Новоселье Абрамовича
Миллиардер объединяет три исторических особняка в Нью-Йорке.
В 1918 году американский сталелитейный магнат Эндрю Карнеги попал в тройку первого списка Forbes c состоянием $200 млн (эквивалентно нынешним $3,5 млрд), а через несколько лет обошел лидера Forbes Джона Рокфеллера и в конце жизни отдал 90% состояния на благотворительность. Но запомнился он еще и тем, что задал тон нынешним архитектурным изыскам — Карнеги первым начал объединять элитные особняки под одной крышей. Такие дома сейчас называют франкен-домами (Frankenmansion) по имени монстра Франкенштейна, который был создан из фрагментов неживых тел.
Спустя 100 лет после экспериментов Карнеги о них вспомнили нынешние миллиардеры — сооснователь Napster и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Шон Паркер (дома 36–40 West 10th Street), магнат фармацевтики Джон Страйкер (85–89 Jane Street), семья банкира Эдмонда Сафры (12–16 East 62nd Street), а также звезды — певица Мадонна (152–156 на East 81st Street) и актриса Сара Джессика Паркер (273–275 West 11th Street). Оценщик Джонатан Миллер считает, что состоятельные люди теперь хотят жить в городе, а не в пригороде, как это было заведено в последние десятилетия, поэтому миллиардерам приходится использовать творческий подход. Их архитекторы объединяют квартиры и особняки и даже выкапывают подземелья.
Яркий пример — лондонское поместье Witanhurst с подземной частью, сопоставимой с размером самого дома, его четырехлетняя реконструкция началась в 2008 году, как принято считать, в интересах российского миллиардера Андрея Гурьева.
В 2017 году другой богатый русский, миллиардер Роман Абрамович собрал франкен-дом в историческом квартале Нью-Йорка. Путь Абрамовича к новому жилью был тернист. Сначала он присмотрел себе другой дом и в 2014 году заключил предварительный договор на покупку за $75 млн трех из пяти квартир (три триплекса, дуплекс и пентхаус) роскошного 6-этажного особняка под номером 828 на 5-й Авеню с видом на Центральный парк. Миллиардер рассчитывал купить и оставшиеся две квартиры и объединить их в единое пространство площадью 900 кв. м: 22 гостиные, восемь спален, 15 ванных комнат, бальный зал, библиотека и терраса на крыше. План предусматривал возврат планировки особняка в первозданный вид, как он был построен в конце XIX века для угольного магната Эдварда Бервинда. Последним владельцем здания был Говард Ронсон, после его смерти оно отошло фонду попечителей наследства Ронсона и было выставлено на продажу. Но сделка не состоялась, так как вдова Ронсона Анджелика Иванц боялась продешевить. «Российский богач мог бы заплатить значительно больше», — заявила New York Post Иванц.