Preview / Коллекционер
Глаз вопиющего в пустыне
В следующем году бонвиван трудной судьбы Роберто Поло привезет свою коллекцию в ГМИИ, а пока смотрите на нее в Брюсселе.
В то время пока в Пушкинском обсуждают грядущую в следующем году выставку «Бельгийский авангард. Шедевры из собрания семьи Поло», глава этой семьи запускает в Брюсселе проект «Живопись после постмодернизма». Вам понравится биография владельца этой живописи.
Одна проблема — шестидесятипятилетний Роберто Поло хочет говорить со мной об истории искусств, а не о личной истории. Но что же делать, если они так тесно сплетены? Передо мной великий коллекционер и знаменитый светский персонаж. Он закатывал балы в Париже, Нью‑Йорке и Монте‑Карло, был женат на первой красавице Америки, владел домами и квартирами в трех столицах мира, имел изумительное художественное собрание — и по ложному обвинению лишился всего. Оказался в тюрьме, по сравнению с которой Бутырка — санаторий. Вышел, воскрес, вернулся. Он граф Монте‑Кристо коллекционного дела. Дюма‑папы на него нет.
Роберто Поло носит белую бороду Санта‑Клауса, но тонкая талия и молодые глаза заставляют вспомнить юношеские фотографии, где он вылитый герой Голливуда, красавец с высоким лбом и черными волосами. Говорит так, что понятно — его не случайно в двадцать четыре года сделали профессором. Он и теперь способен убедить любого.
Мы сидим в его брюссельской галерее, где сейчас идет выставка фотографа агентства «Магнум» Карла де Кейзера. Тот съездил на Кубу как раз перед тем, как Америка сменила гнев на милость и сняла блокаду с Острова свободы, который так и не сумел этой свободой воспользоваться.
— У Карла потрясающее чутье, — сообщает мне Поло. — Он снимал разделенный Берлин как раз перед тем, как стена пала. А сейчас по его фотографиям будут изучать последние дни диктатуры Кастро.
На снимках — живописнейший город, за пятьдесят семь лет съеденный социализмом как термитами. С портретами Фиделя и Че Гевары на стенах. Для нас, советских, они все еще герои, для Поло — с самого начала злодеи и палачи.
С давних лет американец, а теперь еще и бельгиец, Поло все равно считает себя кубинцем. Он родился в Гаване. Семья отца — инженеры, матери — музыканты, оперные певцы. Папа с братьями строил заводы по всей Латинской Америке. Как и в других приличных семьях, в доме презирали Батисту, солдафона и узурпатора. Но когда «барбудос» его прогнали, новая диктатура оказалась пострашнее прежней.
Отец забрал жену с детьми и уехал сначала в Штаты, потом в Перу, где у него были предприятия и сбережения. Призрак коммунизма настиг и там: все было национализировано. Но то, что вернувшиеся в США родители стали небогаты, развязало Поло руки — молодой человек мог заниматься тем, что ему нравилось, и делать собственную карьеру.
Поло учился на художника и историка искусств в вашингтонской арт‑школе Corcoran (это хорошее место, его окончил, к примеру, Дэвид Линч). Первые «персоналки» прошли в шестидесятые в самой молодой и смелой галерее столицы Jefferson Place. На том этапе Поло не только учился и писал — он параллельно зарабатывал на жизнь, набирал умения, которые потом его прославят. В мастерских ювелиров привыкал к драгоценным камням и развивал вкус к украшениям. Потом его назовут одним из десяти главных коллекционеров ювелирных шедевров XX века — в одном списке с Ричардом Бёртоном и герцогом Виндзорским.