Марина Лошак о глобальном тренде на нишевое неочевидное искусство

СНОБКультура

Галерист Марина Лошак: Выход из зоны комфорта — важный этап взросления души

В рамках проекта «Индустрия» соучредитель фонда «Новые коллекционеры» и бывший директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак рассказала «Снобу» о глобальном тренде на нишевое неочевидное искусство и о том, почему современный музей должен быть полем экспериментов

Беседовала Юля Крюкова

Марина Лошак. Фото: Борис Захаров

Куратор, галерист и бывший директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак — человек, чьи заслуги и профессиональные компетенции в сфере искусства в России переоценить сложно. После десятилетнего руководства одним из важнейших российских музеев Марина Лошак продолжает создавать пространство диалога между всеми участниками культурных процессов, в числе ее новых проектов — Фонд поддержки и развития современного коллекционирования «Новые коллекционеры», а также работа в команде петербургского музея «Полторы комнаты».

Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь, что находится в фокусе вашего внимания после ухода из ГМИИ им. А. С. Пушкина?

Моя новая жизнь после ухода из музея, безусловно, очень привлекательна для меня просто потому, что она новая, а это всегда очень классно. Протекает она довольно разнообразно. Сначала я сделала первый шаг в сторону места, в которое была влюблена: присоединилась к команде музея «Полторы комнаты» — и это можно сравнить с моментом, когда человек вступает в какое-то другое состояние — тотальной любви, счастья без изъянов. Здесь соединилось все: и любимый поэт, и мое филологическое образование, и мое литературное прошлое (первое место работы Марины Лошак — Одесский литературный музей, где она была экспозиционером. — Прим. ред.).

Такое бывает не часто, и со мной случилось именно это: я нашла свое место, в котором мне абсолютно, стопроцентно комфортно, которое мое, как будто бы я его делала или как будто бы я его придумывала, как будто так всегда было. Наверное, потому что люди, которые там собрались, — это мои люди. Человек, который поддерживает это место своим стопроцентным участием — и моральным, и физическим, и материальным, — Максим Левченко. Саша Бродский — мой друг, художник, архитектор, которым я всю жизнь восхищалась и с которым была счастлива работать, и много работала.

Кроме того, есть вещи, которые я не могу не осуществить просто потому, что мне очень хочется поделиться тем, что я знаю, чему уже научилась за это время и через что прошла, и в том числе через сложные моменты. Я стараюсь помогать всем тем, кого люблю и кто, мне кажется, ценен для нашего общества. Просто помогать. Из желания объединить своих давних и недавних друзей в одну команду, для того чтобы помогать больше, лучше и завоевывать новые пространства, появился фонд «Новые коллекционеры». Я рада, что к моему огромному списку действительно моих друзей, товарищей, людей, которых я люблю и которым симпатизирую, прибавляется не менее обширный список тех, кого я узнаю впервые и кто мне ужасно интересен, и это в основном очень молодые люди.

Вы очень воодушевляющее про все это говорите. Расскажите о молодых людях, которые особенно вдохновляют в сфере культуры и искусства вас сегодня.

Надо признаться, что есть люди, на которых я смотрела, может быть, не как на партнеров, а немного издали, как «свадебный генерал», когда была директором музея. Вообще, все мои посещения Петербурга — это были приезды «свадебного генерала», который там посещает другие музеи, разговаривает с директорами, о чем-то договаривается.

Фото: Ольга Наседкина

Это совсем другое впечатление о городе. А когда ты приезжаешь нормальным человеком, видишь то, чего не видел никогда раньше и даже не представлял, — это меняет картину мира. Вот так произошло и происходит у меня с Петербургом до сих пор. То же самое в Москве, Нижнем Новгороде, Суздале, Владимире — проявляется художественная жизнь, и внутри нее я вижу много талантливых людей. В Петербурге их действительно много, один из них — Михаил Иванов, который создал фантастическое пространство «Подписные издания». Абсолютно им восхищаюсь. Кстати, «Полторы комнаты» и «Подписные издания» — это предельно родственные структуры с похожим духом. Катя Пантелеева, которая занимается нашим книжным магазином, пришла из «Подписных изданий». Восхищаюсь ребятами, которые развивают «Стрит-арт хранение» на территории Севкабель Порта, серьезностью их подхода и уважением к художникам, которые занимаются уличным искусством. Восхищаюсь также и коллекционерами, которые за этим стоят. Я с большим уважением отношусь к вообще коллекционерам и тому, как они сейчас активно поддерживают молодое искусство, просто потому что его нужно поддерживать.

Молодое искусство — одна из самых ярких тем, наверное, сейчас в любом разговоре об арт-индустрии. Часто слышу от профессионалов рынка, что повышенное внимание к молодым художникам просматривается не только в России, это общемировой тренд. Как вам кажется, с чем это связано?

Люди устали от устоявшегося, старого, ждут свежих высказываний новых лиц. Вообще ждут чего-то другого, и, честно говоря, это другое должно появиться. Не с точки зрения технологии или формата, а с точки зрения отношения к миру — искусство как нельзя лучше отражает это. Во всем мире в последние год стал очевиден — если опустить территорию жесткой коммерции каких-то глобальных галерей — большой интерес к нишевому. Внимание ко всему маленькому, локальному, неочевидному, требующему поддержки — для того, чтобы у этих скромных вещей была возможность роста.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Коллекционер Антон Козлов: На картине можно изображать любую крамолу Коллекционер Антон Козлов: На картине можно изображать любую крамолу

Коллекционер Антон Козлов — про табу в современном искусстве и страхе перед ним

СНОБ
«Тайное влечение»: артхаусное кино о токсичных отношениях и профессиональных амбициях «Тайное влечение»: артхаусное кино о токсичных отношениях и профессиональных амбициях

«Тайное влечение»: неровная, но живая и чувственная история о взрослении

Forbes
«Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США» «Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США»

Как Рузвельт убедил американцев вступить в Вторую Мировую войну

N+1
Что делают стюардессы, пока пассажиры спят: 5 интересных фактов Что делают стюардессы, пока пассажиры спят: 5 интересных фактов

Что происходит в самолете, когда пассажиры засыпают?

ТехИнсайдер
«Вселенная 25» — страшный эксперимент, который показал, что станет с человечеством, если создать «рай на Земле» «Вселенная 25» — страшный эксперимент, который показал, что станет с человечеством, если создать «рай на Земле»

Джон Кэлхун доказал: удовлетворение всех потребностей человека ведет к гибели

ТехИнсайдер
Женская линия Женская линия

Приглашенных главреда у нас сегодня два. Вернее, две: Юлия и Анна Пересильд

Psychologies
Мертвые жабы и бинты: как женщины справлялись с менструациями до появления современных средств личной гигиены Мертвые жабы и бинты: как женщины справлялись с менструациями до появления современных средств личной гигиены

Как женщины справлялись с этими периодами до изобретения первых прокладок

ТехИнсайдер
Я — сноб: художник Егор Кошелев Я — сноб: художник Егор Кошелев

Художник Егор Кошелев — об опасности снобизма в искусстве

СНОБ
Обитатели пояса Койпера Обитатели пояса Койпера

Какие ещё небесные тела оказались в далёком поясе Койпера?

Наука и жизнь
«К 2030 году мы качественно изменим конъюнктуру рынка» «К 2030 году мы качественно изменим конъюнктуру рынка»

Алексей Волков — о трудностях реализации туристических проектов

Монокль
Что нужно знать о «первой кисти Политбюро» Дмитрии Налбандяне Что нужно знать о «первой кисти Политбюро» Дмитрии Налбандяне

«Сноб» рассказывает о творческом пути Дмитрия Налбандяне через его фотографии

СНОБ
Совсем рядом Совсем рядом

На самом деле мы хотим близости. Что это такое и как создать ее в паре?

VOICE
Эксперт не стала скрывать, почему в кинотеатрах так много «плохих фильмов» Эксперт не стала скрывать, почему в кинотеатрах так много «плохих фильмов»

Действительно ли качество фильмов в кинотеатрах ухудшилось?

ТехИнсайдер
Потустороннее ископаемое Потустороннее ископаемое

«Спуск в бездну»: клаустрофобический ретрохоррор о столкновении с древним злом

Weekend
«Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса: стимпанк-фантазия про эмансипацию, номинированная на 10 «Оскаров» «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса: стимпанк-фантазия про эмансипацию, номинированная на 10 «Оскаров»

Почему «Бедных-несчастных» Лантимоса не стоит игнорировать

Правила жизни
Вещь в себе. Тест-драйв гибрида Tank 500 Urban Вещь в себе. Тест-драйв гибрида Tank 500 Urban

Tank 500 Urban — самый практичный внедорожник из представленных в России

СНОБ
Тактильные часы Готфрида Вильгельма Лейбница Тактильные часы Готфрида Вильгельма Лейбница

Текст и рисунки рукописи Лейбница относятся к часам оригинальной конструкции

Наука и жизнь
Археологи свили веревки по палеолитической технологии Археологи свили веревки по палеолитической технологии

Археологи исследовали 35-тысячелетний выпрямитель с отверстиями

N+1
Что такое стрессоустойчивость и как ее развить: советы психологов Что такое стрессоустойчивость и как ее развить: советы психологов

Как действительно стать устойчивым к стрессу?

РБК
Призраки в мешке Призраки в мешке

«Нечисть»: крепкий подвальный хоррор на основе успешной короткометражки

Weekend
Что нам в детстве запрещали родители: 6 самых частых ограничений Что нам в детстве запрещали родители: 6 самых частых ограничений

Наши читатели вспоминают о запретах из прошлого и делятся историями

Psychologies
Домашний мастер Домашний мастер

Что должен мужчина делать по дому: обязанности, которые он выполнит лучше тебя

Лиза
Марина Орлова: «Мне интересно делать то, чего еще не было» Марина Орлова: «Мне интересно делать то, чего еще не было»

Топ-менеджер Марина Орлова — об управлении и устойчивом развитии

Bones
Гостиничный бум в режиме «подвиг» Гостиничный бум в режиме «подвиг»

В России планируется кардинальным образом изменить индустрию гостеприимства

Монокль
Новая стратегия против атаки клонов Новая стратегия против атаки клонов

При всех успехах медицины аутоиммунные заболевания пока не поддаются терапии

Монокль
Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был» Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был»

Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди!

Коллекция. Караван историй
Алирокумаб оказался эффективен и безопасен для детей с семейной гиперхолестеринемией Алирокумаб оказался эффективен и безопасен для детей с семейной гиперхолестеринемией

Алирокумаб эффективно снижает уровень холестерина у детей с гиперхолестеринемией

N+1
Грязные танцы Грязные танцы

Квадроцикл — ключ, открывающий двери в мир грязных наслаждений

Men Today
Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой» Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой»

«На третьих «Сватах» я влюбилась в Федора Добронравова. Но зря я открылась ему»

Караван историй
Google Deepmind: ИИ обладает способностью к самопознанию, нужно только правильно его спросить Google Deepmind: ИИ обладает способностью к самопознанию, нужно только правильно его спросить

Ученые предложили новую систему промтов, которую назвали «самопознание»

ТехИнсайдер
Открыть в приложении