В доворелюционной России бурно развивался фото- и кинобизнес.

Forbes

Опыты / Кино

Старая пленка

В доворелюционной России бурно развивался фото- и кинобизнес.

Текст Максим Артемьев

В начале июля 1896 года молодой репортер «Нижегородского листка» писал в своей заметке: «Я был у Омона и видел синематограф Люмьера — движущиеся фотографии. Впечатление, производимое ими, настолько необычайно, так оригинально и сложно, что едва ли мне удастся передать его со всеми нюансами». С момента рождения кино в Париже у братьев Люмьер прошло лишь полгода, но жители волжских городов уже приобщались к новинке. Репортер «Листка» печатал и рассказы — под нарочито грубоватым псевдонимом «Максим Горький». К слову, его пасынок Юрий Желябужский стал одним из первых профессиональных русских кинооператоров, а жена Мария Андреева поучаствовала в создании отечественной киноиндустрии.

Новые ателье

Важнейшим изобретением XIX века наряду с телеграфом, железными дорогами и пароходами стала фотография. Мечта человечества о механическом воспроизведении образов окружающего мира была реализована в конце 30-х годов позапрошлого столетия во Франции изобретателями Нисефором Ньепсом и Луи Дагером, по имени которого первоначальный способ фотографирования получил название «дагеротипия».

С самого начала фотография создавалась как сугубо коммерческое предприятие. И сам Дагер, и его английский соперник Тальбот, предложивший альтернативный способ фотопечати, тщательно скрывали от публики секреты своего изобретения. Патентное право во Франции работало плохо, и Дагер добился от правительства получения ежегодной пенсии в 6000 франков для себя и 4000 для наследников скончавшегося к тому времени Ньепса. В обмен технология дагеротипии перешла в общественное достояние. Тальбот, напротив, пошел путем получения патента. Профессиональные студии платили ему £300 в год, любители — сперва £20, затем цена упала до £4 за получение лицензии на съемку и печать, что на первых порах замедлило распространение фотографии в Британии.

«Я был у Омона и видел синематограф Люмьера — движущиеся фотографии. Впечатление едва ли удастся передать»

К середине 1840-х годов фотопортретирование стало успешным бизнесом. По всему миру распространились дагеротипные ателье, а в США вырос целый город Дагеровиль со множеством студий. Теперь не нужно было платить немалые деньги художникам, чтобы получить свое изображение. Стало престижным заказывать портрет не у знаменитых живописцев, а у модных фотографов, например у Надара в Париже. В те годы Россия вовсе не была отрезана от европейского прогресса. Иосиф Гамель, российский ученый, выполнявший роль агента правительства по отслеживанию новейших технологий (он приложил руку и к телеграфу, и к железным дорогам), уже в 1839-м (год рождения фотографии, когда и Дагер, и Тальбот известили публику о своих изобретениях) прислал в Петербург подробные отчеты об открытии и сами аппараты. В 1840 году русский фотограф-самородок Алексей Греков уже основал в Москве «художественный кабинет» для тех, кто желает получить свой портрет «величиной с табакерку». Однако изобретатель оказался плохим дельцом и быстро прогорел, с долгами он не мог расплатиться до смерти. Это было типично для XIX века: многие прославленные фотографы, такие как француз Андре Дисдери или американец Мэтью Брейди, внесшие большой вклад в развитие своего искусства и бывшие одно время богачами, умирали в нищете, не выдержав конкуренции, когда их инновации становились достоянием многочисленных соперников.

Но как бы там ни было, вывеска «Фотография» стала в российских городах к 1860-м годам столь же обычной, как «Трактир» или «Пивная». Владельцами ателье часто становились бывшие художники, как, например, Андрей Деньер, но уже через поколение, напротив, художники начинали подрабатывать ретушерами у фотографов, как Крамской или Куинджи. Деньер и Сергей Левицкий стали первыми русскими фотографами, добившимися прочного успеха в 1850–1860-е годы. Оба снимали членов царской фамилии, ибо звание «фотографа их Императорских Величеств» служило наилучшей рекламой. Они же усиленно печатали портреты русских писателей, чьи имена были в центре внимания публики, и эти портреты пользовались большим спросом.

Поскольку аристократы подолгу жили во Франции, Левицкий открыл ателье и там. Газеты писали о нем: «Владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением, вполне артистическим, завален и там работой. В этом заведении приготовляется ежедневно до 1500 карточек, и все же далеко не все заказы удовлетворяются».

Владельцами фотоателье становились бывшие художники, но уже через поколение художники начинали подрабатывать ретушерами у фотографов, как Крамской или Куинджи

Много выдающихся фотографов вышли из иностранцев, которые заполнили открывшуюся рыночную нишу, — Карл Бергамаско, Карл Булла, Альфред Лоренс. Доход последнего превышал 15 000 рублей в год, и он считался скромным — Булла в зените своей славы имел более 250 000 рублей. Уже в 1870-е годы в Санкт-Петербурге насчитывалось 110 фотографических заведений. Дюжина карточек обходилась клиенту от 75 копеек до рубля. И лишь у «культовых» фотографов цена поднималась до 3–4 рублей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Собственное винодельческое хозяйство в России Собственное винодельческое хозяйство в России

Сколько стоит увлечение виноделием и как превратить его в бизнес?

Forbes
Переходим на газомотор Переходим на газомотор

Завод Урал активно работает над созданием автомобилей с двигателями на газомоторном топливе. Опытный образец «метанового» грузовика Ural Next CNG уже можно встретить на дорогах

АвтоМир
История с йоркширским акцентом История с йоркширским акцентом

Ричард III: реконструкция внешности и голоса покойного короля Англии

Дилетант
Hyundai Creta Hyundai Creta

Адаптация для России проведена, производство под Санкт-Петербургом запущено, продажи начались. Пора познакомиться с долгожданным кроссовером вживую. Пакуем чемоданы и отправляемся в Республику Алтай...

Quattroruote
Остров Александрова Остров Александрова

Бизнесмен, зарабатывающий миллиарды на десертах, строит новый бизнес на похудении.

РБК
Брючный бунт Брючный бунт

Мировая слава брючного ателье Ambrosi Napoli состоялась не благодаря, а вопреки традиции.

The Rake
Про картошку Про картошку

Еще лет 300 назад о картошке у нас и не слыхали

Дилетант
Citroen C4: Вторым темпом Citroen C4: Вторым темпом

Три года присутствия на российском рынке не были успешными для французского седана. Изменит ли ситуацию рестайлинг, новые силовые установки и дополненные комплектации? Попробуем со всем этим разобраться

АвтоМир
Вальц без цветов Вальц без цветов

Дизайнер Екатери­на Вальц офор­ми­ла в ком­плек­се “Легенда Цветного” бру­таль­ный муж­ской интерьер.

AD
Сольный номер Сольный номер

Почему Юлианна Караулова живет интуицией и не торопится с материнством

Cosmopolitan
Улыбка с лондонским акцентом Улыбка с лондонским акцентом

Татьяна Веденская написала рассказ об одной удивительной встрече

Cosmopolitan
Работаем над покрытием Работаем над покрытием

Инновационные напольные покрытия вытесняют традиционные дерево и камень. Спокойнее всего тем, кто занял узкую нишу.

РБК
Первое, второе и компот Первое, второе и компот

Где искать точки роста сетевого ресторанного рынка.

РБК
Магия Колина Магия Колина

Колин Фаррелл разбил много сердец

Cosmopolitan
Памятник старины Памятник старины

Архитек­тур­ное бюро Blockstudio офор­ми­ло для твор­че­ской се­мьи квар­ти­ру пло­ща­дью 77 м² с но­сталь­ги­че­ским интерьером.

AD
Начальник космодромов Начальник космодромов

Рано Джураева должна найти прибыль там, где раньше ее никто не искал.

РБК
Чем бо­га­ты, тем и рады Чем бо­га­ты, тем и рады

Декоратор Женя Жданова офор­ми­ла в Подмоско­вье дом с эле­мен­та­ми им­портозамещения.

AD
Очень опасная женщина Очень опасная женщина

Отрывок из биографического романа о бурной жизни баронессы Марии Будберг

Playboy
Кевин Харт: «После каждого фильма я дарю себе крутую машину и часы» Кевин Харт: «После каждого фильма я дарю себе крутую машину и часы»

Кевин Харт — о том, как боялся шутить с арабами и чему он учится у Jay Z

Playboy
России – с любовью России – с любовью

Основатель Uomo Collezioni Джонни Манглани – о том, как укрепить бизнес во время кризиса, о пользе самокритики и своих русских привычках.

The Rake
Toyota Corolla Toyota Corolla

Японцы не любят резких телодвижений, а придерживаются тщательно взвешенных решений. Обновленная Corolla очередной тому пример.

Quattroruote
Венчурные инвестиции Венчурные инвестиции

Венчурные инвестиции у многих ассоциируются с вложением в интернет или IT - проекты. Это давно уже не так. Венчурные инвесторы ищут новые сферы, где вырастут новые гиганты. И такие сферы есть. Forbes выбрал пять перспективных направлений для инвестиций и посмотрел, кто их уже осваивает.

Forbes
Бюрократический вопрос Бюрократический вопрос

Какие документы всегда должны быть с собой у водителя и как накажут за их отсутствие?

АвтоМир
Его эго Его эго

Дональд Трамп, который уже изменил Америку.

Forbes
На службе знакомств На службе знакомств

Не получается найти свою половинку? Возможно, стоит доверить столь ответственное дело профессионалу. Знакомьтесь: сваха — личный помощник в поиске спутника жизни.

Добрые советы
Ты и я — половинки Ты и я — половинки

Братья Дин и Дэн Кейтены из Dsquared² — про костюмы для Бейонсе и жизнь как праздник.

Vogue
Грозит ли диабет лично тебе? Грозит ли диабет лично тебе?

«Ешь поменьше сладкого, а то диабетом заболеешь!» – пугают мамы склонных к полноте дочек. Насколько реален повод для этих переживаний?

Лиза
Volkswagen Jetta Volkswagen Jetta

Весной Volkswagen начал продажи Jetta особой серии Allstar. Расширенный список доступного оборудования, индивидуализация интерьера и экстерьера… Что еще кроется за красивым названием этой версии?

АвтоМир
Lada Granta Lada Granta

У Lada Granta появилась вторая двухпедальная версия. Теперь самую доступную модель АвтоВАЗа можно оснастить не только автоматом, но и «роботом»

АвтоМир
Музыкант года Музыкант года

Шнурова селят в «Лотте Отель Москва» уже не помню какой год (пятый?), в одном и том же номере, где ему каким‑то образом даже дозволяется курить. Его отношения с чужим внепитерским пространством в последние годы вообще складываются из крайностей — он либо на арене, либо в гостиничном номере, никаких прогулок или посиделок в ресторанах. На столе лежит недоеденный голубец из «Азбуки вкуса», я ворую у него из мини-бара «Белугу», он пьет какой‑то очередной полуйогурт-полусок — и мы начинаем очередные ночные переговоры.

GQ
Открыть в приложении