Шоу большого диаметра
Основной поставщик труб для «Транснефти» добывает рыбу на Сейшелах и продюсирует «Дом-2».
В столичном стрип-клубе Dolls на Красной Пресне в мигающем свете крутилась на шесте темноволосая красавица. В кресле перед ней сидел мужчина властного вида, как много лет спустя вспоминала танцовщица, он был завсегдатаем заведения и платил ей по $1000 за ночное выступление. В октябре 1997 года предприниматель Александр Карманов открыл собственный клуб «Грезы» на Долгоруковской улице. В клуб к нему ходили очень состоятельные люди, олигархи, вспоминал экс-директор «Грез» Андрей Ермонин. Карманов быстро обрастал полезными знакомствами. Двадцать лет спустя он строит нефтепроводы, возит по железной дороге трубы большого диаметра, добывает рыбу у Сейшельских островов и продюсирует «Дом-2». Контракт на поставку труб большого диаметра на 49,1 млрд рублей позволил Александру Карманову стать №7 в списке Forbes «Короли госзаказа».
Вокруг трубы
Биография Карманова известна лишь в общих чертах. Родился он в городе Курчатове Курской области, с детства занимался дзюдо и получил звание кандидата в мастера спорта. В начале 2000-х стал спонсором борцовского клуба «Явара-Нева», в котором Владимир Путин избран почетным президентом. Карманов не ответил на звонки Forbes и через секретарей отказался от интервью.
В 2002 году он возглавил компанию «Фирма Химсервис», она принадлежала миллиардеру Зиявудину Магомедову и была одним из основным поставщиков труб большого диаметра «Газпрому». Магомедов на вопросы Forbes не ответил. В России такие трубы тогда почти не производились, «Фирма Химсервис» представляла интересы украинского Харцызского трубного завода (ХТЗ), входившего в «Метинвест Холдинг» самого богатого бизнесмена Украины Рината Ахметова. Собеседник Forbes на металлургическом рынке утверждает, что с Ахметовым Карманова познакомил композитор Игорь Крутой, земляк Ахметова и преданный болельщик принадлежащего ему донецкого футбольного клуба «Шахтер». Крутой отказался это комментировать: «Это не моя область бизнеса, я не хочу никого подводить». Совладелец «Метинвеста» Вадим Новинский говорит, что Карманов часто летал в Донецк на матчи и общался с руководством холдинга Ахметова. Одновременно структуры Карманова поставляли трубы с ХТЗ другому монополисту, госкомпании «Транснефть». Как вспоминает бывший топ-менеджер «Транснефти», на строительстве «Балтийской трубопроводной системы — 1», первая очередь которой была сдана в 2001 году, Карманов «закрывал почти весь объем» труб большого диаметра, за исключением немецкого и японского импорта, использовавшегося на особенно сложных участках.
В 2003 году Магомедов продал блокпакет «Фирмы Химсервис» компании «Поставка» миллиардера Бориса Ротенберга. А в апреле того же года в Москве была зарегистрирована трейдерская компания Leman Pipe, фактически представительство ХТЗ, и возглавил ее Карманов. В 2006 году его компания Business Technologies стала собственником 10% Leman Pipe. Этот трейдер поставлял трубы большого диаметра российским газовым и нефтяным компаниям. Российские нефтяники готовились тогда к строительству трубопроводов из Восточной Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, из Западной Сибири в Мурманск, а «Газпром» начинал изыскания для прокладки гигантского North Stream. Спрос на трубы большого диаметра быстро рос, и российские металлурги инвестировали в их производство. В 2003 году «Газпром» одобрил подготовленную Ассоциацией производителей труб программу развития отрасли. В следующие 10 лет российские трубники вложили в производство труб большого диаметра более $10 млрд и к 2013 году полностью закрыли потребности рынка.