Путь из Зазеркалья
Россия начинает восстанавливаться и уже способна противостоять небольшим мировым кризисам.
Успех порождает успех, и кому это лучше знать, как не Льюису Кэрроллу, автору знаменитой «Алисы в Cтране чудес». Однако мало кто знает, откуда появилось название следующей книги — «Алиса в Зазеркалье». Возможно, отгадку нам подскажет тот факт, что единственное заграничное путешествие Кэрролл совершил в Россию в 1867 году. И вот теперь я, назначенный ведущим экономистом Всемирного банка по России, пытаюсь описать российскую экономику и разгадать эту загадку. В первой статье для российского издания Forbes я хочу пообещать своим будущим читателям давать объективный взгляд на извилистую траекторию развития российской экономики. Мне кажется интересным, досадным, а иногда даже смешным то, что о российской экономике рассуждают без полутонов — она либо хорошая, либо плохая. Зеркало то розовое, то свинцово-серое. Поэтому обязуюсь быть объективным и основывать выводы на фактических данных, а если они недоступны, то на экономической теории. Разумеется, некоторые данные могут быть искаженными, а теория может вводить в заблуждение. Тем не менее данные и экономическая логика остаются нашей самой надежной защитой от человеческой субъективности.
Что происходило в российской экономике в 2017 году? Начнем с хороших новостей. После девяти кварталов непрерывного спада в 2014–2016 годах в этом году российская экономика начала восстанавливаться после рецессии, и это уже большое достижение. Всего два года назад экономика достигла дна, опустившись до уровня минус 2,8%, а сегодня плюс 1,7%. Разворот произошел благодаря трем факторам.
Первый — укрепление макроэкономической стабильности. Благодаря политике таргетирования инфляции Банка России она находится на самом низком уровне за всю историю наблюдений. Ее среднегодовой уровень не превышает 4%, это в три раза ниже, чем несколько лет назад. Если бы инфляционный тренд 2015 года сохранился, то тарелка салата оливье стоила бы сейчас не 312, а 402 рубля. Достаточное покрытие импорта (16 месяцев), высокий уровень международных резервов (свыше $420 млрд) и гибкий валютный курс помогают экономике справляться с внешними шоками. Госдолг составляет около 17% ВВП (в то время как в зоне евро почти 90%). Что касается дефицита бюджета (как консолидированного, так и федерального), то он едва превысит 2% ВВП по итогам года, что не свидетельствует о расточительности. А если учесть, что в России вводится обновленное бюджетное правило, то разговор о макроэкономике