Вок из машины
Доставка еды — наиболее успешный из всех сторонних бизнесов Uber. Но впечатлит ли его успех инвесторов перед IPO?
В 2008 году Uber впервые представил инвесторам план создания службы перевозок, работающей по мобильному приложению, но только в предпоследнем слайде презентации сообщалось, что доставка может стать дополнительным источником дохода. Десять лет спустя доставка уже не выглядит необязательным дополнением к основному бизнесу. Согласно расчетам CEO компании Дары Хосровшахи, в этом году Uber Eats доставит еды примерно на $10 млрд, а годом ранее доставил на $6 млрд. Uber забирает 30% чека, берет сбор за доставку и платит водителям. В этом году Uber Eats может заработать как минимум $1 млрд, примерно 7–10% от общей выручки компании, то есть Uber Eats уже входит в число самых крупных доставщиков еды на планете и занимает второе место в США после Grubhub (порядка $1 млрд выручки за 2018-й), опережая конкурентов из Caviar, Postmates и DoorDash.
Дополнительные калории и впрямь не повредили бы Uber. Базирующаяся в Сан-Франциско компания теряет деньги и в ходе последнего раунда инвестиций в августе 2018 года была оценена в $76 млрд. Банкиры надеются, что в ходе намеченного на этот год IPO оценка возрастет до $120 млрд. Проблема, однако, в том, что основной бизнес Uber, связанный с перевозками, никак не может столько стоить. Взрывной рост уже подает признаки замедления, к тому же сервис такси столкнулся с трудностями на международном уровне: подразделение в Китае, а также доли в аналогичных сервисах в Юго-Восточной Азии пришлось продать местному конкуренту Didi Chuxing в августе 2016 года. Подразделение, занимавшееся автономными автомобилями, которые когда-то считались решением проблемы растущих расходов на водителей, заморозило испытания и уволило работников, после того как автономный автомобиль Uber задавил пешехода в марте 2018 года. Теперь, когда предстоит объяснять инвесторам, почему нужно вкладывать в Uber, а не в его конкурента Lyft, аргументом служит Uber Eats.
«Когда я только пришел в Uber, компания, кажется, гораздо больше ассоциировалась с вызовом перевозчиков, а Eats был такой любопытной забавой, — говорит Хосровшахи, возглавивший компанию в августе 2017 года. — С тех пор Eats рванул, став действительно значимым бизнесом». Но, несмотря на рост, Uber Eats теряет много денег, и даже Хосровшахи не знает, когда подразделение станет прибыльным. Потенциальным инвесторам Uber придется решать: доставка еды — это разумная ставка на будущий рост или бесперспективная затея на переполненном рынке?
Этот вопрос знаком Джейсону Дроги, 40-летнему протеже бывшего главы компании Трэвиса Каланика. Дроги управляет Uber Eats с момента основания в 2014 году, и, пожалуй, самые критические отзывы, на которые ему пришлось реагировать, исходили от инвесторов Uber до выхода на биржу. Они опасались, что компания собирается повторить ошибки неудачников времен Web 1.0 вроде Webvan, которая потратила более $700 млн, пытаясь «переизобрести» доставку продуктов в конце 1990-х, и Kozmo.com, потратившей почти $300 млн, чтобы доставлять видеоигры и промтовары. Дроги отмахивается от таких сравнений и от конкурентов. «Мир говорил нам, что это пространство переполнено. А мы исходим из предположения, что это не так», — говорит он.