалению, надеюсь в следующем году побывать. Пишут, что они проходят при полных залах. Может ли так получиться, что вы скажете всем остальным: «Катитесь вы, я все, я стендапер».
Нет, я так не скажу, потому что уж для чего, а для финансового эффекта я этим не занимаюсь. Это не такие частые концерты, полные залы не принесут миллионы рублей. Заниматься стендапом, чтобы заработать денег и все, – это совсем глупо. Юмором заниматься глупо ради денег. Если ты занимаешься этим ради денег, у тебя в жизни ничего никогда не получится. Если ты будешь выступать хорошо, шутить смешно – люди тебя полюбят, а деньги к тебе прилетят сами. В обратную сторону эта формула не действует.
Полные залы есть, но, к сожалению, очень тяжело выступать одному два часа и ездить по городам, поэтому количество концертов, естественно, ограничено. А стендап-клубы, в которых я выступаю в Москве, в частности StandUp Store, который на Петровке, там, конечно, ни о каком астрономическом гонораре речи не идет. Там гонорар очень скромный, скорее даже символический.
Хорошо, не буду спрашивать какой, потому что я не Юрий Дудь.
Я Дудю тоже не скажу.
Ваш стендап-тур, который уже завершился, – вы вернулись другим человеком оттуда?
Новый Мартиросян вернулся, с новым опытом. Завершились не только концерты, но еще и съемки завершились – мы еще сняли для ТНТ мой стендап из двух частей. Я хотел бы сказать отдельную благодарность генеральному партнеру – группе компаний «Ташир» и лично Самвелу Саркисовичу Карапетяну за поддержку и помощь не только в концертном туре, но и в съемках телевизионной программы для ТНТ.
Еще чуть-чуть про деньги. Вот ваши коллеги Павел Воля и Михаил Галустян до сих пор появляются в списках журнала Forbes.
Да? Печатают их?
А вас там почему-то не видно с 2012 года. Вы на что все тратите?
Я начал платить Forbes, чтобы меня не печатали. Мне начали приходить из налоговой письма.
Во-первых, я скажу, что Forbes печатает списки людей-богачей и прочих раздражающих общественность лиц вне всяких договоренностей с этими лицами и не ставит их в известность. Я сам, когда увидел себя в Forbes, был крайне удивлен. Я в одном интервью уже говорил об этом. Я помню точно цифру, которую написали про Тимура Батрутдинова, что он заработал в 2011 году 2 млн 900 тысяч долларов. При этом всю зарплату Тимуру и мне в то время платил телеканал ТНТ и Comedy Club Production. Мы очень точно знали, кто сколько зарабатывает. Было очень смешно.
Зарплата зарплатой, а все-таки человек ездит на корпоративы.
Это учитывается, конечно. Но Forbes делает так: «Сколько у них, возможно, будет корпоративов в этом году? Наверное, 50. Умножим это на 100 тысяч долларов (ведь у них явно такой гонорар) – вот, 20 миллионов долларов. А еще, наверное, 10 скрыл – 30 миллионов». Во-вторых, действительно с 2012-2013 года я очень неактивно участвую во всех телевизионных событиях. Я думаю, что Паша и Миша значительно богаче, чем я.
Все же вопрос: на что же вы тратите? Говорят, что у вас есть зеленый Lamborghini. Это правда?
Нет. У меня нет такого дурного вкуса. Мне кажется, что Lamborghini в 2019 году – это как золотой зуб у артиста. Это нужно рэперам, которые на понтах, у которых это часть имиджа, или миллиардерам. Допустим, живет миллиардер в Монте-Карло, у него есть Rolls-Royсe для поездок и есть еще выходная машина – в субботу сгонять в Канны.
Как будто про себя рассказываете.
Да, я рассказываю про свой сон сегодняшний. А жить в Москве, заниматься юмором, работать на ТНТ, покупать зеленый Lamborghini и гордо на нем разъезжать – это дурновкусие. Я никогда в жизни не потратил бы такие деньги на эту машину. У меня Range Rover, который стоит примерно раз в десять дешевле, чем зеленый Lamborghini, но я считаю, что он раз в десять лучше: удобнее и комфортнее.
А на что тратите больше всего денег? На книги?
На путешествия. На книги я не трачу таких денег, а хотел бы. Я начал собирать библиотеку – тут грянул интернет. Выяснилось, что я все читаю в интернете, библиотека никому не нужна. Я купил огромный красивый книжный шкаф из черного дерева, в нем где-то сбоку наверху лежат шесть наивных книг: Бунин, Куприн, Пушкин. А по моей задумке должно было быть дальше – Булгаков, Набоков. Еще четыре англоязычные книги для дочки, она учит английский язык. Там «Сияние» Стивена Кинга, «Портрет Дориана Грэя», «Крестный отец» на английском. Очень маленькая, скромная коллекция. И такой мощный Wi-Fi.