Марина Лошак о глобальном тренде на нишевое неочевидное искусство

СНОБКультура

Галерист Марина Лошак: Выход из зоны комфорта — важный этап взросления души

В рамках проекта «Индустрия» соучредитель фонда «Новые коллекционеры» и бывший директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак рассказала «Снобу» о глобальном тренде на нишевое неочевидное искусство и о том, почему современный музей должен быть полем экспериментов

Беседовала Юля Крюкова

Марина Лошак. Фото: Борис Захаров

Куратор, галерист и бывший директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак — человек, чьи заслуги и профессиональные компетенции в сфере искусства в России переоценить сложно. После десятилетнего руководства одним из важнейших российских музеев Марина Лошак продолжает создавать пространство диалога между всеми участниками культурных процессов, в числе ее новых проектов — Фонд поддержки и развития современного коллекционирования «Новые коллекционеры», а также работа в команде петербургского музея «Полторы комнаты».

Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь, что находится в фокусе вашего внимания после ухода из ГМИИ им. А. С. Пушкина?

Моя новая жизнь после ухода из музея, безусловно, очень привлекательна для меня просто потому, что она новая, а это всегда очень классно. Протекает она довольно разнообразно. Сначала я сделала первый шаг в сторону места, в которое была влюблена: присоединилась к команде музея «Полторы комнаты» — и это можно сравнить с моментом, когда человек вступает в какое-то другое состояние — тотальной любви, счастья без изъянов. Здесь соединилось все: и любимый поэт, и мое филологическое образование, и мое литературное прошлое (первое место работы Марины Лошак — Одесский литературный музей, где она была экспозиционером. — Прим. ред.).

Такое бывает не часто, и со мной случилось именно это: я нашла свое место, в котором мне абсолютно, стопроцентно комфортно, которое мое, как будто бы я его делала или как будто бы я его придумывала, как будто так всегда было. Наверное, потому что люди, которые там собрались, — это мои люди. Человек, который поддерживает это место своим стопроцентным участием — и моральным, и физическим, и материальным, — Максим Левченко. Саша Бродский — мой друг, художник, архитектор, которым я всю жизнь восхищалась и с которым была счастлива работать, и много работала.

Кроме того, есть вещи, которые я не могу не осуществить просто потому, что мне очень хочется поделиться тем, что я знаю, чему уже научилась за это время и через что прошла, и в том числе через сложные моменты. Я стараюсь помогать всем тем, кого люблю и кто, мне кажется, ценен для нашего общества. Просто помогать. Из желания объединить своих давних и недавних друзей в одну команду, для того чтобы помогать больше, лучше и завоевывать новые пространства, появился фонд «Новые коллекционеры». Я рада, что к моему огромному списку действительно моих друзей, товарищей, людей, которых я люблю и которым симпатизирую, прибавляется не менее обширный список тех, кого я узнаю впервые и кто мне ужасно интересен, и это в основном очень молодые люди.

Вы очень воодушевляющее про все это говорите. Расскажите о молодых людях, которые особенно вдохновляют в сфере культуры и искусства вас сегодня.

Надо признаться, что есть люди, на которых я смотрела, может быть, не как на партнеров, а немного издали, как «свадебный генерал», когда была директором музея. Вообще, все мои посещения Петербурга — это были приезды «свадебного генерала», который там посещает другие музеи, разговаривает с директорами, о чем-то договаривается.

Фото: Ольга Наседкина

Это совсем другое впечатление о городе. А когда ты приезжаешь нормальным человеком, видишь то, чего не видел никогда раньше и даже не представлял, — это меняет картину мира. Вот так произошло и происходит у меня с Петербургом до сих пор. То же самое в Москве, Нижнем Новгороде, Суздале, Владимире — проявляется художественная жизнь, и внутри нее я вижу много талантливых людей. В Петербурге их действительно много, один из них — Михаил Иванов, который создал фантастическое пространство «Подписные издания». Абсолютно им восхищаюсь. Кстати, «Полторы комнаты» и «Подписные издания» — это предельно родственные структуры с похожим духом. Катя Пантелеева, которая занимается нашим книжным магазином, пришла из «Подписных изданий». Восхищаюсь ребятами, которые развивают «Стрит-арт хранение» на территории Севкабель Порта, серьезностью их подхода и уважением к художникам, которые занимаются уличным искусством. Восхищаюсь также и коллекционерами, которые за этим стоят. Я с большим уважением отношусь к вообще коллекционерам и тому, как они сейчас активно поддерживают молодое искусство, просто потому что его нужно поддерживать.

Молодое искусство — одна из самых ярких тем, наверное, сейчас в любом разговоре об арт-индустрии. Часто слышу от профессионалов рынка, что повышенное внимание к молодым художникам просматривается не только в России, это общемировой тренд. Как вам кажется, с чем это связано?

Люди устали от устоявшегося, старого, ждут свежих высказываний новых лиц. Вообще ждут чего-то другого, и, честно говоря, это другое должно появиться. Не с точки зрения технологии или формата, а с точки зрения отношения к миру — искусство как нельзя лучше отражает это. Во всем мире в последние год стал очевиден — если опустить территорию жесткой коммерции каких-то глобальных галерей — большой интерес к нишевому. Внимание ко всему маленькому, локальному, неочевидному, требующему поддержки — для того, чтобы у этих скромных вещей была возможность роста.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу

Как Вертинский прожил несколько жизней и предвосхитил куртуазных маньеристов

СНОБ
Социальный конструктор: как регулировать платформенную экономику Социальный конструктор: как регулировать платформенную экономику

Как найти подход к регулированию платформенной занятости?

Forbes
Славная традиция: когда и зачем был построен пряничный домик Славная традиция: когда и зачем был построен пряничный домик

Зачем на новый год собирают пряничные домики?

ТехИнсайдер
Я к 30 годам исполнил желание стать крутым дядькой Я к 30 годам исполнил желание стать крутым дядькой

Дмитрий Кузнецов озолотил всю рэп-индустрию

Собака.ru
Как научиться принимать комплименты Как научиться принимать комплименты

Почему бывает трудно принимать комплименты и как с этим справиться

Inc.
Ты точно его слушаешь: Кто такой MACAN? Ты точно его слушаешь: Кто такой MACAN?

Чем MACAN так нас всех зацепил?

ЖАРА Magazine
Какой должна быть яркость экрана смартфона, чтобы изображение всегда было хорошо видно Какой должна быть яркость экрана смартфона, чтобы изображение всегда было хорошо видно

Пиковая яркость — реальная характеристика или маркетинговый термин?

CHIP
Почему мы думаем, что не заслуживаем счастья: 6 причин Почему мы думаем, что не заслуживаем счастья: 6 причин

Откуда берется это ощущение — «я недостоин хорошей жизни/благополучия»?

Psychologies
Палеоботаники описали похожее на ершик дерево возрастом 350 миллионов лет Палеоботаники описали похожее на ершик дерево возрастом 350 миллионов лет

Необычная форма кроны помогала этому виду деревьев эффективнее поглощать свет

N+1
Наталья Метелица Наталья Метелица

Наталья Метелица придумывает гениальные иммерсивные выставки

Собака.ru
Как сделать покрытие любой сковородки антипригарным: лайфхак, которым пользовались еще советские хозяйки Как сделать покрытие любой сковородки антипригарным: лайфхак, которым пользовались еще советские хозяйки

Есть несколько способов сделать любую сковороду антипригарной дома

ТехИнсайдер
Как защитить электрооборудование в доме от перепадов напряжения? Как защитить электрооборудование в доме от перепадов напряжения?

Как избежать выхода из строя электрооборудования при перепадах напряжения?

CHIP
Едем дома Едем дома

Автомобилизация жилища и одомашнивание автомобиля

Автопилот
Лазанья Лазанья

Лазанья — паста с долгой историей, хотя часто ее даже не воспринимают как пасту

Bones
CERN разрабатывает роботов-собак для работы в подземных лабиринтах Большого адронного коллайдера CERN разрабатывает роботов-собак для работы в подземных лабиринтах Большого адронного коллайдера

Новый робот-собака очень нужен: он может пройти там, где другие роботы не могут

ТехИнсайдер
Пиковая яркость экрана смартфона: есть ли в ней смысл Пиковая яркость экрана смартфона: есть ли в ней смысл

Что такое пиковая яркость экрана смартфона?

ТехИнсайдер
А часики тикают А часики тикают

Признаки раннего старения организма

Лиза
Звездная пыль. Как Виктор Цой стал легендой Звездная пыль. Как Виктор Цой стал легендой

«Сноб» рассказывает культовую историю жизни Виктора Цоя

СНОБ
Не хлебом единым Не хлебом единым

Почему агробизнес считает важными инвестиции в социальные проекты

Агроинвестор
От первого лица: какие киберугрозы ждут нас в 2024 году От первого лица: какие киберугрозы ждут нас в 2024 году

Основные тренды, явления и события в области киберугроз

Forbes
Когда и как нужно мыть машину? Когда и как нужно мыть машину?

Как лучше всего мыть машину?

4x4 Club
Малиновый фреш и стеклянные дожди: самые необычные факты о космосе или что еще скрывает от нас необъятная Вселенная Малиновый фреш и стеклянные дожди: самые необычные факты о космосе или что еще скрывает от нас необъятная Вселенная

Невероятных факты о космосе, которые заставят задуматься об удивительном мире

ТехИнсайдер
Вы — Дюма с Венерой во Льве: пятиминутный путеводитель по способам типирования личности Вы — Дюма с Венерой во Льве: пятиминутный путеводитель по способам типирования личности

Соционика, астрология, психоматрица: по чему именно сходят с ума доверчивые люди

Правила жизни
Как сделать маленькую спальню больше: 12 простых лайфхаков Как сделать маленькую спальню больше: 12 простых лайфхаков

Что может сделать спальню визуально больше?

VOICE
Холст, масло, крик Холст, масло, крик

20 фактов про самую известную картину Эдварда Мунка

Weekend
MAXIM поговорил с Ришелье из фильма «Три мушкетёра: Миледи» MAXIM поговорил с Ришелье из фильма «Три мушкетёра: Миледи»

Что в французских фильмах о Мушкетерах особенного, объясняет актер Эрик Руф

Maxim
Голубые глаза оказались лучше приспособлены к тусклому свету по сравнению с карими Голубые глаза оказались лучше приспособлены к тусклому свету по сравнению с карими

Цвет радужки у людей влияет на то, как глаза воспринимают свет

N+1
18+: 5 самых интересных эротических романов последних лет 18+: 5 самых интересных эротических романов последних лет

Подборка книг, авторы которых не боятся писать об интригующих сторонах отношений

Maxim
Я — сноб: актер Аскар Ильясов Я — сноб: актер Аскар Ильясов

Аскар Ильясов рассказал о синергии, умении включать эмпатию и о «Наполеоне»

СНОБ
Великое чаепитие Великое чаепитие

И сегодня Великий чайный путь не забыт – по нему путешествуют туристы

Лиза
Открыть в приложении