Монеты за любовь
Футбол переживает бум фанатских токенов. Что это: способ повысить стоимость клуба, новая PR-модель или рай для спекулянтов?
В конце января 2022 года ФК «Спартак» заключил партнерство с блокчейн-сервисом Socios, став первым российским клубом, объявившим о скором запуске фанатских токенов. Мода на них всего за пару лет охватила футбольные топ-клубы, команды по всему миру запускают свои криптомонеты. Но почему не всем болельщикам это нравится?
Альтернатива букмекерам
За последние полтора-два года криптовалютные компании начали работать со спортивными организациями, в том числе и с футбольными клубами. Ранее эта отрасль не была заметно представлена в спорте: топ-клубы и лиги работали с мировыми коммерческими брендами, клубы поменьше продавали рекламные поверхности локальным брендам. В последнее время выросли маркетинговые бюджеты на спорт №1 букмекерских контор.
Благодаря глобализации расстояния теряют значение. Например, китайская беттинговая компания была спонсором английского «Борнмута» российского бизнесмена Максима Демина. Российские букмекеры заключили контракты с ведущими клубами мира. И вроде бы все были счастливы. Однако в Европе уже прослеживается тренд на ограничение рекламных возможностей букмекеров. В Италии и Испании власти запретили рекламировать беттинг-партнеров на формах команд, а в Англии аналогичные ограничения могут ввести к следующему сезону. В моде призывы к ответственной игре и забота о здоровье и кошельках лудоманов. Это открывает доступ к футболу новым партнерам. В том числе и криптовалютным компаниям.
Особенно сильны позиции криптовалютных рекламодателей в Италии: семь ведущих клубов страны работают с организациями, напрямую или косвенно связанными с криптомиром. И контракты с ними больше, чем с предыдущими рекламодателями. «Мы заключили крупный договор с Binance в качестве основного спонсора. Это самый большой спонсорский контракт в истории «Лацио», по которому мы общались четыре месяца. Они хотят создать доверие к рынку. А спорт посылает такие сигналы для аудитории», — высказался в одном из интервью директор «Лацио» Марко Каниджиани по поводу контракта с компанией Binance.
У другого итальянского клуба, «Интера», титульный спонсор теперь тоже криптокомпания — Socios. Причем, в отличие от других организаций, Socios построила всю свою империю на взаимоотношениях со спортом, а также вывела в мейнстрим понятие «фанатские токены». Симптоматично, что на футболке миланского клуба новый спонсор заменил многолетнего партнера, представляющего классических спонсоров — производителя шин Pirelli.
«Спартак» в игре
Двадцать шестого января произошло историческое для российского спорта событие: «Спартак» объявил о соглашении с Socios. Это первое подобное партнерство в нашей стране. Правда, старт продаж фанатских токенов задерживается до конца марта — начала апреля. В клубе рассказали, что это не первый «подход» к Socios, а глобально идеи по сотрудничеству с платформами Fan Engagement в «Спартаке» начали обсуждать еще осенью 2020 года. До конкретных переговоров с платформой дошли спустя год. В ближайшие два месяца в клубе должны решить несколько важных вопросов: сколько монет $FCSM пустить в продажу, будут ли какие-то ограничения по числу токенов, которые можно купить. Цена токена на старте продаж будет €2, и это вполне обычная стоимость фанатских монет. Но главный вопрос: что же получат те, кто купит монеты?
В «Спартаке» отмечают, что сейчас рассматривается перечень возможных активностей, но конкретные планы «красно-белые» пока не раскрывают. «Наше партнерство — это не про владение акциями в их классическом понимании, это про спорт и вовлечение фанатов в жизнь клуба путем участия в маркетинговых активностях. Это является для нас ключевой задачей в рамках данного партнерства», — рассказывает руководитель направления продаж и маркетинга «Спартака» Рустам Махмутов. У Socios сейчас около 1,4 млн пользователей, так что гипотетически клубные монеты могут быть раскуплены активными клиентами платформы.