Очень вредная привычка
Нет, мы не о курении или сидячем образе жизни, а об обиде. Это чувство давно пора взять и отменить, ведь оно не несет ничего, кроме испорченных отношений.
Коллеги не подписывали дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором обещали быть приветливыми с тобой при каждой встрече, а в свидетельстве о браке нет графы “Муж обязуется приходить домой не позже десяти вечера”. И тем не менее ты почему-то дуешься, когда начальница забывает о “дежурной улыбке”, а супруг не предупреждает, что задерживается на работе. Почему?
Жгучая смесь
Возьми две части злости на другого и одну часть жалости к себе, на время спрячь в темное место и подавай холодным. Вот что такое обида – коктейль эмоций, который мы учимся готовить с возрастом. Обида не заложена в нас природой: маленькие дети вместо нее испытывают разочарование, гнев, печаль. Со временем они понимают, что нельзя просто так взять и сказать взрослому: “Я на тебя зол!” – и привыкают держать чувства в себе.
Мы продолжаем зависеть от других, хотя уже давно выросли. Замечала, что ты обижаешься, лишь когда есть на кого? Представь: новый холодильник сломался сразу по истечении гарантийного срока. Если модель тебе порекомендовал продавец, “вину” можно свалить на него, хотя понятно, что он выполнял свою работу. А что если ты сама месяц подряд читала отзывы в Интернете и сравнивала характеристики? Досадно, но на себя обижаться глупо, да и на производителя тоже – всей компании в глаза не посмотришь.
Надейся и жди?
Обида возникает только на конкретного человека, потому что ему можно предъявить претензии. Их суть – в несбывшихся ожиданиях. Например, ты думала, что бойфренд заметит новую стрижку, а подруга позовет свидетельницей на свадьбу, но этого не произошло.
В том, что ты рассчитывала на знаки внимания, нет ничего странного. “За любым ожиданием часто стоит потребность – быть значимой для других, - объясняет Инна Хамитова, психолог, основатель Центра системной семейной терапии. - Прохожий на улице, продавщица в магазине или сосед с нижнего этажа не играют роли в нашей жизни, поэтому от них мы ничего не ждем. А вот любимый, друзья или начальник, на которого, кстати, мы неосознанно проецируем роль родителя, нам дороги. Хочется, чтобы это было взаимно, и любые “доказательства” обратного нас ранят”.
Близкие, конечно, догадываются о твоем желании быть для них не последним человеком в мире. Но они точно не в курсе твоих “внутренних стандартов”. Во-первых, у всех разные требования и представления о допустимом, и задевший тебя за живое поступок необязательно вызовет такую же реакцию у окружающих. Скажем, жалуешься ты знакомой на новоиспеченную невесту, предавшую вашу дружбу, а она в ответ: “Ну и чего ты разбушевалась? Считай, повезло! Свидетельнице тамада вздохнуть не дает, а ты будешь просто гостьей, повеселишься в свое удовольствие”.
Все чувства, в том числе и обида, – личная зона ответственности каждого. Никто не должен справляться с ними за тебя