Несущая смерть
Миф о Медузе Горгоне, обращающей людей в камень, оставил след во многих культурах (и даже в древнерусской). Как именно Горгона обращала людей в камень и могло ли существовать подобное «биооружие» с точки зрения современной науки?
Большинство туристов приходят на набережную Мойки к Первому Инженерному мосту, который соединяет остров Летний сад и Спасский остров, посмотреть на маленькую статую Чижика-Пыжика. Однако мост примечателен не только этим. Обратите внимание на решетку его перил, спроектированную генерал-лейтенантом Пьером Базеном по рисунку Людвига Шарлеманя (оба французы, но служили России). Столбы решетки выполнены в виде ликторских пучков, на которых укреплены мечи и щиты с изображением головы Медузы Горгоны. Подобные горгонеоны («принадлежащие Горгоне») есть и на садовых решетках Летнего сада, и на многих зданиях города. В период античности горгонейонами украшали здания и предметы, в том числе монеты, неспроста – их использовали в качестве оберегов. В искусстве Нового времени горгонейон стал популярным декоративным мотивом.
Проклятие Афины
Медуза Горгона – одна из трех сестер-горгон, чудовищ с женским лицом и змеями вместо волос. Кстати, изначально ее звали Медуса (с ударением на «е» – от греческого «защитница, повелительница»). Ее сестер звали Сфено и Эвриала. Взгляд на их лица (или их взгляд) обращал человека в камень. В мифе Медуза Горгона была убита героем Персеем.
Овидий в «Метаморфозах» так описывает историю Горгоны: Медуза была прекрасной девушкой с красивыми волосами. Бог Посейдон, превратившись в птицу, изнасиловал ее в храме богини Афины, куда Медуза бросилась в поисках защиты. Боги разгневались на Медузу за осквернение храма и приказали Афине наказать ее. Та превратила волосы девушки в змей, а лицо сделала настолько ужасным, что один взгляд на него превращал смотрящего в камень. Поведение богини вызывает удивление, однако нужно помнить, что древние греки и римляне не считали своих богов моральными образцами для подражания. Афину не волновало, что Посейдон взял Медузу силой – действия бога не являются преступными. Она наказывает смертную женщину – за то, что та, пусть и не по своей воле, осквернила храм.
Надо учитывать, что Овидий очень вольно излагал мифы. Самая древняя из сохранившихся версий мифа о Медузе взята из поэмы «Теогония», которая была написана примерно в VIII веке до н. э. поэтом Гесиодом, то есть чуть ли не за тысячу лет до Овидия. Там нет речи о насилии: соединение Медузы и Посейдона происходит вполне полюбовно.
Скорее всего, сам миф про Медузу был придуман на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры, чтобы объяснить страшный лик чудовища, изображение которого тогда широко использовалось как оберег. На древнегреческих мозаиках Александр Македонский изображен с Медузой Горгоной на доспехах. Ее образ много столетий присутствовал в различных культурах, например, в древнерусской Горгона была на амулетах-змеевиках вплоть до XV–XVI веков.
Ну кто так смотрит?
И тут возникает вопрос: почему наши предки решили, что изображение Медузы – удачная история для оберега? Чей взгляд делает оберег убийственным – самой Горгоны или змей, что заменили ей волосы? Ответ кажется очевидным: если Горгона умела убивать взглядом, то змеи ей бы уже не были нужны. Можно возразить, что Горгона с такой заменой волос страшнее выглядит. Однако если всякий, кто ее увидел, обречен на моментальное превращение в каменное изваяние, то зачем перед смертью пугать еще какими-то змеями? Поэтому можно предположить, что именно змеи превращают в камень всех, кто рискнет оказаться рядом с живой Медузой, а также пугают тех, кто приближается к ее изображению (а вдруг оживут?).